В Общественной палате РФ предложили поднять срок обучения в школах с 11 до 12 лет и принимать туда детей с шести лет. Автором идеи выступил заместитель секретаря ОП, доктор юридических наук Владислав Гриб.
«Назрела необходимость вводить в школах 12-летнее образование, как почти во всех развитых странах мира. И отправлять детей в школу надо с шести лет», — приводит его слова ТАСС.
По мнению общественного деятеля, школьные программы с каждым годом усложняются, появляются новые дисциплины, которые не могут быть освоены за 11 лет:
«Садик, подготовительные группы — это хорошо, но системное образование мы получаем только в школе. 12 и 6 лет — это требование сегодняшнего дня, и в других странах это было введено ещё два-три десятилетия назад».
Он уточнил, что инициативу обсудят в Общественной палате, Российской академии образования, а также в общественном совете при Министерстве просвещения РФ.
Или вернуться к советской 10-летней школе?
В Минпросвещения отметили, что сегодняшняя школьная программа сбалансирована и эффективна, поэтому к идее увеличить срок обучения стоит подойти внимательно и сопоставить риски и возможности, передаёт ТАСС.
Неоднозначно отреагировали и в Госдуме.
«Нужно наложить мораторий на изменения в системе образования, позволить самим учителям сохранить лучшее, что у нас есть, и постараться избежать необдуманных решений», — заявил в беседе с ТАСС вице-спикер ГД Борис Чернышов.
Зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Виталий Милонов убеждён, что в шестилетнем возрасте невозможно полноценно включиться в школьную программу, а родители, которые специально отдают детей в учебное заведение в шесть лет, «тешат своё тщеславие».
«Не надо пытаться шестилетнего малыша сделать старше. У каждого возраста есть своя нагрузка, свои особенности. И в шесть лет его психология, его эмоциональное состояние ещё не позволяет ему ходить в школу», — приводит его слова «Газета.Ru».
Член комитета по просвещению Анатолий Вассерман согласен с коллегами. По его мнению, 12-летнее обучение возникло на Западе из-за особенностей менталитета, России такую идею перенимать не следует.
Более того, современное развитие российского образования, по его словам, открывает перспективу для возврата к 10-летней школе.
А дети смогут учиться в школе с 6 лет?
Учитель начальных классов из Иркутской области Мария Бахуринская в беседе с корреспондентом ForPost отметила, что обучение с шести лет преждевременно для большинства детей:
«В шесть лет у ребёнка всё ещё преобладает непроизвольное внимание. Он концентрируется на том, что ему интересно, а не на том, что «надо». Просидеть 30-40 минут на одном месте для него — титанический труд, который быстро приведёт к переутомлению и нервному истощению. К семи годам формируются те отделы мозга, которые отвечают за регуляцию деятельности, усидчивость и самоконтроль».
По словам Бахуринской, к семи годам у ребёнка, как правило, окончательно формируются мелкая моторика, что критически важно для постановки руки при письме, и навыки самоорганизации. Шестилетке физически сложнее держать ручку, а его эмоциональный фон ещё очень хрупок. Частые слёзы из-за неудачи, повышенная тревожность — это прямое следствие непосильной для его возраста нагрузки.
«Не стоит спешить и «красть» у ребёнка целый год детства. Этот год — не потерянное время, а бесценный ресурс для созревания, игр, ответственности, которые очень важны в первые школьные годы», — резюмировала специалист.
Семейный психолог из Петербурга Мария Кузнецова убеждена, что ребёнка не следует рано отправлять в школу из-за базовых навыков, которые тоже формируются к семи годам.
«В шесть лет ребёнок находится на важнейшем этапе формирования своей социальной идентичности вне семьи. Ему необходимо выстроить отношения со сверстниками на своей, «детской» территории, — в игре, — пояснила эксперт в беседе с ForPost. — Игра — это полигон для отработки ключевых навыков: умения договариваться, разрешать конфликты, понимать свои и чужие границы, проигрывать и побеждать. Когда мы отправляем шестилетнего ребёнка в школу, мы резко обрываем этот естественный процесс и переносим его в среду с жёсткими правилами, оценками и требованиями».
По словам психолога, в шесть лет самооценка ребенка ещё очень хрупкая и формируется через похвалу взрослого. В школе он впервые начинает сравнивать себя с другими, неудачи в чтении или письме воспринимает как личную трагедию: «Я плохой, потому что я хуже Пети». Это может привести шестилетку к хронической неуверенности в себе, тогда как в семь лет ошибки переживаются гораздо легче.
«Год между шестью и семью годами — это важный год для «доращивания» социального интеллекта. За этот год ребёнок в безопасной обстановке детского сада или семьи проходит необходимые этапы социализации, чтобы прийти в школу психологически устойчивым», — резюмировала специалист.
Дарья Клименко
И не надо думать, что "оптимизаторы" от образования этого не понимают.
И это может сломать малышу психику, причём навсегда. Но именно этого "оптимизаторы" и добиваются - угробить ещё одно поколение в зародыше, сделать из них невротиков и психов. Так что те, кто это предлагает, не просто дураки - это враги.
11-летнее образование уже отучило людей грамотно писать и связно излагать мысли, чего ждать от 12-летнего?