Креативная часть российской экономики к 2030 году должна достигнуть 6%, а число работников креативных отраслей — 15%. Об этом заявил начальник управления президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков.
Правда, Новиков не пояснил, что означает понятие «креативная экономика», зато рассказал, что в России уже есть правительственная Концепция развития креативных индустрий.
«Самое главное, что мы таким образом создадим условия для занятости думающих, образованных, творчески разносторонних людей с коммерческой жилкой», — добавил Новиков.
Что такое креативная экономика и почему она важна для страны — в материале ForPost.
Креативный законопроект
В ноябре прошлого года Госдума приняла в первом чтении законопроект «О развитии креативных (творческих) индустрий в России».
Согласно документу, под креативной индустрией понимается «экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, распространением и реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью».
Также вводится понятие «креативный продукт».
«Креативный продукт — результат интеллектуальной деятельности или совокупность таких результатов, а также продукция, услуги, работы, стоимость которых в значительной степени обусловлена использованием результатов интеллектуальной деятельности и (или) средств индивидуализации», — сказано в тексте законопроекта.
На сайте ГД разъясняется, что креативные продукты могут создаваться в самых разных областях деятельности:
- в сфере использования историко-культурного наследия;
- в создании или использовании музыкальных или художественных произведений и т. п.;
- в сферах, связанных с информационно-телекоммуникационными технологиями, например, в обработке данных, создании компьютерных игр, рекламе и деятельности СМИ;
- в прикладном творчестве и ремесленничестве.
Законопроект предусматривает создание реестра субъектов креативных индустрий, а также меры поддержки для них.
«Государственная поддержка субъектов креативных индустрий может осуществляться путём оказания им адресной финансовой, имущественной, образовательной, информационной и иной поддержки», — говорится в тексте законопроекта.
Требование времени
Доктор экономических наук Иосиф Дискин в разговоре с ForPost рассказал, что развитие креативных индустрий является для современной России требованием времени.
«Первое, что нужно сказать, что понятие «креативная экономика» появилось в связи с тем, что цифровизация, информатизация, роботизация породили ситуацию, когда исчезают старые рабочие места и остро встал вопрос о том, что придёт им на смену. Есть мнение, что вследствие этих процессов может возникнуть массовая безработица и маргинализация общества. Но одновременно есть и теория, что исчезновение старых рабочих мест может быть замещено ценным рядом качественно иных рабочих мест, в том числе и связанных с проявлением креативности высвобождаемых трудящихся», — пояснил Дискин.
По мнению экономиста, если грамотно подойти к решению проблемы переформатирования рынка труда, это устранит риски возникновения социальных проблем и повысит благосостояние части населения, задействованной в креативных индустриях, что в конечном счёте отразится на общем состоянии российской экономики.
«Это социальное измерение экономического развития, но при этом без этого не будет высоких темпов экономического развития и четвёртой экономики мира», — пояснил Дискин.
Тут стоит напомнить, что ранее президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия имеет все возможности в ближайшее время стать четвёртой экономикой мира по темпам экономического роста. Сейчас наша страна находится на пятом месте по этому показателю.
Как это будет
Экономист Иосиф Дискин объяснил, по каким направлениям может развиваться креативная экономика России.
«Например, люди начнут заниматься ремёслами. Это дело трудоёмкое, но эксклюзивное и реализующее творческий потенциал. А у потребителя уже сейчас есть вкус не к массовым, а к уникальным продуктам. К слову, этим путём в своё время пошла Япония, где была поставлена задача найти в своих регионах соответствующие уникальные ремёсла и промыслы и превратить их в национальные и международные бренды», — пояснил Дискин.
Отметим, это лишь один пример проявления креативной экономики.
Ещё один пример — это организация туристической деятельности для посещения уникальных природных и исторических объектов России.
Экономист подчеркнул, что наша страна богата как разнообразными народными промыслами, так и привлекательными для туристов местами.
«Но это только одна сторона — народное проявление креативной экономики. В то же время новые технологии позволяют делать кастомизацию, то есть создание не массового продукта, а уникального и небольшими партиями, который соответствует вкусовым предпочтениям потребителей. А для этого нужен и профессиональный дизайн, и уникальные потребительские свойства. И это вторая сторона — индустриальная креативная экономика», — пояснил Дискин.
Он уверен, что креативный потенциал можно раскрыть и у людей старшего поколения, и у молодёжи, которая легко откликается на новые веяния и готова рисковать.
Мировой опыт
Напоследок стоит сказать, что креативная экономика — это не российское изобретение. Подобный опыт поддержки креативных индустрий достаточно распространён в мире.
«Сектор креативных (творческих) индустрий обеспечивает значимый вклад в мировую экономику: средняя доля сектора креативных (творческих) индустрий в мировом ВВП составляет 6,6%, в развитых странах эта доля достигает 8-12% при среднегодовом росте в 15%, что существенно превышает средние темпы роста мировой экономики. Прогнозируется сохранение этой тенденции в среднесрочном периоде», — сказано в правительственной Концепции развития креативных (творческих) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки до 2030 года, которая была утверждена ещё в 2021 году.
К слову, на момент утверждения Концепции доля креативной индустрии в РФ составляла лишь немногим более 2%. Однако теперь ситуация уже несколько изменилась.
Так, в феврале этого года президент АНО «Креативная экономика» Марина Абрамова заявила РИА Новости, что ещё три года назад ни о какой креативной экономике и речи не шло, а теперь её доля в российском ВВП уже существенно выше 4%.
Андрей Мединский
Обсуждение (3)
Не знал, что продукция Akai, Brother, Canon, Casio, Citizen, Fujifilm, Fujitsu, Hitachi, JVCKenwood, Konica Minolta, Kyocera, Mitsubishi Electric, NEC, Nikon, Nintendo, Olympus, Panasonic, Pioneer, Ricoh, Seiko Group, Sharp, Sony, TDK, Toshiba и Yamaha - всего лишь ремёсла....😁
Какая то польза, возможно, и будет, но в условиях экономики олигархического типа небольшая. Пока основа экономика та что есть сейчас, чуда не будет, а будет угон денег в оффшоры, коррупция и воровство.
Про "военные рельсы" уже не вспоминают?