Новости Севастополя

Как жительница Севастополя меняет городскую среду с помощью кусочков кафеля

Мозаичное искусство в городе живо.

Море, причудливые растения и животные на стенах дома и подъезда – такой красочной и яркой стала реальность для жильцов обычной севастопольской многоэтажки на улице Героев Сталинграда.

Эти мозаичные панно – кропотливый труд одного человека, который захотел привнести в жизнь окружающих красоту. Фотографиями произведений с ForPost поделилась жительница дома. А вот сама создательница мозаики, к сожалению, от общения с журналистами отказалась.

Затейливые рисунки созданы местной жительницей из кусочков кафеля и битой посуды, с помощью клея и красок.


«Мозаичная галерея – явление позитивное, атмосферное, создающее настроение жильцам и гостям. Прекрасный образец комфортного совместного проживания», – говорит соседка художницы.

Древнейшее искусство

Мозаичным искусством на территории современного Севастополя занимались ещё IV-II веках до нашей эры. Именно так датируют специалисты самую древнюю мозаику, которая хранится в античном зале музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Мозаику древние греки ценили за её красоту и долговечность, и выходцы из Гераклеи Понтийской – древние херсонеситы – не были исключением. Современные мастера складывают свои картины из разных материалов – стекла, керамики, мрамора и других. В античные времена мозаичные рисунки выкладывали в основном из морской кальки, а её у жителей Херсонеса было вдоволь.

На этом панно изображены купающиеся женщины, которые, по мнению исследователей, могут быть двумя ипостасями древнегреческой богини любви и красоты Афродиты.


Галечная мозаика в музее «Херсонес Таврический»

Мозаика использовалась многие века, в херсонесских христианских базиликах, например, были мозаичные полы, но настоящий расцвет этого декоративно-прикладного искусства произошёл в XIX веке. Иногда мозаикой, которую также называли «вечным искусством», даже заменяли роспись, особенно в городах с влажным климатом, таких, как Петербург и Севастополь.

Так, выполненные группой художников под руководством Фёдора Бруни росписи и фрески, которыми впечатляло внутреннее убранство Свято-Никольской церкви на Северной стороне Севастополя, довольно быстро пришли в негодность из-за влажного и солёного воздуха. На смену им пришла мозаика. Эскизы к ней делал не менее выдающийся художник Михаил Протопопов (1860–1927), а заказывали её в Венеции – в мастерской знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати.

Увы, этой прекрасной мозаике не суждено было радовать глаз посетителей храма долгие годы. О том, что ожидало её в советское время, могут помнить севастопольцы, чьё детство прошло в микрорайоне Бартеньевка.

Будучи ребёнком, там жила и заместитель директора Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого по научно-исследовательской и фондовой работе, заслуженный работник культуры России Людмила Константиновна Смирнова. В беседе с корреспондентом ForPost искусствовед рассказала, что кусочки венецианской мозаики буквально валялись на земле, и у каждого ребёнка, проживавшего в этом районе, был мешочек с заветными цветными «стёклышками». Особенно же ценились у детей фрагменты золотистого цвета. В те времена, по словам Людмилы Смирновой, отчаянные ребята лазали в храм специально, чтобы сбить яркие кусочки смальты.

Мозаику в Свято-Никольском храме всё же восстановили, а точнее – воссоздали, но лишь в 90-е годы прошлого века. Занимался этим известный живописец и график Геннадий Брусенцов (1927–2006), который в последние годы своей жизни создал много иконописных работ, в том числе в мозаичной технике.

«Геннадий Яковлевич, помню, говорил мне, что всё это было очень дорого, и один его знакомый из Петербурга тогда помог достать очень качественную смальту по невысокой цене», – вспоминает заведующая архивом севастопольского заксобрания Наталия Терещук.

Трудами Геннадия Брусенцова также оформлялись алтарная часть и фасад храма-часовни Святого Георгия на Сапун-горе.


Геннадий Брусенцов в мастерской у эскиза мозаичного панно «Явление архангела жёнам-мироносицам», 1996

Советский стрит-арт в городе-герое

Пусть и не сразу, но пришли к мозаике и в Советском Союзе. Этот вид декорирования в 60-80-е годы XX века использовался так широко, что мозаика стала визитной карточкой советского монументального искусства.

В Севастополе и других городах Крымского полуострова мозаичными панно украшали остановки общественного транспорта, стены домов, больниц, школ и других учреждений. Полотна, ставшие ярким проявлением отечественного модернизма, впечатляли и исполнением, и разнообразием сюжетов.

Трудились над ними профессиональные художники. Так, сохранившееся чудесное панно «Лиса и виноград» подарил жителям города художник Игорь Белицкий.


Мозаика на остановочном павильоне, 7-й км Балаклавского шоссе, 80-е.

Мозаику в остановочном павильоне автобусной остановки у села Резервное создал художник-монументалист Игорь Новаковский (р. 1958).

Олени, 1980-е. Смальта, керамика

В соседнем селе Гончарном глаз местных жителей радует мозаика, сюжет которой никогда не устареет и не утратит своей значимости, – «Античный Херсонес». Автор рисунка – художник Юрий Чурсин (1941-2019).


Мозаика в павильоне автобусной остановки у села Гончарное, 1986. Смальта, морская галька, керамика

Местами облупившаяся, она и сейчас выглядит красивее некоторых современных креативных «украшений».


Мозаика «Античный Херсонес», 2024

Ещё одно произведение монументально-декоративного искусства жителям села Хмельницкого подарил художник Юрий Севрюженко (1947-2004). Полотно, которое называлось «Полёт», к сожалению, утрачено.


Полёт. Мозаика в павильоне автобусной остановки у села Хмельницкое, 1980-е. Смальта, керамика

Как уже говорилось ранее, такую красоту в советское время выкладывали не только на остановочных павильонах, но и на зданиях. Правда, и здесь не все мозаики сохранились до наших дней.

Над интерьером Морского вокзала трудился целый коллектив талантливых севастопольских художников: Игорь Белицкий, Владимир Озерников, Геннадий Арефьев и Наталья Василенко. Из морской гальки и керамической плитки они создали прекрасную мозаику «Город у моря». Увы, оценить эту красоту мы можем только на фотографиях.

Этот фрагмент мозаики называется «Ожидание», создавала панно художница Наталья Василенко (1933-1994).


Ожидание. Фрагмент мозаики «Город у моря» в интерьере Морского вокзала

Из морской гальки создана и настенная мозаика, украшающая интерьер здания гостиницы «Алые паруса», ставшей впоследствии «Украиной». К счастью, выложенное в 1968 году полотно прекрасно сохранилось, и его можно увидеть в холле арт-отеля, правда, на его фоне сейчас выставляют картины.

Над полотном размером 3 на 9 метров, изображающим море, солнце и летящую навстречу алым парусам Ассоль, трудились три художника: Зиновий Филлипов (1923-2012), Михаил Бочкарёв (1922–?), бывший также автором мозаики «Пионерия» для севастопольского Дворца пионеров, и Владимир Озерников.


Мозаика в холле арт-отеля «Украина»

Как ранее рассказывал ForPost Леонтий Владимирович Озерников, сын художника, гальку для мозаики в течение нескольких месяцев собирала молодёжь, отправляясь за ней на пляжи Балаклавы, Евпатории, Коктебеля и в другие приморские города.

Увы, уникальные артефакты советской эпохи потомки не берегут: сохранением советской мозаики целенаправленно в Севастополе и в Крыму никто не занимается, и панно разрушаются, становясь жертвой времени и вандалов.

Печальная судьба этих монументальных произведений скорее правило, чем исключение. Некоторые мозаики принесены в жертву благоустройству, как это было, например, с остановками в крымской Новопавловке, гигантскими мозаичными панно на здании евпаторийской грязелечебницы «Мойнаки» и мозаичным полотном на фасаде бывшего пансионата в той же Евпатории, который, несмотря на усилия общественников, не удалось сохранить при сносе здания.

Как ранее сообщал ForPost, для привлечения внимания к проблеме уничтожения мозаики на полуострове художник из Крыма Игорь Гладких взялся за создание каталога крымской мозаики, а общественники просили местные власти наложить мораторий на снос уникальных мозаичных остановок и предусмотреть средства на их сохранение. Пока это ни к чему не привело: в конце апреля сровняли с землёй ещё одну остановку с мозаикой – у крымского села Родниковое.

И хотя сейчас в городских пейзажах доминируют граффити и муралы, всё же севастопольцы и крымчане ещё могут любоваться шедеврами мозаики 60-80-х годов. Наследие советского модернизма пока ещё можно встретить даже в центральной части города.

Так, удивительный мозаичный декор украшает фасад здания научно-производственного предприятия «Югрыбтехцентр» (до 1989 года – ЦПКТБ «Азчеррыба») на улице Кулакова в Севастополе. Все полотна посвящены морской тематике.

Мозаику мы видим в детских парках, например, в Лукоморье, Комсомольском парке имени Марии Байды, где установлена декорированная мозаикой скульптура известного севастопольского мастера Вячеслава Яковлева.


Декоративная скульптура «Спрут» Вячеслава Яковлева

Мозаика и современность

Помимо скульптора-монументалиста Вячеслава Яковлева, мозаичную технику в своём творчестве использовали и другие севастопольские мастера. Рассказать о городских мозаичистах ForPost попросил директора Севастопольской детской художественной школы Александра Бурцева.

Первое имя, которое было произнесено в этой связи, – Евгений Рожков.

Это имя известно многим севастопольцам. Евгений Рожков занимается живописью, графикой, а также является автором мозаичных полотен, украшающих православные храмы в Севастополе и Крыму. Как рассказал ForPost Александр Бурцев, этот мастер – из первого выпуска Севастопольской детской художественной школы.

Мозаикой Евгений Рожков занимается уже не одно десятилетие.

«Возле Дворца пионеров был бассейн, и там стояла скульптура, выполненная художником Владимиром Бондаренко. Я участвовал в покрытии её мозаикой, это была моя первая такая работа. Её давно уже выбросили, шалманов там понастроили в 90-е годы», – рассказал ForPost художник.

В настоящее время он больше занимается мозаичным оформлением храмов. Правда, в Севастополе его работу можно увидеть лишь в одном месте: в храме святителя Феодосия Черниговского на улице Портовой.


Художник Евгений Рожков за работой

В 2012 году благодаря трудам художницы Эллы Карнаушенко (р. 1964) мозаика появилась у входа в собор Св. Петра и Павла, а в настоящее время мозаикой украшают внутреннее убранство реставрируемого Свято-Владимирского кафедрального собора в Херсонесе. Добор мозаики поручили крымскому художнику-мозаичисту Игорю Гладких.

«Монтажники клеят мозаику, набранную в студии в Москве, а мы добираем разницу между фрагментами, чтобы это было единым полотном. Эта мозаика, по сути, заменяет роспись, которая там была. На боковых притворах, например, с одной стороны «Преображение», а с другой – «Крещение», то есть те же сюжеты. Может быть, только немного изменятся цвета и орнаменты», – рассказал ForPost мозаичист.

Разрешения на публикацию фотографий мозаики в херсонесском храме пока нет. Зато Игорь Гладких поделился фотографиями и историей создания новой мозаики на улице Айвазовского. Художник одержал победу в конкурсе «Культурный код Севастополя», благодаря чему в городе-герое в прошлом году появились две мозаики его авторства. Проект мозаичист назвал «Волна времён».

«Концепция состояла в том, чтобы посредством мозаики связать античную цивилизацию Херсонеса и современную жизнь, оживить музейные классические сюжеты и дать понять зрителю: несмотря на то, что прошли тысячелетия, человек, в сущности, мало изменился. Это переосмысление классических сюжетов в актуальном культурном пространстве современного города и создание диалога между мозаиками», – поясняет автор.

На одном полотне мы видим девушку в античном облачении у капители классической ионической колонны, но с современными аксессуарами: мобильным телефоном, наушниками, чашкой кофе и яркой сумочкой. Она приглашает своего визави отведать кофе. Парень с соседней мозаики, так же в одежде античном эпохи, соглашается и просит перезвонить. На заднем плане второго полотна – знакомые символы города.


Мозаика Игоря Гладких в Севастополе (Айвазовского, 5)

По мнению Игоря Гладких, таким образом создается диалог современного горожанина с культурой жителей того же города, но античного периода.

Художник, проживший какое-то время в Севастополе, успел подарить ему ещё одну новую достопримечательность – мозаичных котов. Котики из керамики, украсившие примыкающий к площади Лазарева спуск Шестакова, уже успели полюбиться многим севастопольцам и гостям города.


Мозаичные коты Игоря Гладких на спуске Шестакова

Научиться самим

Есть в Севастополе и мастера, которые передают свои знания по мозаичной технике другим. Так, перехавшая в город-герой восемь лет назад петербурженка Татьяна Галушка создала здесь мастерскую мозаики.

Искусствовед по образованию, Татьяна окончила также известную петербуржскую школу мозаики «Сад Гранат» и вот уже 10 лет занимается этим искусством. Арендовав помещение, мозаичист открыла свою школу, где обучает севастопольцев мастерству работы со смальтой и камнем. По выходным Татьяна проводит мастер-классы, но есть в студии и абонементная система.

«Работаю я в основном со взрослыми, потому что очень строго должны соблюдаться правила техники безопасности. Интерес у севастопольцев к мозаике есть. Многие, придя в первый раз, говорят: «Если бы мы знали, раньше бы пришли», – рассказывает Татьяна Галушко.


Севастополь в мозаике Татьяны Галушко

Художник Ольга Колодина училась мозаичному искусству в Москве, несколько лет работала в студии мозаики. Вернувшись домой, она решила развивать это направление в Севастополе.

«Мы использовали стеклянную мозаику китайского и итальянского производства, но со ввозом материала из-за рубежа возникали большие проблемы. Стали думать, как организовать производство здесь, и поняли, что это можно делать из переработанного материала. Эта тематика – разумное потребление – мне как раз всегда была очень близка. Стеклянную гальку, то есть крупные фракции витражного стекла, мы создаём сами с помощью галтовочной установки. С таким материалом работать безопаснее, и мы проводим мастер-классы как для взрослых, так и для школьников», – поделилась своей историей с ForPost мастер декоративно-прикладного искусства и автор экологического проекта «Арт-решение» Ольга Колодина.


Мозаика художника Ольги Колодиной

Научиться самому складывать рисунки из фрагментов можно и на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический».

«Мастер-классы по мозаичному искусству у нас проводятся по праздникам. В музее появилась новая экскурсия «Охота на Грифона», которая тоже заканчивается таким обучением: экскурсанты собирают грифона из стекла, потом эту мозаику забирают с собой на память», – рассказали ForPost в пресс-службе музея-заповедника.

Вот так панно на обычной многоэтажке заставило нас вспомнить заслуженных мастеров мозаичного искусства в Севастополе, а также узнать и рассказать читателям о современных художниках, творящих в этой технике.

Итог скорее радостный, чем печальный: хотя многие мозаичные полотна уже безвозвратно утрачены, а высокая стоимость работ вряд ли когда-нибудь позволит украсить остановки и здания новыми, и сейчас в городе есть люди, умеющие создавать чудо из осколков и обучающие этому искусству других.

Алина Громова

Автор материала выражает благодарность за помощь в его написании заместителю директора Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого Людмиле Константиновне Смирновой.

Фото: ForPost, Людмила Панова, Евгений Рожков, Игорь Гладких, Татьяна Галушко, Ольга Колодина, Игорь Трифонов, музей-заповедник «Херсонес Таврический», Архивная служба Севастополя. 

7463
Поделитесь:
Оцените статью:
5
В среднем: 4.8 (17 голосов)
Обсуждение (5)
Profile picture for user Константин_
87
Константин_

Это очень круто и красиво!

Я в восхищении!
Это как одуванчик посреди асфальта.

Побольше таких репортажей. И чернуха может, поразбавится.

Profile picture for user Мю
160
Мю

Прекрасно.

Profile picture for user oldship30bis
892
oldship30bis

 Красиво . И хочется сказать - " Что имеем не храним , потерявши , Плачем " .Это по поводу мозаичных панно на остановках Севастополя . Да , на тур . базе им . Мокроусова , на плаже . есть мозаичные скульптуры .. Бегемот , черепаха . И похоже мы их скоро утратим .  Так же , как и на остановках . Нет хозяина . Нет хозяина в городе . И это главное .. 

Profile picture for user d dd
10569
d dd

В античные времена мозаичные рисунки выкладывали в основном из морской кальки, а её у жителей Херсонеса было вдоволь.

 Все таки "галька", не калька.

Позитив, можно также вспомнить М.В.Ломоносова и его деятельность в этой сфере, импортозамещение тех времен

Жалко,что крушат по Крыму панно мозаичные

Profile picture for user Anno
543
Anno

Талант. Спасибо художнице.

Главное за день

Редкую коллекцию ретроавтомобилей хотят переманить из Севастополя в Крым

130 военных и гражданских машин живут под открытым небом и ищут крышу над головой.
19:02
6
1107

На западе Крыма появится курортный спорт-кластер

Новый объект будет соседствовать с «Крымским Дубаем».
12:24
8
2753

Из Севастополя – в Москву, из Нового Херсонеса – на ул. Ленина. Новые лица и кадровые перестановки в правительстве Севастополя

В Москву уезжает Мария Литовко, вологодский чиновник пришел во власть Севастополя.
11:01
10
2904

Роскомнадзор сможет оперативно ограничивать Рунет

Правительство официально уточнило случаи вмешательства РКН в работу интернета.
09:10
4
617

Может ли «ленивая» технология спасти крымские посевы?

Аграриям приходится выбирать между выгодой и экологией.
16:30
4
890
Туризм

120 лет спустя: новая галерея искусства открылась в старом доме художника в Крыму

Новое арт-пространство в межсезонье работает только по выходным.
12:32
0
1132

Какую память хранят экспонаты музея электротранспорта Крыма

В трёх залах экспозиции выставлены сотни артефактов.
18:28
0
2283

Евросоюз планирует ещё больше ужесточить выдачу виз россиянам

Право на въезд в любую страну Шенгенской зоны будет выдаваться лишь в крайне ограниченных случаях.
14:55
0
454