Самые высокие цены на подержанные легковые иномарки зафиксированы в семи городах РФ, узнал ForPost из официальных сведений за декабрь 2024 года.
Дороже всего продают б/у иномарки:
- в Кызыле и Горно-Алтайске — средний ценник 2,33 млн руб.,
- Архангельске — 2,29 млн,
- Нарьян-Маре — 2,27 млн,
- Салехарде — 2,21 млн,
- Новокузнецке — 2,01 млн.
Самая низкая стоимость была в четырёх городах:
- Выборге — 948 тыс. руб.,
- Гатчине — 972 тыс.,
- Йошкар-Оле — 986 тыс.,
- Сызрани — 993 тыс.
Чем вызвана такая большая разница в цене машин, узнавал ForPost.
От зарплат до климата
На разницу в ценах влияют экономическое развитие региона, платёжеспособность его населения и конкурентная среда, считает директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АВТОДОМ» и ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Гришаков.
Самые высокие средние цены, по его словам, — в городах с наибольшим экономическим развитием, плотной занятостью населения и при этом низким наполнением рынка.
А невысокие цены на иномарки говорят о том, что у местных жителей нет финансовых возможностей их купить, зато рынок наполнен достаточно и конкуренция активная, сказал Гришаков.
Кроме того, на цены влияют транспортная логистика, климатические условия и предпочтения водителей, считают эксперт по финансовым продуктам сервиса ВсеЗаймыОнлайн Софья Игумнова и эксперт по развитию и продвижению продуктов компании «Передовые Платёжные Решения» Ольга Козлова.
Салехард и Нарьян-Мар
Высокие цены на б/у иномарки в этих городах могут быть обусловлены тем, что они находятся в северных регионах, вдали от крупных транспортных узлов.
Привезти туда машины — дорого и сложно, там нет ж/д сообщения, доставка возможна только по зимникам, паромом или по воздуху, пояснила Софья Игумнова:
«Всё это значительно увеличивает конечную стоимость автомобиля для покупателя».
Города расположены в арктической зоне с очень суровым климатом, где машина — жизненно важная необходимость, отметила Ольга Козлова:
«В холодных регионах предпочтительны автомобили с хорошей теплоизоляцией, полным приводом и надёжными двигателями. Такие машины стоят дороже, особенно если они импортные».
Кроме того, в Салехарде и Нарьян-Маре высокие зарплаты из-за нефтегазовой отрасли. Это позволяет населению тратить больше денег на качественные авто, а повышенный спрос на машины поднимает цены, обратили внимание эксперты.
Горно-Алтайск и Кызыл
Они тоже находятся в труднодоступных регионах, вдали от крупных авторынков. А значит, уже только стоимость завоза машин существенно увеличивается.
«Кроме того, горный рельеф требует использования надёжных машин с хорошими характеристиками проходимости», — добавила Ольга Козлова.
Доходы в этих городах ниже, чем в Салехарде и Нарьян-Маре, и объяснение высоких цен на авто только платёжеспособностью населения не подходит, подчеркнула Софья Игумнова:
«В этих городах на цены, скорее всего, влияет дефицит качественных б/у машин на местном рынке и высокие затраты на привоз автомобилей. Горно-Алтайск (Республика Алтай) расположен в регионе с ограниченным транспортным сообщением, а в Тыве (Кызыл) авторынок может быть монополизирован местными продавцами, что также ведёт к завышенным ценам».
Местные жители, хоть и не столь зажиточные, вынуждены брать дорогие машины, чтобы справляться с местными условиями, обратила внимание Козлова.
При всём этом в северных и удалённых регионах часто нужны авто повышенной проходимости — внедорожники и кроссоверы, которые стоят дороже, добавила Игумнова:
«Также в суровых климатических условиях машины быстрее изнашиваются, что делает рынок качественных подержанных автомобилей ограниченным и дорогим».
Выборг и Гатчина
На низкие цены там влияет прежде всего их близость к крупным авторынкам — Санкт-Петербургу и Москве, продолжила Софья Игумнова:
«В Ленинградской области (Выборг, Гатчина) рынок насыщен машинами, поскольку рядом логистические центры, порты и границы с Европой, откуда ранее массово ввозили авто. Это снижает среднюю стоимость машин, поскольку покупатели имеют больше вариантов выбора и могут находить более доступные предложения».
Оба города находятся рядом с Санкт-Петербургом — крупным транспортным узлом с развитой автомобильной инфраструктурой, что снижает траты на доставку машин и способствует конкуренции среди продавцов, сказала Ольга Козлова:
«Близость к мегаполису позволяет жителям выбирать из большого количества предложений, что приводит к снижению средней стоимости автомобилей».
Йошкар-Ола и Сызрань
Щадящие цены на машины тут связаны с тем, что платёжеспособность населения ниже, чем в северных нефтегазовых регионах, а это сдерживает рост стоимости авто, сказала эксперт по финансовым продуктам сервиса ВсеЗаймыОнлайн Софья Игумнова.
Кроме того, там рынок более бюджетный, добавила она:
«В Йошкар-Оле и Сызрани авторынок традиционно включает большое количество отечественных машин и доступных моделей иномарок».
Экономический уровень этих городов ниже, чем Салехарда и Нарьян-Мара, и ограничивает покупательскую способность населения, вынужденного искать более доступные авто, отметила эксперт по развитию и продвижению продуктов компании «Передовые Платежные Решения» Ольга Козлова.
Она добавила, что в Йошкар-Оле и Сызрани жителей меньше, чем в крупных региональных центрах, и это уменьшает общий спрос на машины. И к тому же климат мягче и дороги лучше — нет нужды в дорогих авто с повышенной проходимостью.
Алексей Лохвицкий