Правительство подготовило постановление о выпуске автомобилей экологического класса «Евро-0». Эксперты надеются, что эта норма временная. В противном случае на дороги выйдут «дымящие машины», от выхлопов которых начнут задыхаться жители городов.
Любой ценой
После введения санкций многие европейские и американские автоконцерны ушли с российского рынка либо сократили выпуск новых автомобилей. Автозаводы больше месяца не получают зарубежные комплектующие и электронику.
Из Германии стали массово ввозить подержанные иномарки — их разбирают на запчасти, чтобы восполнить образовавшийся на отечественном рынке дефицит.
По оценке экспертов, сильнее всех пострадали партнёры АвтоВАЗа. Автомобильный гигант зависит от компании Renault, которой принадлежит 68% завода.
«Когда Renault пришёл на АвтоВАЗ, он выстроил цепочку поставок таким образом, что если автомобильный завод простаивает хотя бы день, тут же возникают проблемы у поставщиков, где-то увольняют людей», — рассказал ForPost эксперт по городскому транспорту Роберт Ян.
Минпромторгу нужно было решить две задачи: сохранить «огромную армию предприятий», работающих в автомобильной отрасли, и сделать так, чтобы специалисты не оказались на задворках рынка труда.
В высоких кабинетах созрел план: разрешить выпуск автомобилей всех экологических классов, включая «Евро-0». Как сообщил «Коммерсант», разработан проект постановления правительства о «правилах оценки соответствия колёсных транспортных средств, выпускаемых в особый период». Источники издания рассказали, что в автопарке КамАЗа около 5 тыс. грузовиков стандарта «Евро-2» уже ждут утверждения проекта, чтобы выйти на рынок.
Читайте по теме: Берегись автомобиля: повторит ли российский авторынок судьбу кубинского
В порядке исключения
Президент федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук полагает, что решение о «Евро-0» принималось спешно, поэтому стратегический документ пока так и не принят.
«У нас автопром настолько зависит от импорта, что мы не сможем самостоятельно выпускать легковые автомобили класса «Евро-0», класса «Евро-5». Скорее всего, постановление правительства коснётся коммерческой техники, комбайнов, грузовиков», — сказал собеседник ForPost.
Эксперт по городскому транспорту Роберт Ян считает иначе. Он уверен: российский автопром обладает необходимыми технологиями, а разработанное правительством постановление нужно, чтобы отладить разорванные западными санкциями производственные цепочки.
«При производстве автомобилей «Евро-2», «Евро-3» каждая единица техники должна проходить внутреннюю обкатку. Транспортное средство по дорогам не ездит, но его двигатель работает. Только после завершения длительных испытаний автомобиль получает сертификат «Евро-2». Чем выше экологический класс, тем дольше длятся испытания. Чтобы исключить эту процедуру в производственной цепочке, чтобы заводы стали быстрее производить продукцию, и было принято решение понизить экологический класс до «Евро-0». Автомобили этого экологического класса тестирование не проходят», — пояснил Ян.
Читайте также: На заводе Renault в России будут выпускать наши авто Lada
Ничего личного
Спасая отечественный автопром, правительство «наносит сокрушительный удар по экологии», уверены некоторые экоактивисты.
Именно экологические проблемы заставили Европу, США и Японию ещё в начале 90-х отказаться от «Евро-0». Россия же только в 2002 году ввела стандарт «Евро-2». К этому времени жители крупных городов буквально задыхались от выхлопных газов.
Опасения экоактивистов разделяют в Минприроды РФ:
«Однозначно любой откат экологических программ назад неминуемо влечёт за собой ущерб. В данном случае ущербом будет являться ухудшение качества воздуха в густонаселённых городах» (цитата по ТАСС).
Если постановление правительства будет принято, то вся работа пойдет насмарку, уверен Кирилл Форманчук:
«В автомобилях класса «Евро-5» установлены катализаторы, фильтры. В транспортных средствах «Евро-0» этого всего не будет. Никакой системы очистки газов в них нет. По городам начнут ездить машины, за которыми будет тянуться клубок дыма, как у старых «Икарусов». Жуть и ужас».
Читайте по теме: Назван предел ожидаемого роста цен на авто
Не надо паники?
Вместе с тем в постановлении чётко оговорено: власти не оказываются от применения каталитических нейтрализаторов, отвечающих за снижение выбросов. Их использование обязательно, если предусмотрено конструкцией.
Другой вопрос: где взять эти комплектующие? Была надежда на Китай, но, по данным нашего эксперта, там «отказались от сотрудничества с российскими заводами».
«Китайцы выпускают всё по лицензии и не хотят ни с кем конфликтовать. Например, ABC выпускает только Bosch. Китайцы не могут их поставлять в Россию, иначе сами окажутся под санкциями. Аналогичная история и с другими импортными комплектующими, в том числе отвечающими за очистку выхлопных газов», — уточнил Кирилл Форманчук.
Получается, в РФ планируют наладить выпуск легковых автомобилей и грузовиков, не отвечающих международным требованиям безопасности и техническому регламенту Таможенного союза? Ведь в нём сказано, что в обращение должны выпускаться только машины класса «Евро-5» и выше.
Эксперт по городскому транспорту Роберт Ян отметил, что в Минпромторге уже взяли на себя все риски. Сейчас ведомство с экспертным сообществом прорабатывают вопрос о временном упрощении технических регламентов.
В народе говорят: «Нет ничего более постоянного, чем временное». Роберт Ян так не считает. Он уверен: до конца 2022-го будет выстроена основная производственная цепочка, в 2023 году донастроят остальные механизмы.
«Я видел план по росту экономики. Ситуация стабилизируется в 2024 году. За два года автомобильная отрасль полностью восстановится. Повторюсь: снижение экологического класса — временная мера. Когда всё заработает, она будет отменена. Поэтому поводов для паники нет. Мы не умрём. Всё хорошо», — резюмировал Ян.
Читайте по теме: Цены на автомобили в апреле подняли сразу 11 марок
Роберт Вочовский
Обсуждение (12)
Просто поражаюсь иногда прочитаному, увиденому, услышаному....Прекратите строить дебильные логистические цепочки с целью найти выход за счет других, иностранных производств...Поколение сегодняшних чиновников-бояр, в большинстве своем надо отправить...сами знаете куда...Дайте возможность и подберите поколение, принимающих решение в сорок-сорок пять лет, а не в шестьдесят пять, заняться восстановлением и развитием национального, местного, отечественного производства ...Сколько еще будете ходить по граблевому полю?.
to Patriot1.:
Ходить будут ровно столько, сколько будет иметь место личная корысть ответственных работников. Ровно столько,пока не прекратится лоббирование интересов "Транснациональных компаний", причем на законодательном уровне.
Ярким примером является фактические уничтожение авиастроения, наши двигатели были то громче на пару децибел, то очередное Евро не соответствовало. В автоиндустрии все точно так же.
to Patriot1.:
Просто подбор кадров происходит не по профессиональной пригодности, а по партийной! Это принципиальная составляющая современной России. Хотя бы взгляните на состав Думы, как пример. Когда фигуристы, гимнасты и боксеры из партии решают судьбу страны!
Своё надо делать, позорище что такая страна с такими людьми и зависима от чужих производств. За откаты ведь чужих сюда пустили. И развалили и разворовали свои производства. И ведь по настоящему кто-то должен ответить за это.
to Patriot1. (Севастополь)
И практически весь мир нами поражается. Имея несметные богатстве почти всех элементов таблицы Менделеева - занимать довольно посредственные места по уровню жизни населения . Но разве нам от этого легче?
Вы это кому говорите: Тем, кто к этим цепочкам никакого отношения не имеет?
Правильно построенные логистические цепочки повышают производительность труда и снижают себестоимость продукции. И весь мир находит выход в межгосударственном экономическом и технологическом сотрудничестве, что тоже ведет к снижению себестоимости продукции... Потому как у одного получается хорошо разрабатывать технологию, у другого - воплощать ее в жизнь, а у третьего - продукцию продавать. В природе это называется симбиоз. Все вместе делают то, что не может каждый в отдельности, или у него это получается дороже.
to Patriot1. (Севастополь)
Это кому Вы советуете? Тем кто ставит их на на эти места и должности или тем, за кого мы почти ежегодно голосуем и которые определяют политику и деятельность чиновников-бояр?
У тех, к кому Вы апеллируете и сейчас есть такая возможность "принимать решение", только такая возможность не зависит от возраста, а от качества мозговых извилин. И само "принятие решения" - довольно субъективное понятие. Ведь оно может привести как в ад, так и в рай.
Это зависит от населения данной агломерации, его политической и житейской мудрости и общественного вектора развития, определяющего направление движения этого общества. Это как раз самый трудный вопрос.
to Mir vsem (Севастополь)
Это самый короткий путь обеспечить "демократическую" процедуру голосования не совсем демократической процедурой выбора депутатов плюс довольно недемократическим "внутрипартийным уставом"
Тут скорей не Дума виновата, а народ, который голосует за данных кандидатов в первую очередь, а во вторую - сильные духом и силой наши даже всемирно известные спортсмены, не могут устоять в непривычной для них, иногда грязной, политической среде.
Как будто нет китайского автопрома.
У Китая есть и хорошие и отличные машины.
ПАЗы будут ездить и КАМАЗы. Икарус уже давно накрылся медным тазом и выпускает мерседесы из комплектующих
to Zvonaryova.pol: это вы так думаете, потому что китаские машины еще дешево продаются. А в отсутствии конкуренции, опытным путем поднимется ценовая планка до максимума
А эксперт не знает, сколько по дорогам ездит машин с "обманками", установленными вместо катализаторов?
В нашей истории уже был период бурной и мощной индустрилизации - это 30-е годы. Но тогда мы верили и строили коммунизм... И стремились к тому, чтоб у нас было всё своё, родное. Но тогда мы строили коммунизм...