На 96-й церемонии вручения премии Оскар, которая прошла в ночь с 10 на 11 марта, победу праздновал украинский документальный фильм «20 дней в Мариуполе». В интервью BBC режиссёр картины Мстислав Чернов поблагодарил Американскую киноакадемию за шанс «рассказать всему миру правду о событиях, произошедших в 2022 году в Мариуполе».
О том, как наша страна сможет рассказывать миру свою правду о Донбассе, и почему отечественные документальные киноленты «пока слабые», — в материале ForPost.
О фейках и правде оскароносного фильма
В номинации «Лучший документальный фильм» за Оскар боролись пять киноработ:
- «Боби Уайн: президент народа» (Моузес Бвайо, Кристофер Шарп);
- «Вечная память» (Мэйти Альберди);
- «Четыре дочери» (Каутер Бен Ханья);
- «Убить тигра» (Ниша Пахуджа);
- «20 дней в Мариуполе» (Мстислав Чернов).
Многие эксперты не сомневались, что фильм Чернова победит. Они указывали на то, что в «этой номинации премия политически ангажирована». В качестве примера они привели документальный фильм режиссёра Дэниэла Роэра «Навальный*», который получил Оскар в прошлом году.
К слову, нынешняя церемония стартовала с показа эпизода из этой документальной киноленты. По данным телеграм-канала «Осторожно, новости», из пиратской трансляции церемонии, которую можно было посмотреть на российском сервисе Рутьюб, его вырезали.
Цензурировали и вручение Оскара Чернову. Этот эпизод можно было посмотреть на американском видеохостинге YouTube, в Телеграм и на сайте Американской киноакадемии.
Получая кинонаграду, Чернов сказал:
«Кино формирует воспоминания, а воспоминания формируют историю. Поэтому спасибо вам всем. Слава Украине (Министерство юстиции РФ включило эту фразу в перечень нацистских — прим. ред.)».
В России удивлены тому, что документальный фильм, созданный из фейков, получил престижную кинонаграду. Посмотревшие его критики отмечают: Чернов «распространил лживые сведения о мариупольском роддоме, который якобы разбомбили российские военные».
Напомним, в марте 2022 года эти сообщения неоднократно опровергали российские власти. По данным СК России, военнослужащие ВСУ и добровольческих националистических батальонов прицельно обстреляли здание роддома. При этом в западных СМИ утверждалось, что роддом якобы был разрушен в результате удара российских ракет. Этой точки зрения придерживается и оскароносный режиссёр в своём фильме.
«"20 дней в Мариуполе" <…> — настоящий фашистский фильм, снятый в духе Геббельса. Фильм прославляет неофашистский режим на Украине. Фильм распространяет фашистскую пропаганду — в то время как в реальности драмтеатр в Мариуполе взорвали СБУ и неонацистский Азов**, чтобы обвинить в военных преступлениях Россию, то фильм прямо повторяет эту фашистскую ложь фашистских преступников Азова** и СБУ. Характерно, что, получая премию, режиссёр завершил фашистским лозунгом бандеровцев "Слава Украине! " — это аналог гитлеровского ''Зиг Хайль!'' Когда-то Голливуд был за коммунистов, сейчас Голливуд присягает мировому новому фашизму», — написал в своём телеграм-канале «Логика Маркова» политолог Сергей Марков.
Что не так с документальными фильмами о Донбассе?
Марков уверен: Россия должна продвигать свою правду о событиях в ЛДНР. Для этого надо снимать документальные фильмы на темы, аналогичные тем, которые Американская киноакадемия отмечает золотыми статуэтками. И всё бы хорошо, если бы не одно «но»:
«Надо сказать, что у нас документальные фильмы про Донбасс пока плохие. Везде одна и таже канва: очень много грязи войны, как правило, нет никакого внятного сюжета — царит какой-то хаос. Есть какой-то невнятный герой, который что-то бубнит. Сколько я не пытался смотреть, не смог», — сказал ForPost Марков.
Он считает, что российским документалистам нужно учиться на классике жанра — советской документалистике. В качестве положительного примера он привёл киноработы Михаила Ромма «И всё-таки я верю…», «Обыкновенный фашизм». Также за основу стоит взять художественные фильмы «На войне как на войне» и «В бой идут одни старики», считает Марков.
«В этих кинолентах нет тяжёлого негатива. Например, в фильме ''В бой идут одни старики'' как таковых боевых действий нет, но показаны характеры героев. Они являются самыми любимыми. Вот так и надо снимать, а не топтаться вечно в грязи войны», — считает наш собеседник.
С его точкой зрения категорически не согласен политолог, эксперт общероссийской организации «Сильная Россия» Марк Бернардини. Он считает, что российские документальные фильмы о Донбассе способны конкурировать на международной арене. Им под силу опровергнуть оскароносные фейки.
«Другое дело, что в борьбе с Голливудом не нужно делать то же самое. У нас другой менталитет, другие цели, другая жизненная позиция. Поэтому хочу сказать: ребята, продолжайте снимать так же. Если изменится менталитет на Западе, то это произойдёт, в том числе, благодаря нашей документалистике. Я так считаю», — говорит Бернардини.
Он напомнил, что премия Оскар «никогда не отличалось аполитичностью». Следовательно, она не должна быть ориентиром для наших режиссёров, сценаристов и актёров.
«Мне кажется, уже тот факт, что мы на это обращаем внимание, означает, что находимся под колпаком, признаём авторитет данной премии. Этого быть не должно. Поэтому нам нужно продолжать вести нашу повестку, искать всевозможные альтернативные площадки в странах БРИКС, на международном уровне, чтобы донести то, что мы говорим. Дальше пусть люди сами решают: кто прав, а кто виноват», — уточнил наш собеседник.
Сначала для себя, а затем для мира?
Публицист, эксперт «Альянса Цивилизаций» ООН Анатолий Салуцкий также считает, что сейчас на Оскар не стоит обращать внимания.
«Сейчас нужно снимать на внутреннюю, а не на внешнюю аудиторию. Почему это важнее? Нас там замалчивают. ''Дружественные'' страны — это такая же наша внутренняя аудитория. Поэтому смещать фокус нужно в эту сторону. На Оскар не стоит обращать внимания. Кричать и возмущаться бессмысленно», — сказал ForPost Салуцкий.
Напомним, в этом году «Фонд кино» выразил готовность ежемесячно платить по 150 тысяч рублей автору, который будет работать над сценарием к фильму о специальной военной операции. Сценаристов ищут через программу «Автор». Её цель — взращивать специалистов, способных создавать патриотические фильмы.
На сегодняшний день из отечественных документальных фильмов популярны «Театр военных действий», «Операция ''Разминирование''», «Донбасс. Дети», «Донбасс. Вчера. Сегодня. Завтра». Большинство картин сняли военкоры из медиахолдинга «Россия сегодня». Их документальные ленты рассказывают о ходе спецоперации, а также о буднях жителей новых территорий.
*включён в реестр причастных к терроризму и экстремизму
**организация «Азов» внесена в «Единый федеральный список организаций, признанных в соответствии с законодательством террористическими»
Роберт Вочовский
Обсуждение (1)
У нас хороший мини сериал сняли и показали "Проведи её через Майдан", там на реальных событиях. Не знаю что там сняли украинцы, но явно сплошная ложь как кмеют они!