Подошёл к концу переходный период в части действия ФЗ 44, 221. С 1 июля 2015 года началось полноценное функционирование механизма государственных закупок в городе Севастополе. Теперь все расходы бюджета осуществляются только с использованием этого механизма.
Рабочая группа ОНФ "За Честные Закупки" за последнее время выявила несколько т.н. "серых" закупок, т.е. тех, в которых есть признаки недобросовестного расходования государственных средств. Готовятся жалобы в ФАС, которая даст правовую оценку выявленным "фронтовиками" фактам.
Так, СевастопольГаз проводит тендер по оказанию услуг по поверке счётчиков газа у населения, при этом в техническом задании отсутствует обоснование стоимости договора, при том, что, согласно уставной документации, Севастопольгаз может сам осуществлять эту деятельность. Неясно, зачем привлекать подрядчиков под свою же уставную деятельность, учитывая, что объявленная цена торгов - 2 750 000 руб. в год.
ГКУ Севастопольское административно-коммунальное хозяйство объявило тендер на оказание услуг по ремонту автотранспорта, используемого предприятием. Стартовая сумма контракта – 1 238 707 руб. 66 коп. с НДС (что немаловажно, поскольку выиграл конкурс индивидуальный предприниматель). В техническом задании фигурируют марки авто, которые предстоит обслуживать: Ауди А8, мерседес S-класса, Туарег, и Тойота Land Kruiser 200. Необходимо проверить учёт основного фонда предприятия, чтобы выяснить, внесены ли туда указанные автомобили.
Правительство Севастополя недавно заключило контракт на сумму 475 000 рублей, который, предложив самую низкую цену – 390 000 руб, (на 5000 меньше претендента, "финишировавшего" вторым), выиграло ООО «Алдор Групп». Предмет контракта - изготовление правительству конструкций баннеров и ситилайтов с поклейкой, общей площадью 5000 кв.м. По условиям, предъявляемым в документации, у поставщика должна быть в наличии собственная производственная база, которой, как оказалось, у АлдорГрупп нет.
Зато она есть у рекламной компании КрымКонтакт, директором которой является Мандрицкий Юрий Георгиевич. Он же руководит и АлдорГрупп. Довольно странное «разделение труда», которое также вызывает вопросы. В числе "второстепенных" нарушений в техзадании - по смете не разделён монтаж от изготовления конструкции, а также не предусмотрен демонтаж. Значит, этими тратами из бюджета города дело не ограничится.
Правительство Севастополя заключило контракт без всякого тендера: в Москве для организации работы представительства нашего славного города на Славянской площади, д.2. было арендовано помещение в 253 квадратных метра. Это обходится в 663 071 р. в месяц, то есть 31 450 руб. за 1 м.кв. Контракт заключён 24 февраля этого года, однако за февраль, согласно документам, аренда была оплачена не за 4 дня, а в полном размере за месяц.
ФГБУ Информационно-аналитического центра Судебного Департамента, которое осуществляет техническое обслуживание информационно-правовой программы ГАС Правосудие, объявило тендер на услуги аренды автомобиля для директора и его заместителя. Победителем стало ООО "Максисервис", зарегистрированное в городе Одинцово Московской области. Характеристики автомобиля описаны под конкретное авто, вплоть до обогрева сидения водителя, а сумма договора составила 495 708 руб. в месяц или 409 рублей в час.
В числе прочих вызывающих вопросы закупок можно указать закупку Севастопольским фондом обязательного медицинского страхования серверов у компании DA Project по 190 000 руб, хотя поиск набранных спецификаций даёт цену от 119 000 руб. (общая сумма контракта – 1 065 000).
Обращает на себя внимание и закупка по ремонту кровли зданий МВД - это три договора на общую сумму 10,5 млн. рублей, договор был заключён с единственным поставщиком из Москвы, а также покупка Следственным Комитетом двух трёхкомнатных квартир по цене 4 825 000 руб. каждая у компании уз Нефтеюганска, действующей по доверенности владельца - Севастопольского ООО "Управление Жилой Недвижимостью".
Будем надеяться, что итоги "серых" аукционов будут отменены, а по заключённым контрактам в случае подтверждения нарушений виновные будут привлечены к ответственности.
***
Как видно из представленного отчёта, факты вызывающего вопросы расходования бюджетных средств города и федерального бюджета обнаруживаются. Этот список - малая часть из того, что группе "За честные закупки" удалось выявить.
Сам по себе механизм государственных закупок - отличная возможность для представителей бизнеса любого уровня в Севастополе реализовать свои возможности и улучшить своё благосостояние, расширив рынок сбыта собственной продукции или услуг. Для того чтобы воспользоваться этим механизмом, необходимо изучить нормативные документы, приобрести электронный ключ, зарегистрироваться на электронных площадках - коммерческих или государственной, и вперёд!
Что же останавливает севастопольского предпринимателя? Прежде всего, несовершенный механизм закупок, плюс страх, лень и нежелание учиться.
"Обратная сторона" наблюдаемой инертности севастопольского бизнеса - элементарная лень и страх, основанный на незнании (непонимании) механизма госзакупок или неуверенности в себе, а где-то и отрицательный опыт работы аналогичного механизма в Украине. Здесь проявляется человеческий фактор, выраженный в личных и деловых качествах предпринимателя.
"При желании - тысяча возможностей, при нежелании - тысяча причин", гласит лозунг, размещённый на здании завода Ситроен, и в этом случае его цитирование уместно на все 100%.
Обучающая информация, размещённая в сети интернет в виде видеороликов, текстовой и иной информации, регулярно проводимые в нашем городе обучающие семинары могут восполнить пробел в знаниях пытливого предпринимателя. Нет желания или времени - заключи договор с компанией-посредником, который за процент будет мониторить нужные торги, сам принимать в них участие, готовить документацию, выигрывать. Всё сделано для привлечения бизнеса разного уровня к участию в госзакупках.
Одним из самых частых явлений, с которыми группа "За честные закупки" сталкивается в ходе анализа уже заключённых контрактов, это т.н. "закупка у единственного поставщика", когда в конкурсе заявлен только один участник. При отсутствии формальных нарушений в предоставленной на конкурс документации он гарантированный победитель. Это говорит о слабой вовлечённости севастопольского бизнеса в механизм госзакупок с одной стороны и о свободной нише для развития - с другой. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что закупка у единственного поставщика - это катализатор для проявления коррупции в сфере госзакупок, к тому же это само по себе не способствует экономии бюджетных средств и развитию здоровой конкуренции.
Есть у механизма госзакупок и некоторые несовершенства. Во-первых, это нулевое авансирование. Редко когда авансирование по контракту достигает 30%. Оплата происходит или поэтапно по мере выполнения работ (реже по срокам), или уже в конце работ. В условиях нового законодательного поля бизнесу сложно, средств у него не хватает, и это, безусловно, препятствие для работы в таком формате.
Вопрос решается лишь частично и представлен в виде банковских инструментов. Например, банковская гарантия представляет собой обеспечение сделки в части предоставления гарантийного взноса для участия в аукционе, составляющего 1% от суммы контракта.
В настоящее время разрабатываются механизмы финансовой поддержки мелкого и среднего бизнеса, например, сейчас обсуждается механизм начисления дивидендов на "замороженную" во время участия в аукционах сумму средств предпринимателя. Оплата работ осуществляется после подписания акта выполненных работ. Поскольку срок оплаты после подписания акта, согласно условиям контракта, жёстко обозначен, зачастую подписание этого акта под всякими предлогами откладывается, и это - вторая проблема механизма госзакупок.
Вывод - участник торгов со стороны поставщика должен обладать значительными свободными средствами, изыскав которые (а настоящий предприниматель всегда должен обладать такой возможностью), можно фактически открыть дополнительный рынок сбыта.
Проект "За честные закупки" Общероссийского Народного Фронта – это народный контроль эффективности использования бюджетных средств, эффективно работающий наряду со Счётной Палатой и Федеральной Антимонопольной Службой, которым такой контроль предписано осуществлять законом.
На официальном сайте проекта можно ознакомиться с отчётом работы проекта, который, несомненно, впечатляет - суммы предотвращённых растрат исчисляются миллиардами рублей.
Госзакупки - это эффективный, прозрачный инструмент для развития бизнеса, научиться ему при желании легко, а работать с ним, непосредственно участвуя в торгах на аукционах, - интересно. Это положительный опыт работы для предприятия, ведущий его по пути развития.
Если же Вы стали свидетелем нечестной закупки, проведения торгов с нарушениями, мы поддержим справедливость и инициируем соответствующую законодательную процедуру.
Удачи и до встречи на электронных площадках!
Наш адрес электронной почты для связи: sevzakupki@mail.ru
В. Чайка
Обсуждение (10)
Группа "За Честные Закупки в Севастополе" в Фейсбуке.
Молодцы, похвально.
Не плохо было бы указывать фамилии чиновников руководителей заказчика. Интересно знать ФИО тех, кто разбазаривание российский бюджет.
Ржака! Как говорил мой преподаватель предмета "ПТУ" в вузе: "Пукнул в лужу, и круги пошли"! А что, в правительстве и структурах, готовы к госзакупкам? Прошли обучение? Получили электронные подписи? Заработала электронная площадка? Установлены программы у всех задействованных лиц? Утвержден порядок подачи тендеров? Ау! Вы где???)
тут надо понимать что переходный период закончился в 01.01.2015, но по некоторым моментам с подачи Меняйло заксобрание приняло 121 закон который позволял обходить 44 фз для гос учреждений до 1-го июля, а для муниципальных образований до 31 декабря 2015 года.
to majored (Севастополь) я не раз слышал предложения продлить действие 121 закона потому что ещё не все "вьехали", в том числе и правительство. Но если продлевать переходный период, то они никогда не раздуплятся.
P.S. Ремонт дорог то же попадает под 121 закон, поэтому никто и не может увидеть тех задание.
to Владислав Чайка
, а какой сайт является официальным сайтом госзакупок или их несколько ?
Ржака! Как говорил мой преподаватель предмета ПТУ в вузе: Пукнул в лужу, и круги пошли ! А что, в правительстве и структурах, готовы к госзакупкам? Прошли обучение? Получили электронные подписи? Заработала электронная площадка? Установлены программы у всех задействованных лиц? Утвержден порядок подачи тендеров? Ау! Вы где???)
Правительство и структуры учатся госзакупкам, набирают опыт. Электронные подписи получили. В России работает 127 электронных площадок. Программы установлены у тех, кто заинтересован (это происходит автоматически при регистрации на площадке). "Порядок подачи тендеров" (наверно, заявок) установлен федеральным законодательством. Так что остается только соблюдать процедуры. Жуликов будет выявлять группа "За честные закупки". Если вы знаете что-то о "серой схеме" в конкретной закупке - сообщайте, группа проверит. Ссылка на группу в самом верху.
Ребятки! город не готов работать по 44-ФЗ, то что некоторые уже участвуют в электронных площадках - этого мало, не все отрасти охвачены, надо продлевать работу на 121 - СЗ, хотя бы до конца года, а те кто готовы работать так вот, статья, наработали уже)
Ребятки! город не готов работать по 44-ФЗ, то что некоторые уже участвуют в электронных площадках - этого мало, не все отрасти охвачены, надо продлевать работу на 121 - СЗ, хотя бы до конца года, а те кто готовы работать так вот, статья, наработали уже)
...И будет готов дерибанить дальше, прикрываясь нормами переходного периода. Нет, правы окажутся те, кто уже с января нарабатывают опыт работы по 44ФЗ. Шишек набьют, седины добавится, но они научатся работать по российскому закону. Те, кто позднее вступит на этот путь, будут проходить "период проб и ошибок" уже в условиях более строгих санкций к нарушителям.
Сайтов госзакупок много, особенно по 223 ФЗ, могут даже создать разовую, под одну закупку.По 44ФЗ есть единый портал Госзакупок. Там можно посмотреть на какой торговой площадке будут торги и Документацию. Для участия надо аккредитоваться на площадках( на многих за немалые деньги). Внести обеспечение участия в торгах в %% соотношении от выбранной закупки или Лота. Если выиграете, то внести обеспечение выполнения контракта на счет заказчика в %% соотношении или предоставить банковскую гарантию. Уже не первый раз интересуюсь, где и как Севастопольские фирмы могут взять честный кредит на все это или получить честную законную банковскую гарантию??? Предлагают только сомнительные схемы за огромные %%. Какие там честные Госзакупки!
to kulekvvv (Севастополь) to Владислав Чайка , а какой сайт является официальным сайтом госзакупок или их несколько ?
Указанный в статье сайт - официальный сайт госзакупок в РФ, а в первом комменте я дал ссылку на группу в Фейсбук именно Севастопольского коллектива.