В России сформирован пул регионов, весьма популярных для внутреннего туризма. Есть и группа субъектов РФ, которые набирают обороты в привлечении отдыхающих. В их числе, например, Кубань, Москва и Санкт-Петербург, Воронежская область, Башкирия и Красноярский край, по данным Росстата.
Однако туризм на новых территориях — в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях — в стороне от планов турбизнеса. Понять можно: пока идёт специальная военная операция, а ВСУ угрожают этим субъектам РФ — до того ли.
Вместе с тем у федеральных властей уже появились планы на них. В частности, в дорожную карту создания новых курортов до 2030 года включён Приморск на берегу Азовского моря в Запорожской области.
О том, что в четырёх новых субъектах РФ как минимум хотят работать в туристском направлении, говорит уже то, что у них созданы профильные министерства.
Доктор географических наук Олег Афанасьев отнёс приазовские части ДНР и Запорожской области, Херсонскую область к туристско-рекреационному макрорегиону «Русская Ривьера», а ЛНР, север Запорожской области и ДНР — к макрорегиону «Казачья вольница».
Их ключевые точки — Бердянск, Кирилловка, Аскания-Нова, Луганск, Горловка, Славянск и Святогорск, считает он.
«Исходя из современных социальных и экономических реалий, Приазовье — один из наиболее перспективных для развития туризма и рекреации в новых регионах России (ДНР, ЛНР, Запорожская, Херсонская области). Природа Приазовья замечательна своими контрастами. На ряде участков побережья Приазовье буквально переполнено интересными для экскурсантов природными, историческими и археологическими объектами», — отметил Афанасьев.
Степные районы Донбасса, уточнил географ, идеальны для сельского, историко-культурного, этнографического, гастрономического туризма. Там давние традиции казачества бережно сохраняются и возрождаются сейчас, действуют казачьи воинские объединения.
Читайте также: Как СВО и курс рубля изменили заграничный туризм россиян
Турист едет на новые территории
И хотя о туристах в новых регионах не говорят так часто, как о той же Кубани или Крымском полуострове, но они едут туда — и там их ждут.
Например, глава ДНР Денис Пушилин осенью этого года сообщил, что в регионе «уже можно» отдыхать, но попасть туда возможно «пока по сухопутному коридору», писала «Российская газета».
В Запорожской области сейчас формируются новые турпотоки в рекреационные зоны, трансформируются альтернативные виды туризма, которые наряду с традиционными — лечебно-оздоровительным и курортным — становятся массовыми и популярными, отметила кандидат географических наук Олеся Топалова.
По её информации, целевая туристская аудитория Запорожской области — гости из ДНР, ЛНР, Херсонской области, Краснодарского края, Ростовской области и Северной Осетии.
Читайте по теме: Заряд здоровья: для чего туристы едут в Крым зимой?
Проблемы такие же, как в остальной РФ
Развитие внутреннего туризма в РФ — вынужденная необходимость из-за внешнеполитических ограничений и поляризации мирового пространства, сказал кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.
Однако инфраструктура отечественного гостинично-ресторанного бизнеса требует значительных инвестиций, и без государственно-частного партнёрства, привязанного к дорожным картам развития регионов и различным бюджетным стимулам, такую задачу не решить, уточнил он.
«При этом на раскрытие туристического потенциала новых регионов (в частности, направления морского туризма) и создание лояльной клиентской базы потребуются не годы, а десятилетия. Поэтому оценка инвестиционной привлекательности проектов туристической инфраструктуры должна включать в себя и обязательные позиции долгосрочного социально-экономического эффекта, а нишевые предпочтения российских туристов определят спрос», — отметил собеседник ForPost.
За основу разумно брать стратегию малого и среднего предпринимательства, начинающего с действенного нащупывания спроса посредством небольших вложений (например, в создание глэмпингов) и дальнейшего их увеличения по мере формирования клиентской базы или сворачивания проектов при ошибочных оценках, считает экономист.
«Но в нашей стране у государственных организаций слишком большая любовь к мегапроектам. А если абстрагироваться от конфликта <между Украиной и Россией>, который рано или поздно будет завершён, то проблемы туристического бизнеса на новых территориях ничем не отличаются от любого другого направления внутреннего туризма: заработать здесь и сейчас да побольше — вместо выстраивания долгосрочных треков развития», — подытожил Гатауллин.
Читайте ещё: Кто проиграет и кто выиграет, если аэропорты Юга России останутся закрытыми
Ставка на соседей
События последних лет очень повлияли на жизнь новых регионов, на их развитие и — самое главное — на восприятие этих субъектов РФ жителями других частей страны, отметил сооснователь и генеральный директор компании «Материя» Вадим Палий.
До завершения украинско-российского конфликта вряд ли можно делать ставку на развитие туристических кластеров в этих и соседних регионах, так как для путешественников ключевым фактором является безопасность, уточнил он.
«После того, как конфликт будет завершён, предстоит большая работа с восприятием этих регионов в сознании потенциальных туристов. Это задача для маркетологов на региональном уровне: создать бренд процветающего, развивающегося и — главное — интересного региона. Здесь стоит задача сделать так, чтобы в этих регионах турист мог найти что-то, чего он не найдёт в других: природные достопримечательности, уникальные места с легендами и историями, интересные объекты. Власти должны будут обеспечить поддержку тем предпринимателям, которые будут развивать здесь туризм. И только в этом случае, на мой взгляд, можно будет говорить о том, что в течение пяти лет к данным регионам возникнет интерес широкого круга туристов», — считает бизнесмен.
По его мнению, у ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области есть значительный туристический потенциал, но для успешного развития туризма там — как для внутреннего, так и внешнего рынка — важно создавать туркластеры, где путешественник получит нечто уникальное.
«Для Херсонской области это могут быть древнегреческие колонии, для Запорожской — история казачества. На такие особенности, культурные особенности региона и стоит делать ставку, создавать бренд региона. И тогда его восприятие сменится, он станет уже не бывшей горячей точкой, а интересным, аутентичным, уникальным регионом», — пояснил Палий.
И главная задача для новых территорий — привлечение внутренних туристов, новым субъектам РФ нужно стать привлекательными в первую очередь для соседей, принять турпоток из «самых ближних рынков», полагает руководитель компании «Материя».
«Поэтому на ближайшие годы я бы делал ставку на эконом-сегмент. Причём, возможно, это будет эконом-сегмент для семейного отдыха — он самый широкий, и с ним я бы рекомендовал работать в первую очередь», — сказал он.
При том, что запрос российских туристов на отдых в новых регионах уже есть, но он сейчас ограничен, обратил внимание наш собеседник. Так как, пояснил он, кроме потенциальных угроз безопасности туристы неизбежно сталкиваются с проблемами инфраструктуры, транспорта, размещения в гостиницах и сервиса.
«Но в ближайшей перспективе — при поддержке местных государственных властей, при правильном брендинге региона и, конечно, при условии прекращения конфликта и создания на территориях долгосрочного мира — можно рассчитывать, что туризм в этих регионах будет расти», — заключил Вадим Палий.
Читайте по теме: Россиянам придумали новый налог для отдыха на родных курортах
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (1)
Дайте денег за шкуру неубитого медведя.