Севастополь

Прогулки по Севастополю. Софора Ушакова. О предании и предательстве

Впервые об этом дереве я услышала в начале осени 2012-го от севастопольского художника Владимира Васильевича Адеева. В 2010 году он основал в здании бывшей городской тюрьмы музейную комнату Александра Грина.

Беззаветно влюблённый в гриновские города и живущих в них героев, Владимир Васильевич провёл настоящее научное расследование, в результате которого, например, доказал, что родиной Ассоль из самого романтического произведения писателя "Алые паруса" является район нашей Килен-балки. Волею фантазии Александра Грина именно там раскинулся небольшой городок Каперна, где родилась и выросла эта прелестная девушка-мечта.

А ручей, по которому маленькая Ассоль так опрометчиво пустила плыть кораблик, изготовленный на продажу её отцом, протекал, как считает Владимир Васильевич, аккурат через "лес" Ушаковой Балки.

Здесь, у стенда, извещающего о том, что ныне это ботанический памятник природы местного значения,



 

в сентябре 2012-го и встретилась с художником группа севастопольцев и гостей города, чтобы несколько часов побродить по Гриновским местам - маршруту, разработанному Владимиром Васильевичем, и послушать его рассказ.



Несмотря на то, что отдел внутренних дел Нахимовского района находится в двух шагах отсюда, стенд пребывает в таком плачевном состоянии.

Об остальных вообще молчу: ознакомиться с информацией на них практически невозможно.

Спускаясь в Ушакову балку, экскурсанты увидели горы мусора, следы кострищ - результат отдыха горожан - и коз, безжалостно обгладывающих растения



На северо-западе сохранились остатки некогда очень популярной у молодёжи танцевальной площадки, а через дорогу от неё, на поляне - огромная Старая Софора:

И вот тогда-то Владимир Васильевич сказал, что, предположительно, это дерево было посажено самим Фёдором Фёдоровичем Ушаковым в бытность его командующим Черноморским флотом.

 

В данном случае художник Адеев как истинный исследователь не стал убеждать нас в том, что её ствола



касались руки прославленного адмирала времён парусного флота. Хотя среди севастопольцев нередко можно услышать разговоры о том, что это именно так. А на пустом месте легенды не рождаются!

В балке за Павловским мысом на берегу Севастопольской бухты по распоряжению адмирала Ушакова действительно был разбит парк для отдыха горожан. Командующий Черноморским флотом уделял большое внимание благоустройству города и, наверное, мог собственноручно посадить здесь какое-либо дерево.

Однако Владимира Васильевича смущало несколько моментов:

1. Софора не является крымским растением. "Были ли к тому времени эти деревья завезены в Крым"? - Задавался он вопросом. Конечно, самым лучшим ответом на него является лабораторное определение возраста Старой Софоры без причинения ей ущерба, но возможно ли это?

2. Кроме того, Владимир Адеев считает, что во время Первой обороны Севастополя траектория полёта ядер, выпущенных из вражеских пушек, стоящих за Малаховым курганом, была таковой, что растительность южного склона балки в зону огня не попадала. А вот там, где находится Старая Софора, как раз место довольно интенсивного обстрела. Могло ли при этом дерево остаться не повреждённым? - Вряд ли. Опять же, выживи софора во время Первой обороны, мало вероятно, что огонь не пощадил бы её во время Великой Отечественной войны.

На второй вопрос Владимир Васильевич попытался ответить сам, и, по-моему, весьма убедительно: если даже эта софора и была повреждена ядром или осколком снаряда, то корни её всё равно остались, и из них вполне могло вырасти новое мощное дерево.

Очень желая того, чтобы легенда оказалась былью, в поисках ответа на первый вопрос Владимира Васильевича пробую обратиться к литературе. В энциклопедическом справочнике "Севастополь" (Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя. Издание второе, дополненное и исправленное. 2008 год. Редактор-составитель М. П. Апошанская) в разделе "Ушакова, балка" о софоре ни слова.

Поднимаю периодику.

Редакционная статья "Ботанический памятник природы местного значения "Ушакова балка" газеты "Славы Севастополя" за 21 марта 2013 года гласит: "...памятник природы "Ушакова балка" создан с целью сохранения реликтовой рощи фисташки туполистной, занесенной в Красную книгу Украины, сохранившейся в пределах городской черты. Возраст рощи превышает 300 лет". И всё! Ни о какой софоре там тоже речь не идёт.

Не упоминается она и на сайте "Севастопольские маршруты".

Вообще рассказов про Ушакову балку и в главной городской газете "Славе Севастополя", и во "Флаге Родины", и в "Ветеране Севастополя" много.

Очень интересную информацию удалось почерпнуть из статьи представителя Севастопольского комитета защиты прав человека Ларисы Пономарёвой "Ставим вопросы..." под рубрикой "Неравнодушные мысли" (газета "Ветеран Севастополя" № 14 от 18.04.2008г.). "Великий флотоводец Ф. Ф. Ушаков - говорит Лариса Пономарёва - на свои деньги выкупил эту землю для создания места отдыха народа. Следовательно, эта земля и сегодня принадлежит адмиралу и ни в коем случае не является бесхозной".

В газетах "Ветеран Севастополя" есть и другие, полные боли и и заботы об Ушаковой балке, статьи Ларисы Пономарёвой, но о софоре Ушакова в них, к сожалению, не упоминается.

Лишь в одной из статей удаётся найти строки об этом дереве: "Тревоги и надежды балки Ушаковой" краеведа и озеленителя общественного инспектора Городской организации общества охраны природы Владимира Еремеева ("Слава Севастополя" от 11.09.1987., рубрика "Забота моя и твоя"). Именно он, будучи сторонником озеленения Севастополя путём высаживания земляничника, посадил в своё время арбутус недалеко от памятника Героям-подводникам .



 

Статья начинается с рассказа о том, как в балке Корабельной стороны по приказу Фёдора Фёдоровича Ушакова (с 1788 по 1790 гг. командующего Севастопольской эскадрой, а с 1790 по 1800 гг. командующим Черноморским флотом) в сохранившейся с незапамятных времён роще фисташки туполистной (она же - кевовое, она же - терпентинное, или железное дерево и др.) обустраивался парк.

Далее следовал диалог автора и руководителя героико-патриотического клуба при СПТУ-13 Елены Александровны Лысенко. Когда участники разговора дошли до знаменитой софоры, и Владимир Еремеев сказал, кем она, скорее всего, посажена, педагог спросила: "А вы не ошибаетесь"? Далее автор пишет: "...Еленой Александровной руководит далеко не праздное любопытство. Профессионально-техническое училище готовит рабочую смену. Молодые корабелы, будущие рабочие объединения должны знать об этом, чтобы научиться беречь и охранять народное достояние. Понимает ли это руководство объединения? Думаю, что нет".

К сожалению, последние слова В. Еремеева оказались пророческими. Сколько лет прошло, а вокруг дерева так и нет ни ограды, ни таблички. Софора, которой ещё жить да жить, болеет и гибнет, и, в основном, по нашей вине. А ведь ещё тогда, в 87-ом краевед писал: "Дело тут не в отсутствии информации. Решение исполкома горсовета от 25 декабря 1978 года внесло парк в список памятников природы местного значения, где особо подчёркнуто, что "софора японская посажена адмиралом Ушаковым". Этим же решением дерево передано "под охрану" (!) объединению "Морской завод имени Орджоникидзе". Тем не менее, по утверждению В. Еремеева, дерево остаётся в плачевном состоянии: "...древесина ... не получая должного количества тепла и света, становится рыхлой. Гниёт незащищённое дупло..."

- Раньше ствол софоры примерно на высоте двух - двух с половиной метров разделялся на четыре равновеликие части. У места раздела со временем и образовалось дупло, куда любили забираться ребятишки. - Вспоминает проживающий неподалёку Владимир Васильевич Адеев. - Как-то они устроили там костёр и, видимо, испугавшись, выскочили, не загасив пламя. Так основание одного из четырёх ответвлений сгорело и, ствол рухнул.

Резкое смещение центра тяжести вызвало падение второго ствола. И если бы растущий рядом молодой клён по-братски не подставил ему своё плечо, не выжить ни ему, ни двум другим.



 

На первый вопрос Владимиру Васильевичу также помогает ответить кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории фиторесурсов Института биологии Южных морей (Севастополь) Лилия Бондарева. Впервые она услышала про эту софору от активистки Севастопольского общества охраны природы, находящегося в Доме природы, Новиковой Любови Дмитриевны (ныне покойной) в девяностых годах прошлого века.

- Тогда - говорит Лилия Викторовна - Любовь Дмитриевна и её коллеги занимались лечением дерева. У софоры японской, или стифнолобия японского родиной являются Япония, Китай, Корея. В культуре эти деревья с 1747 года. В Никитском ботаническом саду в Крыму - с 1814 года. Отсюда они широко распространились по Крыму, Краснодарскому краю, Херсонской и Одесской областям. Фёдор Фёдорович Ушаков умер в 1817 вдали от Севастополя. Известно также, что последние восемь лет он жил в уединении. Но ведь не обязательно было выписывать деревья именно из Ботанического сада. Ему могли привезти их из какого-то другого места. То есть, теоретически адмирал вполне мог посадить эту софору.

Осталось только найти документы, на которые ссылается Владимир Еремеев.

И снова неоценимую помощь в этом оказывает Лилия Бондарева. У неё сохранились копии приказов по редким деревьям из архива ландшафтного архитектора Е. К. Князевой, который в свою очередь сберегла бывшая сотрудница Госуправления охраны окружающей природной среды старший научный сотрудник научно-исследовательского центра Вооружённых сил Украины "Государственный океанариум" Елена Евгеньевна Тарасюк.

Знакомимся с бумагами.

Вот то самое "Решение", на которое ссылается В. Еремеев:



 

А это первое к нему приложение:

 

В четвёртом столбце Приложения № 1 перечислены предприятия и учреждения, за которыми раньше закреплялись определённые территории для ухода за зелёными насаждениями.

Впрочем, нам и сегодня это гарантируют:  Год прошёл со дня подготовки проекта о создании кадастра зелёных насаждений города. Тем не менее, с той поры состояние ботанического памятника только ...ухудшилось. И не только его.

И всё-таки, на каком основании члены горсовета в конце семидесятых годов прошлого века с уверенностью заявили, что растущая в Ушаковой балке софора посажена именно адмиралом Ушаковым? Оказывается, прежде чем принять такое "Решение...", ими проводились консультации со специалистами: краеведами, историками, биологами, ботаниками, озеленителями:



А это сохранившееся в архиве Елены Тарасюк "Описание редкостных и старовозрастных деревьев как памятников природы" от 23 августа 1976 года, написанное рукой ныне, к сожалению, покойного Александра Сергеевича Дворченко. Он занимался озеленением Севастополя с пятидесятых годов прошлого века и известен, например, по его любимому детищу - скверу "Каменному цветку" у "Муссона".

Вот копии части "Описания":

 

Здесь выделен третий пункт с первой страницы:



 

Как видим, Александр Сергеевич тоже осторожен в своих высказываниях. Он пишет "по преданию старожилов". Но отчего не доверять старожилам, если теоретически рассказанное ими вполне возможно? И, на мой взгляд, совершенно справедливо горсовет в своё время узаконил предание.

Что касается возраста дерева, ботаник-систематик-дендролог кандидат биологических наук Людмила Николаевна Слизик-Маслова посоветовала обратиться за разъяснениями к инженеру охраны и защиты леса Севастопольского Лесхоззага Сергею Викторовичу Курпасу. Он сказал, что точно возраст живого дерева установить трудно, но порекомендовал ознакомиться с книгой С. Л. Шнайдера, В. Е. Борейко и Н. Ф. Стеценко "500 выдающихся деревьев Украины" (Издательство "Лотос" Киев-2011).



В ней на 129 странице я увидела фотографию нашей софоры. Вот что пишут о ней специалисты: "Обхват 3,34м, высота 10 м, возраст около 200 лет. По легенде посажена адмиралом русского флота Ф. Ф. Ушаковым". Тем не менее, авторы её без всяких оговорок называют Софорой Ушакова и считают, что дерево необходимо заповедать, оградить и установить охранный знак.

У севастопольцев есть такие богатства, о которых жителям других городов можно только мечтать: это и прекрасная природа, и богатейшее историческое наследие. Какой славной и весёлой должна быть жизнь тех, кто имеет подобные сокровища!

Владимир Еремеев начинал разговор с читателями своей статьи так: "Благодатная память материализуется в ревностно охраняемых памятниках природы и истории. В них не только наше прошлое. Это трамплин, с которого берёт свой старт подрастающее поколение, и высота его предопределяет будущее".

Только почему мы открываем их для себя, как в первый раз, через каждые 30 - 35 лет, когда многое становится утраченным? Почему наши живые памятники сегодня можно назвать разве что еле или полуживыми?!

Слова предание и предательство однокоренные. Оказалось, что от одного до другого, всего лишь шаг. А куда можно шагнуть с прогнившего трамплина?

Екатерина Васильева

Автор также выражает благодарность за оказанную помощь в сборе материала для статьи заведующей абонементом Морской библиотеки им. М. П. Лазарева В. А. Сапегиной.

фото автора

 

5219
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
4
В среднем: 3.7 (3 голосов)
Теги:

Обсуждение (34)

Profile picture for user cевастополец
85
cевастополец

to День флота (Севастополь)
Чиновники детям и внукам (своим) покажут и оставят именно хатынки и заборы. На живые деревья, исторические памятники и вообще город, который для них чужой, им.... не могу употребить то словцо, которое напрашивается, в приличном обществе.

Profile picture for user В.Федорин
802
В.Федорин

Огромное спасибо Екатерине за этот материал ! Очень трогательно и поучительно ! Но--УВЫ ! Нашей власти чужда забота об историческом ,культурном и духовном наследии ! Их собственная "рубашка"ближе к ихнему разжиревшему и деградированному "телу".

Profile picture for user Cableguy
830
Cableguy

Не так давно Е.В. уже печатала красивые снимки Ушаковки.Под снегом.После таяния, увы,всё та же картина-шприцы,презервативы,пластиковые бутылки,пакеты,изломанные деревья и костровища-там очень любят севастопольцы отмечать свои праздники...Ученики севастопольских школ там каждый год собирают тонны мусора.Не они бы,так страшно вообразить,во что превратилась бы Ушаковка.

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to Cableguy (Зауральск) Не так давно Е.В. уже печатала красивые снимки Ушаковки.Зимой. Спасибо. Радостно, что материал оставил отклик в чьих-то сердцах.
костровища-там очень любят севастопольцы отмечать свои праздники...

Это снято в ноябре прошлого года. Ушаков, кстати, места для костровищ тоже планировал, но специально оборудованные, как и Л. Н. Слизик-Маслова в своём проекте по созданию парка на Максимовой даче.
Ученики севастопольских школ там каждый год собирают тонны мусора.Не они бы,так страшно вообразить,во что превратилась бы Ушаковка. Это так! В 1978 году было написано, кому балка передаётся под охрану:

С тех пор многое изменилось. Я точно не знаю, учащиеся каких заведений там убирают мусор сейчас, но всем им и - главное! - их учителям низкий поклон.

Profile picture for user Посметный Виктор
1301
Посметный Виктор

Катерина! Ты пионер-следопыт, самом лучшем смысле! Необходимое и очень своевременное исследование. Спасибо.

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to Посметный Виктор (Севастополь)

Какой же я пионер? Всё всем всегда было известно, но, чтобы ничего не делать, проблема замалчивалась, кое-что забылось, и выросло поколение, которое многого не знает. И после этой никому не нужной статьи ничегошеньки не изменится.

Profile picture for user Посметный Виктор
1301
Посметный Виктор

to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)

Вода камень точит. Кроме того, с твоей лёгкой руки, само собой, не только твоей, но всё же. Оживили миндаль на Малаховом кургане. После твоей новости, восстановили посадки повреждённых деревьев у 45-й школы. Не говоря о других "мелочах". Так что результат твоей работы есть, и не маленький.

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to Посметный Виктор (Севастополь)

Не думаю, что это связано со мной. Надо сходить посмотреть на миндаль-то. Я ведь после той статьи о нём там так и не побывала.
На месте городских властей я бы всячески культивировала все были, мифы и легенды, связанные с городом, ещё бы их всячески приукрашивала и обустраивала связанные с ними памятные места. Потому что это интересно и радостно.

Profile picture for user VicMich
2909
VicMich

Все детство ходили через Ушаковку на пляж, и не знал, что это за дерево...

Кстати, может кто-нибудь подскажет, что это за дерево на Приморском?

Profile picture for user БРАТ
394
БРАТ

Очень понравился перл :".........На северо-западе сохранились остатки некогда очень популярной у молодёжи танцевальной площадки......"
Стесняюсь спросить , у молодежи какого века до Рождества Христова там была (если верить аффтору) популярная танцплощадка ? (не ужели сам афффтор отплясывал?)

Profile picture for user Фёкла Лизоркина
707
Фёкла Лизоркина

to Посметный Виктор (Севастополь)

t

o Екатерина (amygdalin13@gmail.com) ...с твоей лёгкой руки... Оживили миндаль на Малаховом кургане... результат твоей работы ...

Виктор, то, что вы привели Екатерину с её блогами на Форпост - не секрет.
То, что вы ей протекционируете (не нашла другого синонима слову "незаслуженно льстите" ) вместо конструктивной и дружеской критики - это (с моей точки зрения, разумеется...) идёт в ущерб Форпосту.
Но сегодняшний ваш пассаж - это уж слишком!
Про Маргариту Литвиненко, часом, не забыли??? Как сейчас говорит молодежь - на одну минуточку ...
Перебор!

Profile picture for user zagava
6720
zagava

to БРАТ

Стесняюсь спросить , у молодежи какого века до Рождества Христова там была (если верить аффтору) популярная танцплощадка ? (не ужели сам афффтор отплясывал?)
Не знаю, как до рождества Христова, но моя мать ( а ей за 80), приходила туда на танцы. Причем, как она рассказывала, приходили из Верхне-Садового через леса большой группой молодежи , а потом обратно тем же путем. Часик отдыха- и на работу.

Екатерина, спасибо огромное за репортаж!

Profile picture for user Наталия Старцева
45
Наталия Старцева

Самое интересное, что ни уважаемый автор, ни Литвиненко там пальца не приложили, а работу по миндалю выполнили рабочие ЧП"Русич-Крым" под руководством мастера Курлыкина Александра Анатольевича. Пофамильно назвать?

Profile picture for user Аэлита
4243
Аэлита

Так же погибают под новостройками заросли можжевельника на проспекте Античном и дальше к Адмиральской лагуне.

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to Наталия Старцева Самое интересное, что ни уважаемый автор, ни Литвиненко там пальца не приложили, а работу по миндалю выполнили рабочие ЧП Русич-Крым под руководством мастера Курлыкина Александра Анатольевича. Пофамильно назвать? Здравствуйте, Наталия! У Вас здесь второй пост, а Вы уже сердитесь. Не надо. Ведь мы о прекрасном! Тем более, что я и не утверждала никогда, что непосредственно приложила руку к восстановлению Этого дерева-памятника. Виктор Посметный живёт в этом районе и часто гуляет там с внуком, поэтому, как говорится, в теме.
В апреле прошлого года СЛУЧАЙНО разговорилась с Вашей тёзкой, в результате чего родилась эта статья. Конечно, она возникла, как и другие, не на пустом месте. Тема тревожила давно, а тут появилась возможность высказаться и я это сделала, как могла. Кто-то скажет, что плохо. Не спорю: у всех разные вкусы. Но если Вы просмотрите список статей, который были в апреле-мае этого года, то и правда, потом пошёл буквально поток публикаций про Миндаль. Так все эти капли слились в один поток, и было сделано то, о чём сказали Вы. Пофамильно назвать? Конечно! И я думаю, Вы это сделаете в отдельной статье с фотографиями и интервью, и все мы с удовольствием поклонимся этим людям. Однако до них кто-то должен был это дело "пробить" на бумаге, не правда ли? Каждый делал то, что мог. И - я уверена - получал от этого радость и удовлетворение, чего и Вам желаю от всей души:-)).

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to БРАТ Очень понравился перл : .........На северо-западе сохранились остатки некогда очень популярной у молодёжи танцевальной площадки...... Стесняюсь спросить , у молодежи какого века до Рождества Христова там была (если верить аффтору) популярная танцплощадка ? (не ужели сам афффтор отплясывал?) Как-то Вы не по-братски:-((. Ну да ладно. Я только что ответила Наталии Старцевой: добавлено 10-01-2014 11:07:25 . Женщина, с которой я беседовала (см. ссылку на статью) отплясывала на этой площадке. Да вообще многие работники завода им. Орджоникидзе там культурно отдыхали и танцевали в том числе. Я - нет, уже не застала этих счастливых времён. О чём и пишу: что очень быстро всё хорошее приходит в забвение. Оно, Хорошее, и Настоящее, нуждается в ПОСТОЯННОЙ заботе и поддержке.

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to Аэлита (Севастополь) to zagava (Инкерман) to В.Федорин (Севастополь) to cевастополец (Украина, Севастополь) to День флота (Севастополь)

Спасибо за СОучастие и добрые слова. Всё равно верится, что вместе можно навести порядок в любимом городе. Хотя иногда такое отчаяние охватывает...

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to VicMich (Севастополь)

Здравствуйте! У Вас очень хороший снимок софоры Ушакова. К сожалению, мойф отоаппарат делает снимки очень жёсткими, и при этом теряется ощущение воздуха, эфира даже, я бы сказала:-). Что касается деревьев на Приморском, то я написала о них Бондаревой Лилии Викторовне, и, надеюсь, она ответит. А вот было бы интересно, что скажут другие. Я тоже давно их снимаю и всё думаю, что за деревья. Может, маклюры?

Profile picture for user Посметный Виктор
1301
Посметный Виктор

to Наталия Старцева to Фёкла Лизоркина (feklalizorkina@gmail.com)

Все молодцы и все герои. А Маргарита, я думаю не обидится, она и сама за себя способна сказать и постоять. Важен результат.

Рабочие ЧП "Русич-Крым" работу сделали отлично. Миндаль ожил. За это им особая благодарность.

Profile picture for user VicMich
2909
VicMich

to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) to VicMich (Севастополь) Здравствуйте! У Вас очень хороший снимок софоры Ушакова. К сожалению, мойф отоаппарат делает снимки очень жёсткими, и при этом теряется ощущение воздуха, эфира даже, я бы сказала:-). Что касается деревьев на Приморском, то я написала о них Бондаревой Лилии Викторовне, и, надеюсь, она ответит. А вот было бы интересно, что скажут другие. Я тоже давно их снимаю и всё думаю, что за деревья. Может, маклюры?
Добрый день! Спасибо, аппаратурой похвастать не могу, нижний любительский уровень. Дервья эти на маклюру не похожи. Листья другие, и плодов на них не видел. Еще на Приморском есть интересное дерево - дуб каменный. Много лет проходил мимо, и вдруг увидел желуди, на вечнозеленом дереве! У него еще недавно спилили ствол, нависающий над скамейками.

Profile picture for user `+`
191
`+`

И что же делать? Народ всё равно там будет шашлыки устраивать. Может им там оборудовать шашлычные площадки?

На Максимке тоже будут шашлыки.

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to VicMich (Севастополь) Еще на Приморском есть интересное дерево - дуб каменный. Много лет проходил мимо, и вдруг увидел желуди, на вечнозеленом дереве! У него еще недавно спилили ствол, нависающий над скамейками. Ой, вот это Вы прямо-таки моими словами говорите!!!! Впервые я обратила на них внимание в День города-2010 и сделала вот этот снимок (сразу после фейерверка):

Хоть фото и плохонькое, я его очень люблю.
Что касается деревьев, то, может, это вязы? На них там влияет солёная вода с моря, поэтому они могут и не выглядеть классически.
Смотрите сегодня=завтра СТВ. Там должны показывать сюжет про скандальную обрезку тисса ягодного. История не закончена.

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to `+` (Новоульяновка) И что же делать? Народ всё равно там будет шашлыки устраивать. Может им там оборудовать шашлычные площадки? На Максимке тоже будут шашлыки. О том и речь, что если бы всё делалось по уму, то были бы и места специально оборудованные для костров, и растительность была бы в порядке. Не знаю, почему раньше у нас получалось, и вдруг перестало. Или не вдруг?..:-((
Вот под моей статьёй про миндаль, на которую я уже ссылалась, есть такой комментарий
постов: 628 Чиполлино (Sevastopl)
добавлено 04-02-2013 22:19:15 :

"Полностью поддерживаю по поводу порядка за деревьями, ухаживать и возрождать, раньше на малахове в парке экскурсии с гордостью показывали деревья, рассказывали сколько им лет, кем посажены, и как за ними смотрят и ухаживают, это вызывало чувство патриотизма как у малышей так и у старших. А сейчас половина молодежи это просто стадо без цели в жизни... увы реальность".

Profile picture for user `+`
191
`+`

to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) to `+` (Новоульяновка) И что же делать? Народ всё равно там будет шашлыки устраивать. Может им там оборудовать шашлычные площадки? На Максимке тоже будут шашлыки. О том и речь, что если бы всё делалось по уму, то были бы и места специально оборудованные для костров, и растительность была бы в порядке. Не знаю, почему раньше у нас получалось, и вдруг перестало. Или не вдруг?..:-(( Вот под моей статьёй про миндаль, на которую я уже ссылалась, есть такой комментарий постов: 628 Чиполлино (Sevastopl) добавлено 04-02-2013 22:19:15 : Полностью поддерживаю по поводу порядка за деревьями, ухаживать и возрождать, раньше на малахове в парке экскурсии с гордостью показывали деревья, рассказывали сколько им лет, кем посажены, и как за ними смотрят и ухаживают, это вызывало чувство патриотизма как у малышей так и у старших. А сейчас половина молодежи это просто стадо без цели в жизни... увы реальность .

Этим кто то должен заняться. Составить программу парки Севастополя.

Аналогичную http://sev.gov.ua/region_program/

Программа развития лесного хозяйства г. Севастополя на 2012-2016 годы

Profile picture for user Аэлита
4243
Аэлита

В Камышах есть бывший детский парк на Корчагина, а, вернее, то, что от него осталось. Когда-то перед выборами Новинский обещал его восстановить и там посадили несколько деревьев. На этом все и закончилось. Так вот там растет земляничник, по-моему так это называется. Надеяюсь, что Новинский сдержит обещание.

Profile picture for user Аэлита
4243
Аэлита

to Екатерина (amygdalin13@gmail.com) to `+` (Новоульяновка) И что же делать? Народ всё равно там будет шашлыки устраивать. Может им там оборудовать шашлычные площадки? На Максимке тоже будут шашлыки. О том и речь, что если бы всё делалось по уму, то были бы и места специально оборудованные для костров, и растительность была бы в порядке. Не знаю, почему раньше у нас получалось, и вдруг перестало. Или не вдруг?..:-(( Вот под моей статьёй про миндаль, на которую я уже ссылалась, есть такой комментарий постов: 628 Чиполлино (Sevastopl) добавлено 04-02-2013 22:19:15 : Полностью поддерживаю по поводу порядка за деревьями, ухаживать и возрождать, раньше на малахове в парке экскурсии с гордостью показывали деревья, рассказывали сколько им лет, кем посажены, и как за ними смотрят и ухаживают, это вызывало чувство патриотизма как у малышей так и у старших. А сейчас половина молодежи это просто стадо без цели в жизни... увы реальность .
Все зависит то воспитания. Если раньше наши родители следили за этим, заставляли читать хорошие книги, да и в школе этому уделяли внимание, а сейчас - книги и телевизор только про бандитизм, обман, проституцию... А если кто-то будет говорить о чести, патриотизме и любви к природе, то и смотреть не будут. А в какие игры играют дети?... Стрелялки, танки... Так что требовать от такого поколения, для которых не ничего святого.

Profile picture for user фигура
551
фигура

Очень интересная статья. Несколько раз бывал в Ушаковой балке, но об этом дереве не знал ничего. Жаль, что памятник природы в таком запустении... Хорошо бы, хоть софору огородили..

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to фигура (севастополь) to Аэлита (Севастополь) to `+` (Новоульяновка)

Спасибо за отклики. Будем стараться:-).

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

Воспоминания В. В. Адеева: "Танцплощадка в Ушаковой балке функционировала до конца шестидесятых годов прошлого века. Но потом построили танцплощадку на улице Корабельной, и молодёжь стала ходить на танцы туда, так как ближе к остановке, светлее и теплее: в Ушаковой балке даже летом вечерами было прохладно, поэтому, идя на танцы или в летний кинотеатр, люди брали с собой тёплую одежду. Но вскоре и летний кинотеатр перенесли на другое место и назвали "Молотом". А вот торговые павильоны и качели-карусели в балке были ещё долго. Последние срЕзали лет 10 назад, и всё сдали на металлолом".

Profile picture for user Сатурн
2018
Сатурн

Если е ошибаюсь танцплощадка называлась "Майдан", а судя по тому, что ближайшая к балке школа №42, то вероятно убирают они. В мои школьные годы в балке было так мало деревьев, что с пляжа шли домой не по балке, а по маршруту тр.№1. В самой балке не жгли не ломали, поскольку в школе доходчиво объясняли, что там растёт реликт - фисташка мелкоплодная и природу беречь. Кстати тогда при школах работали теплицы и не ломали не грабили.

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to Сатурн

Здравствуйте! Рада, что Вы откликнулись. А вот здесь прочли мои Вам ответы?
Значит, говорите, последний "Майдан" в Севастополе самоликвидировался в конце шестидесятых ?

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to VicMich (Севастополь)

Здравствуйте! Только что пришёл ответ от Лилии Викторовны. Она думает, что это вязы.

Profile picture for user VicMich
2909
VicMich

to Екатерина (amygdalin13@gmail.com)

Спасибо большое Вам и Лилии Викторовне! Я тоже так думал (не потому что сильно умный - просто мало других видов знаю ).

Profile picture for user Екатерина
24376
Екатерина

to VicMich (Севастополь)

Спасибо Вам .

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
469

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
1
2438

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6596

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4378