Россияне будут больше платить за авиабилеты, когда начнут собирать деньги на реконструкцию аэродромов. Проект документа о таком сборе, который начнёт действовать — в случае принятия — в марте 2026 года, подготовлен Министерством транспорта РФ, сообщил «Коммерсант».
Запланирован базовый размер сбора — 150 рублей с одного пассажира. Он будет ежегодно увеличиваться из-за индексации на уровень инфляции и, возможно, корректировок при снижении пассажиропотока аэропортов и других факторах.
Деньги будут собирать авиакомпании, а распоряжаться ими — госпредприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», оно будет компенсировать собственникам воздушных гаваней затраты на их капремонт, уточнило издание.
Это напоминает схему взимания денег на капремонты многоквартирных домов. Жильцы обязаны вносить платежи, благодаря которым работы уже сейчас проводят зачастую в чужих МКД, а в их домах — когда-нибудь, и не факт, что будут.
Так как перед авиаотраслью стоит задача увеличить пассажиропоток, перед принятием решения о корректирующем коэффициенте для цены билета будут учитываться все факторы, на которые корректировка может повлиять, сказали в Минтрансе.
Источники «Коммерсанта» увидели минусы в нынешнем проекте решения о сборе:
- власти пошли по пути заранее предусмотренного повышения сбора — при отсутствии предпосылок к удешевлению стройработ легко представить, как сбор будет увеличиваться в три-пять раз;
- авиарейсы не разделяются по протяжённости, из-за чего удельный вес сбора в стоимости коротких маршрутов может оказаться заметным;
- не учтены спецусловия для отдельных категорий пассажиров (например, для детей, для которых предусмотрена скидка в 50%), субсидированные перевозки, пассажиры, следующие трансфером.
Неплохая инициатива, но…
В условиях увеличивающегося дефицита федерального бюджета и приоритизации военно-промышленного комплекса можно оправдать любые дополнительные налоги и сборы, равно как и национализировать любой бизнес, попутно превращая его в убыточный, сказал ForPost кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.
Поэтому, считает он, профильные ведомства вместо заметной работы над планомерным созданием условий для повышения эффективности бизнес-моделей частно-государственного партнёрства упражняются в предложениях, как можно ещё взять денег с платёжеспособных граждан.
На первый взгляд, инициатива Минтранса — неплохая: обновлять инфраструктуру аэропортов важно и нужно — это «не только наше с вами удобство, но и безопасность», отметил генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (сети автопрокатов в России и за рубежом) Дмитрий Матвеев в беседе с ForPost.
«Однако все нововведения требуют денег, и немалых. И важно, чтобы за большие комфорт и безопасность конечный потребитель не доплачивал из своего кармана. И да, учитывая то, что цены на строительные материалы и работы только растут в последние годы, боюсь, что 150 рублями с человека новый сбор, увы, не ограничится», — рассуждает он.
Как отреагируют пассажиры
Предложенный Минтрансом допсбор на реконструкцию аэродромов вряд ли окажет влияние на спрос, для занятых людей нет альтернативы авиаперелётам в нашей стране, продолжил экономист Сергей Гатауллин.
Похожее мнение и у Дмитрия Матвеева.
По его словам, как показывает опыт последних кризисных лет, те, кто привыкли летать, вряд ли массово пересядут на поезда или отдадут предпочтение длительному автопутешествию.
Они приспособятся, как делают это в туризме, уверен он.
«Большая часть россиян не настроена на отказ от отдыха в полюбившейся локации, — пояснил Дмитрий Матвеев. — Возьмём Турцию. Вместо того, чтобы найти ей альтернативу, соотечественники находят решения, чтобы в очередной раз отправиться туда: пребывают в Турции меньшее число дней, селятся в более дешёвые отели или снимают апартаменты, берут авто в прокат, чтобы самим посетить культурные объекты, таким образом сэкономив на организованной экскурсии. И всё это несмотря на то, что в Турции кризис, и отдых там подорожал настолько, что сами её граждане всё чаще выбираются на отдых "все включено" в Шарм-эль-Шейх, так как это дешевле, чем пребывание на собственных курортах».
Авиаотрасль, конечно, не умрёт, но если тарифы на воздушные пассажирские перевозки для конечного потребителя будут всё время расти, пусть и не в самом ближайшем будущем, то отрасли не избежать упадка, предположил наш собеседник.
Он считает, что для нового сбора хорошо было бы разработать систему скидок — не только для малоимущих граждан, но и для тех пассажиров, которые летят с пересадками.
Прозрачность расходования средств
Кроме того, нужно обеспечить прозрачность использования будущего сбора на реконструкцию аэродромов — пассажиры должны видеть, на что расходуются собранные с них деньги, подытожил Дмитрий Матвеев.
Вопрос целевого расходования создаваемых фондов относится к компетенции надзорных органов, заключил Сергей Гатауллин.
Напомним, в сентябре этого года начнётся взимание аэронавигационного сбора с отечественных авиакомпаний. Это тоже нужно, как объяснили власти РФ, для получения необходимых средств на капремонт аэропортов в нашей стране. Как это может отразиться на пассажирских перевозках воздухом, читайте в нашем материале.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (2)
"Россияне будут больше платить" - это не новость а констатация современной повседневности.
Вероятность 146%, и не к ночи будь сказано, жители РэФ уже давно спонсируют яхты, дворцы, миллиарды некоторых полковников, ну и всё остальное...