Севастополь

Кому строить в Крыму и Севастополе, будут решать не здесь

Выясняем, что изменится с переформатированием ФЦП развития Крыма и Севастополя в госпрограмму.

Досрочное прекращение действия Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2025 года» породило многочисленные версии о причинах и следствиях этого события. Что, впрочем, совсем не удивительно: во-первых, ещё за несколько дней до Нового года было совершенно непонятно, наступят ли перемены или ФЦП будет сохранена, а во-вторых, в современном мире даже гораздо менее значительные события вызывают всплеск экспертной активности. ForPost попытался отделить зерна от плевел и понять, что же изменится для Севастополя и Крыма после ухода из нашей жизни ФЦП.

«Не надо бояться».

Для начала признаем: говорить о переформатировании ФЦП в госпрограмму, как это сделано в подзаголовке, не совсем точно: госпрограмма «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» была утверждена ещё в январе 2019 года и существовала параллельно с ФЦП. В качестве её целей названы «устранение диспропорции в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Республики Крым и г. Севастополя до среднероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Республики Крым и г. Севастополя, гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов, формирование сети автомобильных дорог, портов, обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала».

Просто замечательные задачи!

Однако наиболее крупные, значимые и дорогие не только в буквальном смысле слова объекты — от здания музея им. Крошицкого до Крымского моста — были включены именно в ФЦП. Теперь и они будут встроены в госпрограмму — подписанное 28 декабря 2021 года Постановление Правительства РФ о том, как именно это должно быть сделано, опубликовано в последний день уходящего года. Хочется надеяться, что именно совмещение этих важных новостей с пред- и послепраздничной суетой породило некоторую неопределённость в мнениях экспертов, которых мы попытались опросить. А может быть, дело в осторожности, которую несложно понять: слишком велик риск сесть со своими прогнозами в лужу.

Как бы то ни было, часть экспертов предпочла от предсказаний воздержаться. Да и остальные были крайне сдержанны. Экс-глава департамента финансов Севастополя, а ныне директор административного департамента Министерства финансов РФ Владимир Штоп в разговоре с ForPost признался, что глубоко этот вопрос не изучал и давать комментарии не готов, однако подчеркнул: бояться, что перемены скажутся на финансировании реализуемых на территории двух субъектов РФ мероприятий, не стоит.

«Этого однозначно не будет», — уверен он.

Ох уж эта ФЦП.

Не стоит опасаться и неисполнения контрактов и договоров, заключённых в рамках ФЦП: в уже упомянутом постановлении Правительства госзаказчикам ФЦП поручено выполнить всё намеченное. Другое дело, что с реализацией ФЦП и раньше всё было отнюдь не гладко: об итогах её реализации в 2021 году и причинах, по которым намеченное оказалось невыполненным, рассказал в декабре 2021-го телеканалу «Первый Севастопольский» экс-глава дирекции по управлению ФЦП Андрей Никитченко.

Одной из главных причин Никитченко назвал «фактор производственной инфляции», с которой столкнулись строители абсолютно во всех регионах.

«Значительно подорожали многие строительные материалы, и объективно возникла необходимость корректировать сметную часть проекта», — пояснил он.

Значение этого фактора отрицать бессмысленно, однако с реализацией ФЦП в Севастополе и раньше возникали многочисленные сложности. В том числе и связанные с фатальной недобросовестностью строителей и проектировщиков. Именно это заставило руководство Крыма и Севастополя просить федеральные власти освободить их от необходимости при реализации ФЦП проводить закупки по печально известному 44-ФЗ.

Подготовить соответствующий законопроект Владимир Путин поручил в феврале 2020 года, и уже весной Госдума приступила к рассмотрению этого документа. О том, как работает новая система определения подрядчиков, в мае 2021 года рассказал ForPost Вячеслав Аксёнов (в настоящее время — председатель бюджетной комиссии заксобрания).

Однако в нашем мире нет ничего идеального. И, как считает один из опрошенных нами экспертов, именно с этим аспектом связано основное — и весьма серьёзное — новшество, которое сулит Крыму и Севастополю переформатирование ФЦП.

К сожалению, назвать этого человека мы не сможем — так уж складывается жизнь, что наиболее откровенные и подробные ответы на журналистские вопросы в последнее время оказываются анонимными. Отмена ФЦП, подчёркивает наш собеседник, означает и отмену действовавших процедур определения подрядчиков.

«Эти процедуры позволяли отмахнуться от тех, с кем не хотелось иметь дела, кто предлагал низкие цены, но на кого положиться было нельзя. Была и возможность принуждать контрагентов регистрироваться в качестве налогоплательщиков в Крыму и Севастополе. Теперь возможностей управления этими процессами у правительства Севастополя нет. Но насколько это плохо — ещё вопрос», — говорит он.

Теперь, подчёркивает собеседник, эти полномочия переходят к министру строительства и ЖКХ РФ Иреку Файзуллину, которого называют доверенным лицом курирующего Южный федеральный округ вице-премьера Марата Хуснуллина. Так что решать, кто именно будет строить в Крыму и Севастополе, будут люди, работающие на федеральном уровне:

«У них возможностей отсеивать тех, кто не нужен, не меньше, а больше, чем у правительства Севастополя. Поэтому здесь скорее больше позитива, чем негатива — есть надежда, что процессы ускорятся. Ускорится процесс заключения контрактов и их реализации, улучшится контроль за их исполнением. Хуснуллин руководитель достаточно толковый и жёсткий».

«А сам не плошай».

Прежняя система определения подрядчиков была несомненно лучше и позволила избежать контактов с совсем ненадёжными людьми, однако на «надёжных» в итоге пришлось нагрузить столько, что вопрос об их способности с порученными задачами справиться оставался открытым, поясняет эксперт. И в конце концов правительству всё-таки приходилось работать с теми, кого он называет «вторым эшелоном», — а это повышенные риски.

Кстати, подбирал потенциальных подрядчиков департамент капитального строительства. А затем их оценивала созданная при правительстве Севастополя комиссия по определению единственного поставщика.

«Возможность принимать решения правительству дали, а круг потенциальных контрагентов достаточно узок, поскольку многие серьёзные компании идти в Севастополь и Крым не хотят. Так что проблема была. И в этом смысле у Хуснуллина тоже возможностей гораздо больше», — считает собеседник.

Как именно вице-премьер будет принуждать серьёзных контрагентов работать в Крыму и Севастополе, покажет жизнь. Тем временем переформатирование ФЦП прокомментировали нашему порталу в Министерстве экономического развития РФ. Как подчёркивает замминистра экономического развития Сергей Назаров, формат госпрограммы делает процесс развития регионов «более гибким, ориентированным на выполнение поручений Президента и задач Правительства РФ», и позволяет воплощать утверждённые проекты с соблюдением сроков и с «должным качеством».

Говорится в ответе и о том, что в соответствии с поручением Президента России объём привлечённых в Крым и Севастополь инвестиций должен к 2025 году превысить триллион рублей, что позволит в том числе увеличить налоговую базу.

И тут самое время вспомнить о том, что двум соседним регионам предстоит решить самую важную для себя задачу — научиться больше зарабатывать. Ведь поток федеральных средств, обилие которого уже вызывает обиды и нарекания у жителей других субъектов федерации, рано и поздно если не иссякнет полностью (этого, конечно, не случится), но наверняка истончится. Так что, перефразируя известную пословицу, скажем: надеяться только на федеральные средства, а не на собственные силы, в любом случае опрометчиво и не совсем порядочно. По каким бы программам эти заработанные всей страной деньги не проходили.

Ольга Смирнова

4053
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (10)

Profile picture for user Город Севастополь
2189
Город Севастополь

Изначально не было ясности по ответственному в Севастополе за включение объектов в ФЦП. Теперь и решение по исполнителю работ уходит за пределы города. Т.о. теперь у нас вообще не будет проблем как  по определению на месте необходимых инфраструктурных объектов, так в принятии решения по выделению финансирования и по исполнителям работ на очень нужных городу объектах?

Наверное теперь стоит  добиваться профицитного бюджета Севастополя специалистам а пределами города?

Profile picture for user Шато
1351
Шато

Ну вот и тот самый передел,были местные Лебедевы с Кабановыми,теперь прийдут условные *Гусевы и Свинарчуки*,но с материка.

Profile picture for user Paganel
5784
Paganel

... решать, кто именно будет строить в Крыму и Севастополе, будут люди, работающие на федеральном уровне

Ну, понятно: кому-то очень обидно, что федеральные деньги не полностью им достаются, а часть этих денег  местные власти украсть умудряются biggrin

Profile picture for user Ангал
1694
Ангал

 Видно местные плохо делились с вышестоящимиbiggrin

 "кому-то очень обидно, что федеральные деньги не полностью им достаются, а часть этих денег  местные власти украсть умудряются "

 

Profile picture for user суржик
6424
суржик

.....формирование сети автомобильных дорог, портов, обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала

радует выделенное место госпрограммы

но по факту, Севморпорт убивают! и это продолжается и при "мудром" управлении нынешнего губера и нач.  Дептранса

Profile picture for user И снова здравствуйте
5450
И снова здравствуйте

hahahystericalhystericalhysterical Можно подумать раньше здесь что-то решали. Е:ще скажите, что Развожаев или его предшественникиhysterical

Profile picture for user sergei67
600
sergei67

после 14 года уже ничего не решаем все ни власт севастопольцев ничего не осталось

Profile picture for user мерцание
5113
мерцание

Проснулись? Лавров

Profile picture for user ulogin_google_117174055210959419943
147
Кузьма Крючков

Все было ясно изначально кто?почему?зачем?от кого?для чего?передел не начался он продолжается,но а следующий этап развития после передела и освоения земли в нашем городе Герое это снятие губернатора он был назначен сюда для этих целей,но а потом очередной назначенный и начнёт все это уже застраивать на официальном уровне продолжая вешать лапшу народу как мы заживем когда-то может быть, это система советская проверенная и работающея только немного подкоректированная ни когда и ни кого не интересовало мнение народа внимательно слушайте жериновского у него по старости слетает с языка иногда правда о том и о чем они думают.Президент наш с ними борется уже 20 лет это так называемые семьи  эпохи ельцына предателя и упыря переделанные из коммунистов ЦК в демократов и продавшие нашу страну вместе с народом англосаксам,вот почему на все намеченные программы нашего Президента они вставляют палки в колёса.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_332066245
2368
Igor

Да ладно...Столько понаписали.Кто откат даст-тот и строит,это всем известно,а то надежный,не надежный...

Главное за день

Енот-беглец пугает крымчан и заглядывает в окна

Напуганный зверёк не сможет выжить в крымском климате.
18:16
3
611

Крымчане в пять раз чаще стали травиться грибами

Большинство жертв «тихой охоты» из Бахчисарайского и Симферопольского районов.
16:18
1
410

Как пережить всё то, что сейчас происходит, и не потерять рассудок?

Как россиянам сохранить ментальное здоровье на фоне постоянных разговоров об угрозе применения ядерного оружия?
15:24
5
737

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
506