Биржевые цены на топливо продолжают рост, который начался ещё летом. По итогам вчерашних торгов на товарно-сырьевой бирже в Санкт-Петербурге стоимость АИ-95 превысила 74 тыс. рубля за тонну. А до этого цены на топливо регулярно ставили рекорд за рекордом.
О причинах этого явления ForPost подробно рассказывал во второй половине июля в статье «Литр бензина за 100 рублей может стать новой российской реальностью?».
Рост биржевой стоимости бензина, напомним, связан с решением российских властей вдвое сократить выплаты по демпферу нефтяным компаниям, чтобы они не продавали топливо на экспорт, если мировые цены становятся выше российских.
Логика правительства в сокращении демпфера понятна: нужно уменьшать дефицит бюджета, в том числе и за счёт сокращения этих расходов.
Но нефтяники, которые не только добывают, но и производят и продают бензин, с этим не согласны. Именно поэтому, дабы показать властям, к чему приведёт сокращение выплат, они уже давно начали поднимать цены на бирже.
Комментируя ситуацию с топливом в июле, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечал, что если власти и нефтяники не найдут компромисс, нас ждёт неминуемый рост цен на топливо уже в сентябре.
Как пояснил Юшков ForPost сейчас, компромисс так и не был найден.
«Пока сложно судить, но может так оказаться, что по итогам года инфляция будет меньше, чем рост стоимости топлива. Я думаю, что рост цен на топливо будет продолжаться. Но нужно понимать, что, с одной стороны, решение по демпферу толкает цены вверх, а с другой — сейчас, с окончанием летнего сезона, резко упадёт спрос на топливо со стороны населения, потому что люди возвращаются из отпусков и ездят на авто гораздо меньше.
Полагаю, в сентябре мы увидим некую инерцию, когда вслед за подорожанием бензина на бирже он будет дорожать и на АЗС, но позже — в октябре или ноябре — рынок стабилизируется.
Посмотрим, как поведут себя компании. Приняли ли они эту ситуацию и готовы сдерживать цены себе в убыток или же настроены на конфликт с правительством и будут демонстративно повышать цены, ссылаясь на сокращение выплат по демпферу», — отметил Юшков.
При этом аналитик выразил уверенность, что в конечном счёте бензин и дизель подорожают лишь на несколько рублей до конца года.
«Это точно не будет подорожание на десятки рублей. Подорожание АИ-95 будет в пределах до 60 рублей за литр», — высказал мнение Юшков.
При этом он напомнил, что государство также обладает механизмом сдерживания роста и биржевых цен путём установления ежемесячных индикативных цен.
«На бирже покупают топливо независимые АЗС, и они прямо зависят от биржевой стоимости топлива. При этом независимые АЗС в России — это примерно 60% всех заправок в стране, которые продают примерно 40% всего топлива», — добавил эксперт.
Читайте по теме: Россиян ждёт скачок цен на бензин — но почему?
Андрей Мединский
Обсуждение (4)
Действительно, почему бы не уменьшать дефицит бюджета за счёт очередного ухудшения благосостояния граждан? Логика "отличная" (
(Логика правительства в сокращении демпфера понятна: нужно уменьшать дефицит бюджета, в том числе и за счёт сокращения этих расходов.)
Но нефтяники, которые не только добывают, но и производят и продают бензин, с этим не согласны. Именно поэтому, дабы показать властям, к чему приведёт сокращение выплат, они уже давно начали поднимать цены на бирже.
Поэтому властям, что бы показать "нефтяникам" -спекулянтам, к чему может привести ихнее поведение, надо просто национализировать нефтедобывающую и перерабатывающую промышленность...и установить фиксированные государственные цены ..."Злые языки" утверждают, что себестоимость АИ-95 примерно 15 руб за 1литр.Продажная цена должна быть в пределах 20-25 руб. за 1 литр...
а себестоимость соляры сколько
Другого выхода нет.