В Анапе 55-летний охранник Николай Замараев принял на себя выстрелы 17-летнего студента при нападении на индустриальный техникум накануне, 11 февраля. Мужчина, защищавший людей в учебном заведении, умер от полученных ранений в тот же день. У него остались жена и дочь.
Студенты техникума с любовью называли его дядей Колей и относились к нему уважительно. Для них его смерть стала большим горем, написал SHOT.

Николай Замараев, который принял на себя удар, не дал дальше зайти нападавшему в техникум, отметил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.
В техникуме говорят об охраннике как о герое. Так же считает анапский мэр Светлана Маслова. Она назвала поступок охранника самоотверженным — он спас жизни студентов и преподавателей:
«Принципиальный, ответственный, добрый — таким его знали. И таким запомнят навсегда».
Как раненый охранник спасал студентов и преподавателей
Уже известно, что происходило во время ЧП 11 февраля.
Директор Анапского индустриального техникума Елена Пономарева описала ход событий:
- при нападении на учебное заведение студент сначала выстрелил на улице и ранил сотрудницу техникума возле входа;
- это увидел Николай Замараев — он закрыл и заблокировал двери, чтобы злоумышленник не проник внутрь;
- нападавший подошёл ко входу и выстрелил через дверь в охранника — тот, хоть и был в бронежилете, был ранен;
- раненый Николай Замараев нажал тревожную кнопку для вызова Росгвардии и передал второму пункту охраны о произошедшем;
- нападавший выстрелил ещё несколько раз в охранника, один из выстрелов по касательной задел студента, который был в здании.
В результате происшествия охранник погиб. Ещё два человека — библиотекарь и студент — были ранены. Сейчас они под наблюдением медиков, их жизням ничего не угрожает, заявила глава Анапы Светлана Маслова.
ForPost / Ruptly
Подвиг анапского охранника на фоне невыученных уроков прошлых лет
Поступок Николая Замараева — редкий случай, когда охрана учебного заведения сделала всё возможное для защиты людей, среди многих подобных случаев в России.
Этого не произошло, например, в Уфе при нападении девятиклассника 3 февраля. Он принёс в гимназию №16 страйкбольный автомат и нож.
«Автомат, который мальчик принёс в школу, — пластиковый, игрушечный. Металлодетектор "увидеть" его не может. Однако он среагировал на нож, который также был у него с собой. Почему подростка никто не остановил? — сказал глава Башкирии Радий Хабиров. — Потому что у большинства учеников есть с собой что-то металлическое, на это никто не обращает внимания».
В этом случае обошлось без жертв, несмотря на провал охраны. Хоть школьник и выстрелил из автомата по учителю и одноклассникам, никто из них не пострадал.
Чего не скажешь о нападении 4 февраля в красноярской школе №153. Там восьмиклассница устроила поджог в учебном кабинете и била молотком детей, пытавшихся спастись.
Как выяснилось, из-за неработающих рамок металлодетектора девушка смогла пронести в учебное заведение молоток в рюкзаке, пишет «Лента.ру». Издание отметило, что на безопасность этой школы только в 2026 году выделили 14 миллионов рублей.
Почему охрана не попросила показать содержимое рюкзака, должны выяснить правоохранители. Как и то, почему школа не обратила внимание на девушку. Ведь она перед ЧП выложила в чате класса предупреждение — стикер горящего человечка с подписью «сжечь заживо» — и в личном канале устроила голосование за то, кого из учителей ей «устранить» первым.
В итоге: один ученик с ожогами, ещё двое — черепно-мозговые травмы из-за ударов молотком.
Почему же сейчас ничего действенного для охраны учебных заведений не сделано, хотя страшные нападения происходят ежегодно?
Нападения на учебные заведения с множеством жертв
Среди них — массовое убийство в гимназии №175 в Казани (Татарстан) в мае 2021 года. Тогда 19-летний Ильназ Галявиев, бывший ученик, с самодельными бомбами и огнестрельным оружием совершил массовое убийство — погибли девять школьников и два педагога. Ещё более 20 человек были ранены.
Это случилось в том числе потому, что гимназия не охранялась. Причину этого раскрыл председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, который разбирался в преступлении:
«Спрашиваю директрису: "Почему не охраняли школу?" — "Родители были против". — "Почему?" Молчит. А я-то знаю почему: родители должны были дать деньги на охрану, они отказывались. Охраны не было, хотя договор существовал».
В октябре 2018 года случилась бойня в Керченском политехническом колледже: 18-летний студент Владислав Росляков, использовав взрывное устройство и помповое ружьё, погубил 20 человек и ранил десятки человек.
И это произошло при том, что в колледже были видеонаблюдение, рамки металлодетекторов, охранник, по данным крымских властей.
Потенциальные сидельцы: ЧОПы не хотят работать со школами
И ситуация может ухудшиться. По словам вице-президента Ассоциации предприятий безопасности «Школа без опасности» Сергея Силивончика, частные охранные предприятия отказываются от работы со школами, написала «Газета.RU» 10 февраля.
Потому что человек, который подписал контракт об охране учебного заведения, и охранник на посту — потенциальные заключённые, пояснил он.
Так как в нападениях на школы «столько тёмных пятен, что гораздо проще осудить охранника и руководителя образовательной организации», отметил Силивончик.
По его оценке, основной проблемой является то, что чаще всего речь идёт о внутренней угрозе — от учеников. Охранники не только не имеют возможности физически осмотреть каждого ребёнка, чтобы заметить у него оружие, но и не могут знать, когда школьнику придёт в голову совершить преступление, сказал вице-президент «Школы без опасности».
«Риск, несопоставимый с той прибылью, которую они (частные охранные предприятия) потенциально могут получить», — констатировал Силивончик.
Декорации безопасности: рамки, инструкции и нападения
Система безопасности учебных заведений в России выглядит имитацией, которую мы принимаем за защиту. Деньги выделяются, рамки стоят, инструкции пишутся, но цена каждого сбоя по-прежнему оплачивается жизнями.
Пока ни один чиновник не понёс ответственности за десятки погибших детей, а ритуальные обещания сходят за реформы, этот сценарий будет повторяться снова и снова. Мы называем это безопасностью.
Но безопасность, которая держится на словах и бумаге, — это просто очень дорогой способ хоронить людей.
Пётр Фальков
ForPost / Ruptly

"Внутренняя угроза" школе - от учеников?... Удивительно, и как это раньше, в другой цивилизации, со всем этим спокойно справлялась одна бабушка-техничка? И рамок не было, и родители спокойно могли в школу войти, и бывшие ученики заглядывали, когда ностальгия пробивала, и хулиганство всякое прекращалось тряпкой по заднице... А сейчас столько всего для безопасности придумано, а дела всё хуже и хуже... Может, не в личном досмотре тут дело, и вообще - не в тюремно-зонных мероприятиях, именуемых сейчас "мерами по обеспечению безопасности", а в чём-то другом, что в другой плоскости находится? Может, потерялось что-то в душах при переходе к новому обществу потребления? Может вернуться, поискать - вдруг найдём ещё, вроде недалеко ушли?...
Были и раньше случаи: вот только несколько примеров:№1. Теракт в школе 04 апреля 1950 года. Погибшие 24 человека. с. Гиска, Молдавская ССР, 11 февраля 1958 года комсорг строительной школы в рабочем поселке Лямино Михаил Целоусов расстрелял семерых учащихся школы и ранил шестерых.