С началом военных действий на территории Украины информпространство, превратилось в площадку для ожесточенной виртуальной битвы за умы и общественное сознание. Севастопольцы ощущают, как с немыслимой скоростью их затягивает в воронку ежеминутно сменяющихся инфоповодов, противоположных версий и точек зрения на одни и те же события.
Как разобраться в этом информационном вихре и сохранить ясность сознания, севастопольскому новостному порталу ForPost рассказал руководитель рабочей группы по противодействию распространению недостоверной информации, общественному контролю и безопасности в сети «Интернет» Общественной палаты РФ, журналист Александр Малькевич.
Сложность современного медиаполя, считает эксперт по борьбе с фейками, — в том, что прежние правила проверки достоверности информации больше не работают. К примеру, те, кто ранее для поддержания баланса мнений и объективности картины мира обращался не только к российским, но и западным источникам или сайтам официальных структур и лиц, сегодня этот опыт применить больше могут.
«Западные СМИ, государственные деятели, не говоря уже об украинских СМИ и руководителях, врут на каждом шагу», — утверждает Александр Малькевич.
Картинка для Запада
Читателю сегодня, по мнению эксперта, нужно быть готовым к тому, что в информационной войне провокационные истории наподобие атаки на роддом в Мариуполе, массового убийства мирных жителей в Буче или обстрела вокзала в Краматорске будут подаваться обществу украинскими и зарубежными СМИ чуть ли не в ежедневном режиме.
«На самом деле некоторые ужасы реальны, потому что пока мы говорили про Мариуполь и Бучу, уже случилась страшная трагедия в Краматорске. ВСУ ударили по своим же людям и списали это на Россию», — отметил Малькевич.
Напомним, утром 8 апреля по району железнодорожного вокзала в Краматорске был нанесён удар тактической ракетой «Точка-У». В результате погибли несколько десятков человек, более сотни получили ранения. В украинской и западной прессе в происшествии обвинили российскую сторону, в МИД РФ напомнили, что на вооружении России устаревший советский ракетный комплекс не состоит.
«К счастью, сейчас в стране существенно подтянулся уровень профессионалов, которые противостоят подобным фейкам <…>. Российские СМИ достаточно объективны и оперативны, с фактами в руках, как и в случае с Краматорском, показывают, что это за ракета, какого класса и у кого на вооружении она состоит», — отметил Александр Малькевич.
Правда, пока это слабое утешение, ведь основная задача украинских СМИ, считает эксперт, — создание картинки для западных соцсетей и медиа. И в этой информационной войне в ход идут самые разные инструменты с упором на броские заголовки.
В частности, этим объясняется, почему местом действия стала, например, именно Буча, отмечает Александр Малькевич. Название населённого пункта созвучно с английским словом butcher, то есть мясник, отсюда и растиражированные западными СМИ заголовки c фразой «Butchers of Bucha» (мясники Бучи).
К слову, Украина — не единственный пример использования этого инструмента информационной войны. Ранее он был также применён, считает Александр Малькевич, в истории с военным конфликтом в Мали. Как сообщалось, тогда в городе Мура были убиты сотни мирных жителей, в чем обвинили в том числе и российских наёмников. При этом место действия было выбрано неслучайно — Мура очень близко по звучанию французскому слову mourir — умирать. Сразу после того, как власти Мали приняли решили выслать посла Франции, во французской прессе появились заголовки, обыгрывающие топоним, — «Mourir a Moura» (умереть в Муре).
«Это в высшей степени цинизм: выбираются населённые пункты, в которых можно устроить реальную или фиктивную, постановочную, бойню не только на картинке, но и для «продающего» заголовка. Вот по таким деталям сейчас мы можем вычленить фейкометов», — считает Александр Малькевич.
Вал фейков
К сожалению, продолжил эксперт, сложно полагаться в сегодняшнем медиаполе и на какие-то лингвистические подсказки внутри новостных текстов — слова-маркёры и смысловые «крючки», по которым можно установить информационную чистоплотность источника, в современной медиавойне не работают.
Если раньше читателя должны были насторожить в тексте такие фразы, как «власть скрывает», «страшные жертвы», «максимальный репост», «распространите среди всех», «точная информация от родных (близких, знакомых)» и т.д., которые активно использовались при распространении фейков, то теперь упор сделан не на качество, а на количество недостоверной информации.
«Сейчас идет вал фейков, берут объёмом, поэтому надо понимать, что сейчас любая информация с претензией на то, что случилось что-то «страшное» и «чудовищное» — это будет, видимо, фейк, как бы это странно ни звучало», — предостерегает эксперт.
Что делать?
Выход здесь один — постоянно перепроверять всю потребляемую информацию, и лучше делать это в нескольких разноплановых источниках, а не работающих на общую задачу и цитирующих друг друга, рекомендует Александр Малькевич.
Кроме того, в ситуации глобальной медиавойны есть несколько правил для читателей. Первое из них — сократить число источников информации и использовать только те, которые проверены временем и вызывают у читателя доверие, рекомендует эксперт.
«Например, есть у вас телеканал, который вы смотрите несколько лет и он вам никогда не врал, или крупное информагентство, которое вас никогда не обманывало, — получайте информацию оттуда. Только так, всё остальное получается от лукавого», — считает журналист.
Кроме минимизации количества источников информации, следует также сократить и количество приёмов «информационной пищи» — например, до трех раз в день в определенные часы. В остальное время специалист рекомендует отключать оповещения о новых новостных сообщениях в гаджетах. Это, по крайней мере, поможет эмоционально не выгореть и сохранить здравый рассудок.
«На это и весь расчёт, что мы, получая ежеминутные негативные новости, не выдержим удара и заглотим наживку. Человек и так находится в информационной прострации, а тут ему сообщают, что еще страшнее произошла трагедия или резня, и всё — он уже не сопротивляется, ослабевают защитные механизмы, психологические границы пробиты и человек попадает в расставленную информационную ловушку», — пояснил Александр Малькевич.
Разницу между фактами, вымыслом и откровенными манипуляциями увидеть подчас совсем непросто, однако теперь научиться этому стало очень важным.
Полина Ласькова
Обсуждение (10)
действительность ни какими фейками не перебьёшь (мы прекрасно знаем как 90% граждан нашей страны живёт (выживает) так как сами так живём)...
Не смотреть РТР....
Большинство этой лажи настолько топорно, что поверить могут только "особо одаренные". Честно говоря, даже не хочется это обсуждать. Почитав щирые новины, понимаешь, как далеко у некоторых уехала кукушка.
Заголовочнику: здорово, если бы фейки взрывали себя - хоть изнутри, хоть снаружи.
Стоило бы беспокоиться, если бы они взрывали нас, меня, тебя.
Да очень просто. Выкинуть телевизор.
to я из СССР 2.0: Уж ты то точно выживаешь, несчастный ты наш выживальщик.
to Мишка Квакин: А что же там в телевизоре за неправду говорят? Чем он тебя так обидел?
То что на Украине фашисты - это неправда.
to GMC3:
Ну да Украина это мир розовых пони, пушистых белых котят и сущих ангелов, раздающих добро направо и налево.
Изнутри рвет еще с 24.02. Хоть с фейками,хоть без них.