Престиж рабочих профессий уходит в прошлое. Всё меньше выпускников школ мечтает связать свою судьбу с физическим трудом. На это жалуются руководители многих предприятий Крыма.
Однако в семье симферопольца Альберта Маргаряна такой проблемы нет: оба его сына вовсю помогают отцу в деле, перенимая секреты изготовлении обуви на заказ. В Международный день сапожника ForPost навестил крымского мастера.
Тайное дело
Альберт Маргарян более полувека живёт в Симферополе, приехав сюда из армянского Ленинакана (сейчас город Гюмри) в 1967 году. Крым подарил мужчине возможность продолжать дело отца и деда — моделировать и шить обувь, чем он успешно занимается уже более сорока лет, привлекая к семейному делу уже своих сыновей Артёма и Артура.
На крымском полуострове Маргарян остался после срочной службы в армии. Обосновался в Симферополе. Признаётся: однажды будто «кто-то подтолкнул» открыть мастерскую привычного с детства пошива обуви. Но продолжить на новом месте дело предков оказалось не так-то просто.
«Поначалу, честно сказать, прятались от коммунистов: тогда ж не разрешали частное предпринимательство. Поэтому шили тайно. Потом, когда в 1987 году разрешили открывать кооперативы, я имел предприятие, и мы уже официально шили обувь: 20 человек работало, свой бухгалтер был», — вспоминает события 40-летней давности собеседник ForPost.
Впрочем, у открывшегося с падением Советского Союза «свободного рынка» были свои существенные недостатки. Прилавки заполонила дешёвая китайская продукция, в пользу которой и стали делать выбор крымские покупатели.
Альберт Маргарян сам работает до сих пор.
В итоге, предприниматель вынужден был сократить производство, со временем оставив лишь индивидуальный пошив обуви. По его словам, сейчас в Крыму у него практически нет конкурентов в этой сфере, так что от клиентов нет отбоя.
«Заказов много со всего Крыма: у людей нестандартные ноги, купить удобную обувь в магазине не могут», — рассказывает мастер.
Материальные трудности
Поначалу все необходимые материалы — колодки, кожу, фурнитуру — Маргарян приобретал на местных обувной или кожевенной фабриках. Однако 1990-е годы оказались безжалостны к этим предприятиям. Поэтому симферополец стал закупать расходники в Киеве, а после 2014 года переориентировался на российский рынок.
«Сейчас (после 24 февраля 2022 года — Прим.) в России многое начали делать большими темпами, потому что раньше всё привозили из-за границы. Это очень хорошо: дешевле и лучше качеством», — делится мнением собеседник ForPost.
Ряды колодок в мастерской Маргаряна.
Так, деревянные или пластмассовые болванки колодок, повторяющие очертания человеческой стопы, Альберт Маргарян заказывает в Ростове-на-Дону и Армавире.
Натуральную кожу для будущего верха обуви закупают также в других российских регионах и даже в Белоруссии.
«Раньше в Крыму были кожзаводы, но они закрылись, теперь все жалеют, — продолжает описывать ситуацию в своей сфере мастер. — Берём не свиную кожу, а КРС, то есть крупного рогатого скота. Кожа коровы или быка считается лучше [по качеству], потому что она более износостойкая и эластичная».
Стеллажи с разными видами кожи в мастерской.
Заказы поступают разные
По словам собеседника, в его деле чётко наблюдается сезонность: осенью крымчане просят пошить ботинки и сапоги, весной — сандалии и босоножки.
Так что первым делом Альберт Маргарян снимает мерки со стоп клиента и выясняет пожелания. В основном, заказывают повседневную обувь, но порой хотят и выходные туфли. Многие приносят фотографию желаемого изделия, и тогда мастер «оживляет» изображение. Это происходит следующим образом.
«Сперва снимаю мерку с ноги, потом делаю модель: беру колодку, шлифую по снятым меркам и потом наращиваю», — описывает подробности процесса собеседник.
Для того, чтобы «нарастить» колодку до нужной формы, мастер использует обычную бумагу, создавая с её помощью объёмную модель.
Колодка «наращивается» по размерам стопы клиента.
Также из бумаги Маргарян изготавливает все необходимые детали будущей обувной пары: заднюю часть, «союзку» — нашивку на носок и подъём, берцы — наружные части верха и так далее.
«Потом кроим, шьём из кожи, а уже в конце части изделия затягиваем на колодку», — продолжает Альберт.
На колодке изделия собираются в практически готовую модель: все детали прошиваются и проклеиваются. Когда швы высыхают, то болванку убирают. Весь процесс занимает около двух недель, подводит итог собеседник.
Читайте по теме: «Чем пахнут ремёсла». Севастопольский сапожник нашёл в работе смысл жить
Сыновья Артём и Артур постепенно подхватывают дело отца. Старший уже кроит кожу по сделанным Альбертом эскизам. Младший «учится пока, смотрит». Молодые Маргаряны не постигают азы ремесла в специализированных учебных заведениях: семейная школа даёт достаточно знаний и навыков.
Пелагея Попова
Фото автора
Обсуждение (5)
Уважаю ручной труд, тем более такой семейный! Молодцы!
Только на днях вспоминали, как раньше заказывали сапоги.
И Севастополе это было когда-то.
to Тина Севастополь: В Арт бухте возле спорт товаров было ателье по ремонту и пошиву обуви на заказ. Постоянные очереди на инд пошив "башмаков" Делали модельную по тем временам обувь, туфли и сапоги на платформе и.т.д. Пару раз сам у них заказывал себе туфли .
Так и вижу: 1967 год, коммунисты с маузерами ходят по домам и подвалам, отлавливая сапожников, а те прячутся...
А мастерские по ремонту и пошиву обуви были и в 1967 году, и до, и после
Теперь это ателье переехало на Адмирала Октябрьского в подвал и к большому сожалению обувь больше не шьют, а только ремонтируют. Я тоже заказывала у них обувь.☺