Неповторимые остановки-изюминки надо сохранять, даже если они стали ненужными, — хочется думать, что севастопольцы смогли донести до городской власти эту мысль.
Не без боя, но удалось сохранить «остановку с кольцом» у Омеги. Уже с меньшим боем отстояли барельефную остановку на улице Галины Петровой. О сносе мозаичного павильона у поворота на село Резервное, думается, речи идти и не могло: эта каменная остановка с панно «Олени» — одна из длинной «линейки» мозаичных павильонов на трассе Севастополь — Ялта. И каждый из них — это произведение прикладного искусства.
Вот только кто теперь отвечает за сооружения, которые из функциональных превратились в арт-объекты?
Указанные объекты находятся на балансе ГКУ „Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя”», — ответили в дептрансе.
То, что формально «обесценившиеся» остановки не стали бесхозными, радует. Но ведь реформа дорожно-транспортной сети продолжается, и число таких павильонов будет расти. Интересно ли будет ГКУ «Дирекция» и дальше следить за их состоянием? И если не «Дирекция» — то кто?
В архив?
Интересный вариант использования уникальных, но утративших функционал остановок предложила питерский искусствовед Дарья Зайцева.
Она прокомментировала сообщение о том, что у поворота на Резервное сделают новые остановки на новом месте, а мозаичные олени станут неактуальными:
«Мне кажется, что, если остановки перестают выполнять свою прямую функцию, их можно перевозить в городские и сельские парки, использовать как места отдыха и беседки. Там и сохраннее, и людям приятно».
Отметим, что это не официальное заявление и не конкретное предложение, а лишь комментарий в телеграм-канале ForPost, наводящий на размышления о том, какой может быть вторая жизнь родных, но бывших остановок.

«В Санкт-Петербурге в начале XX века в парке на Каменном острове проходила выставка технических достижений. В числе прочего там была представлена бетонная остановка для транспорта. Она сохраняется в парке по настоящее время. Эта информация относится к другому временному периоду, и речь не о неповторимых авторских произведениях, но принцип общий — сохранение чего-то уникального в составе парка», — считает Дарья Зайцева.
При этом она просить учитывать, что не является жителем Севастополя, а только они имеют право решать, уместен ли такой путь.
Севастопольский искусствовед и специалист в области архитектуры Марина Попкова сочла предложение заслуживающим внимания. Объекты даже не обязательно перемещать — там, где это уместно, можно делать сквер вокруг таких ненужных остановок.
«Интересная идея. Но тогда остановочные павильоны как арт-объекты нужно поддержать — может быть, добавить малые архитектурные формы, сделать рекреационную зону вокруг», — предположила она.
Архитектор Елена Корнева считает, что отрывать остановочные павильоны от их «корней» нельзя, а лучше создавать новые малые архитектурные формы по примеру исторических: с применением мозаик, рельефов и других техник. А в нерабочих остановках нужно увидеть полноценные туристические объекты.
«Есть практика, когда по таким павильонам формируют полноценный туристический маршрут. Конечно, по тем, которые сохранили свой декор в большей целости», — говорит архитектор.

Если б сохранилось
Узнаваемость города формируют не только объекты культурного наследия, но и такие детали, как павильоны с уникальным декором, говорит Елена Корнева.
Как уже случалось при подготовке других материалов с её участием, Елена словно готовилась к вопросу ForPost — у неё уже была фотоподборка севастопольских остановок в разные годы.
Вот какой была создана остановка «Совхоз им. Софьи Перовской» в Любимовке.

Рассмотреть эту красоту и элегантность в корявой и неопрятной двухэтажной конструкции сегодня просто невозможно.
Ещё один пример — остановка на Сапун-горе.
Кто помнит её такой?
Как и в Любимовке, нет даже следа барельефа.
Есть в Любимовке ещё одна остановка — копия сапунгорской. Вот только помнит ли кто-нибудь, какой там был барельеф?
Тем не менее в Севастополе пока ещё остаётся целый ряд очень интересных павильонов, но с каждым годом они выглядят всё хуже и хуже.
Не спасают даже ремонтные работы.
«Мозаичные панно часто закрашиваются, или же меняется конструктив. Так произошло на остановке «Ул. Галины Петровой», где барельеф сохранили, но разобрали теневой навес. А ведь каждая из таких остановок задумывалась как единый объект, и воспринимать её необходимо целиком», — обращает внимание архитектор.
Общее дело?
Нужен механизм защиты павильонов и программа их восстановления в максимально приближенном к первоначальному виде, считает Елена Корнева.
Вот только кому это надо? Судя по происходящему, главным образом — рядовым жителям, любящим свой край.
Так, по Крыму сейчас идёт целое движение за сохранение мозаичных остановок. В 2024 году жители ЮБК защитили от сноса остановки в Малом Маяке, Виноградном и посёлке Восход. В январе этого года школьники с родителями привели в порядок несколько мозаичных комплексов на трассе Симферополь — Николаевка. Сейчас крымчане борются за достойный вид уникальных советских остановок с мозаикой и барельефом в сёлах Ближнем и Береговом под Феодосией.
Севастопольские энтузиасты в начале 2025 года хотели с привлечением специалиста привести в порядок смальтовую мозаику на остановке у поворота на Оборонное. Она действующая, не «архивная».

Вандалы изуродовали мозаику надписями, а места выпавшей смальты просто замазаны цементом. Выправить ситуацию оказалось сложнее, чем казалось, и дело заглохло.
Подробнее о мозаике в севастопольской архитектуре — в материале ForPost.
Вот ещё несколько остановок, прелесть которых не в барельефах и мозаиках, а в изяществе линий и образов. К сожалению, рассмотреть красоту за их неухоженностью может не каждый.
Конечно, проще унифицировать всё и всех остановочные павильоны, сведя их облик к нескольким утверждённым типам. Да и в отчётах о качестве жизни слова «установлены новые» звучат куда лучше, чем «отремонтированы имеющиеся».
Вот только жизнь среди прагматичных решений, когда красота уже не аргумент, а связь духа и материи забыта, — разве это жизнь?
Светлана Косинова
Фото: ForPost, архив Елены Корневой, Яндекс-карты, sev-transport.info
Обсуждение (10)
Проще и дешевле закрасить или снести.
Тут не получишь миллионы рублей.
Зачем им возиться с сохранением?
Сейчас все делают хоть и задорого, но абсолютно безвкусно, примитивно и однообразно. А скотское отношение к настоящим архитектурным шедеврам из прошлого, еще раз подтверждает полнейшую деградацию и тлен..
Если новые лепить некуда, давайте восстановим рухлядь.
В центре, подпорные стены спуска облицуем плиткой, а пережившим свой век конструкциям, вдохнëм новую жизнь.
Опять историческая справедливость, как с домом Кондакова, малоразмерным теремком?
ГеннадийЯкшин,
Не сомневаюсь, что облицуете, причем туалетной. 🤮
И откуда вы такие сюда приезжаете, "геннадии"... не помнящие родства?..
ЕленаСергеева,
Иронию от пафоса вы можете отллечить?
Севастополю. Нужны системные решения, если он ГФЗ.
Выжившие малые формы лечить не стоит, сносить, как аварийные.
ГеннадийЯкшин,
Да-да, есть в городе мастера, которые бетонные подпорки могут декорировать под блочную или бутовую кладку. Тема актуальная. Полигональная подгорная стена, дорогое удовольствие.
"Иронию от пафоса вы можете отллечить? " А зачем ее лечить, отличник вы наш?
streletz,
Андроид.
Для них такое сохранять опасно!
Люди будут сравнивать всё с современным одноразовым дерьмом!
Они историю не переписывают, они её изменяют, застраивают, затирают,...
Это в Москве этим занимаются! Там МЭР! Забота!
А тут посудная лавка!