пн, 03/07/2023 - 16:25

Почему россияне попали в ловушку перед Крымским мостом

Автомобили часами при жаркой погоде стоят в заторе, чтобы попасть на полуостров.

Россияне, отправившиеся на Крымский полуостров, попали в транспортную ловушку.

Они застряли в пробке из машин, въезжающих в регион по мосту через Керченский пролив и проходящих досмотр со стороны Краснодарского края.

Длина то уменьшающегося, то увеличивающегося затора — километры, а время ожидания проезда — часы.

Ситуация из-за жары и эмоций людей, оказавшихся в искусственно созданной западне, как в триллере.

Ситуация накаляется постоянно

Протяжённость пробки перед въездом на Крымский мост со стороны посёлка Тамани в Краснодарском крае на 9:00 часов утра понедельника, 3 июля, достигала порядка 13 километров. Для помощи людям, оказавшимся в заторе, к работе приступили местные спасатели, чиновники и волонтёры.

Затор образовался ещё в субботу, 1 июля. Обстановка сразу начала ухудшаться из-за постоянно подъезжавших к мосту авто, которые должны были досмотреть сотрудники ведомственной охраны Министерства транспорта России. Транспортный переход — это юрисдикция федеральных властей.

Бедолаги, застрявшие в пробке, решили самоорганизоваться в экстремальной обстановке и создали в мессенджерах чаты для обмена информацией.

«Запускают где-то по 5-6 машин, сам досмотр около 5-10 минут (это ручной), рентген — гораздо дольше»;

«Это ад, товарищи, мы въехали в пробку перед мостом в 7 утра, сейчас только (13:57 — прим.) доехали до досмотра»;

«На въезде в Крым всем вытерпевшим нужно выдавать памятные сувенирные значки "За взятие Крымского моста"»;

«Итого: в пробке по левой полосе — с 7 утра. Всего 6 часов 25 минут. Сам досмотр — быстрый (правда, вещей — ручная кладь). Сотрудники <охраны> стараются оперативно на жаре. Биотуалеты в наличии и даже убираются. Автобусы не стоят в общей пробке, их проводит ГАИ»;

«Продам машину в конце очереди — не бита, не крашена, куплю любую ближе к мосту»;

«Надо объединяться по 5-10 машин и ехать через Мелитополь, мне кажется, вариант имеет право на существование»;

«Уже скандалы, до драки доходят... Наглость человеческая не знает границ» , — написали участники телеграм-чата «Крымский мост».

Читайте также: Крымский мост празднует первый юбилей 

О проблеме знали давно

Предвестники этого злополучия появились гораздо раньше. Например, в праздничные выходные в июне. Тогда в Крым направились первые потоки россиян с материка, которые хотели провести летний отпуск на полуострове, и крымчан, которые возвращались после путешествий или шопинга на «большой земле».

Или в мартовские праздники. Уже тогда было известно, что в пробке перед Крымским мостом машины стоят часами.

Или перед празднованием Нового года — в декабре 2022-го, напомнил председатель Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым Анатолий Цуркин, который ранее возглавлял министерство транспорта Крыма.

Зимой глава Республики Крым Сергей Аксёнов обращался к федеральным властям с просьбой улучшить процесс пропуска транспорта через Крымский мост, добавил он:

«Новогодние праздники показали, что пропускной способности моста недостаточно — именно в части досмотровых мероприятий — и надо её увеличить. Все отрапортовали, что увеличили. Но увеличили ли? Сейчас видим, что, наверное, пропускной способности, людей и техники не хватает для решения этой проблемы».

Цуркин считает, что при этом удалось избежать худшей ситуации благодаря тому, что федеральные власти не приняли решения о пропуске пустых грузовых машин через Крымский мост.

Фуры после введения запрета на их движение по мосту идут с материка в Крым сухопутным путём через Ростовскую область, Донецкую народную республику и Запорожскую область. Либо используют паромную переправу между Краснодарским краем и Республикой Крым.

«Помните, были обращения к президенту по этому поводу. Даже было предварительное решение о запуске пустых грузовых автомобилей через Крымский мост. Слава богу, их не запустили. А то помимо легковушек там стояли бы тысячи полторы "Газелей"», — отметил собеседник ForPost.

Читайте также: Строители закончили ремонт второй железнодорожной ветки Крымского моста 

Чиновники упустили важную работу

Общая картина проблемы сейчас такая. Россияне целыми семьями едут на своих автомобилях в Крым. Главный путь сюда лежит по Крымскому мосту.

Чтобы попасть в регион, нужно пройти обязательный контроль безопасности, который находится возле кубанской станицы Тамани. Досмотр машин и багажа возложен на управление ведомственной охраны Минтранса России после теракта украинских спецслужб в октябре 2022 года.

Досмотр каждой машины — это время. Даже если для одной машины нужны пять или десять минут — казалось бы, пустяки, — то для сотен и тысяч авто, постоянно подъезжающих на пункты контроля, это уже часы.

Об этом знали и власти Республики Крым, и федеральные чиновники. Они ещё в апреле, по их словам, придумали, как летом увеличить пропускную способность моста без ущерба для безопасности. В частности, предполагались увеличение досмотровых пунктов, обучение и тренировки сотрудников охраны Минтранса РФ и прочее. Это, по версии госуправленцев, должно было увеличить пропускную способность моста до 17 тысяч машин в сутки.

Учитывая, что власти разного уровня имели информацию и опыт прошлых месяцев, они могли прогнозировать ситуацию и проводить необходимые мероприятия в курортный сезон.

«Проблема несколько глубже. Надо понимать, сколько сотрудников охраны ставить дополнительно на досмотр — 10 или 110? Для этого надо проводить работу более глубоко: общаться с объектами размещения туристов — что у них планируется. Чтобы эти объекты размещения были в контакте с министерством курортов Республики Крым, которое очень любит говорить, что растёт число отдыхающих в курортный сезон: два миллиона, три миллиона, пять миллионов, десять миллионов. Откуда эти цифры?

Если минкурортов заявляет, что считает туристов, то оно должно общаться с объектами размещения, которые должны у своих будущих постояльцев спрашивать, каким транспортом они прибудут: на машине или поездом. Значит, должно быть понимание: 60% из 100% официально размещаемых туристов приедут на автомобильном транспорте, ещё 30% — на железнодорожном транспорте, а 10% — пешком. И ещё есть определённое количество — выпадающий поток туристов, останавливающихся в квартирах. Вот тогда можно понимать, сколько ежесуточно будет машин идти через Крымский мост. И понимать, сколько нужно человеко-сил охраны, чтобы их досмотреть», — рассказал глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым Анатолий Цуркин.

Он полагает, что такой работы не было, и считает пустыми звучавшие ранее заявления чиновников в духе «мы всё сделаем».

«Федеральный уровень властей обеспечивает сами процедуры досмотра и контроля перед въездом на Крымский мост. При этом сейчас есть заявления <со стороны региональных властей>: «Это не мы виноваты, это Минтранс России виноват». Подождите, если бы вы сказали Минтрансу о хотя бы прогнозируемом количестве туристов, тогда можно было бы чётко спланировать мощности пропускных пунктов. А этого нет — и невозможно понять, сколько людей нужно досмотреть. Никто не знает ожидаемого потока: они едут и едут.

Сейчас точно можно понять: есть организованные туристы и неорганизованные. Организованные едут по конкретным путёвкам. Они бы могли ранее, например, на сайте бронирования мест указывать, каким транспортом будут добираться. Эту информацию можно было бы передавать министерству курортов, а оно направляло бы в федеральные ведомства: мол, мы ждём три миллиона человек или пик потока такого-то числа. То есть на сегодня мы понимаем, что начался активный курортный сезон, сезон отпусков — и россияне поехали на отдых. Но сколько их? Мы только видим, что сегодня 12-километровая пробка — и она не уменьшается», — возмущён Цуркин.

На будущее, считает он, должна быть организована пирамида, внизу которой — потенциальные туристы, планирующие отдохнуть в Крыму. При бронировании мест размещения персонал должен спрашивать у них, сколько человек приедет, когда и на каком транспорте. Места размещения должны официальным порядком передавать полученные сведения в министерство курортов и туризма Крыма.

«И уже все понимают, что три человека на одном автомобиле с 18 июля будут двигаться в Крым. Так собирается общая статистика, анализируется и формируется общий показатель. Тогда, грубо говоря, появляется понимание числа официальных и «диких» туристов. И тогда мы понимаем, каким может быть ежесуточный или еженедельный поток. Это хотя бы приближённые к реальности цифры, которых сейчас нет», — пояснил Анатолий Цуркин.

Читайте по теме: Крымский мост готовят к наплыву туристов 

Что делать сейчас?

Звучат разные предложения, как разобраться с нынешним затором перед Крымским мостом, вплоть до отмены досмотра автомобилей. Но это сейчас невозможно, уверен глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым Анатолий Цуркин.

«Пока у нас идёт активная фаза специальной военной операции. И по факту мы имеем дело с последствиями теракта на Крымском мосту. И слава Богу, что после того случая осталась одна полоса движения на автомобильной части моста, а если бы не осталось ни одной — был бы полный капец. Безопасность — превыше всего. Понятно, что возник дискомфорт, но досмотровые процедуры должны быть обязательно. Так как угроза террористического акта сохраняется. За силовиками остаётся принятие решения о процедуре — о полном досмотре или частичном, об отсутствии досмотра и так далее», — пояснил он.

По мнению Цуркина, сейчас необходимо очень быстро создавать перехватывающие парковки, чтобы люди, которые подъехали или подъезжают к Крымскому мосту, не стояли в очереди. То, что они стоят там, где ничего нет, — главная проблема, уверен наш собеседник.

«Надо делать перехватывающие парковки там, где есть магазины, туалеты и прочее. Загонять туда автомобили, чтобы они просто стояли, и партиями вбрасывать машины к пунктам досмотра. Пункт досмотра может, допустим, ежечасно досматривать 100 автомобилей. Значит, надо каждый час или каждые 30 минут по 50 автомобилей отправлять с парковки. Тем самым можно ликвидировать очередь, а люди будут стоять в определённом подготовленном месте где-то на парковке с едой, водой, туалетами. Люди приезжают на парковку, на ней находятся, например, час или пять часов, пока не подойдёт их очередь, зато не стоят в пробке.

Стоять в пробке очень тяжело: водитель постоянно дёргается, в салонах сидят дети и женщины, у людей нет ни воды, ни туалетов, жара — плюс 35 градусов. Поэтому сегодня надо думать не о том, как увеличить пропускную способность — её по факту сложно увеличить, а заниматься устройством накопительных площадок для легковых автомобилей, как минимум улучшить пребывание этих людей в очереди», — рассказал Цуркин.

По его мнению, дать прогноз о том, за сколько можно разобраться с нынешней пробкой, нельзя. Так как, обратил внимание он, не известен прогноз на ежесуточный поток автомобилей.

«Например, люди массово купили путёвки в Крым с 5 или 10 июля, значит, условно говоря, завтра автомобилей будет в три раза больше. Они просто ещё в пути: кто-то подъезжает, кто-то едет вдалеке. Они заплатили и едут, а сколько им продано путёвок, в каком количестве — неизвестно, потому что работа по сбору информации не велась.

Можно увеличить пропускную способность, например, до 100 машин в час, а приедут 200. Можно добавить 10-20 человек охраны, поставить три пункта досмотра, грубо говоря. Это даст, допустим, увеличение пропускной способности на 20-30%. Но увеличить её в два раза — невозможно», — заключил глава Ассоциации грузовых перевозчиков и экспедиторов Республики Крым.

Читайте ещё: Каков политический контекст визита Путина на Крымский мост 

Алексей Лохвицкий

Читайте также: