Астрономы на территории Крымской астрофизической обсерватории РАН первыми в мире заметили в небе разгонный блок «Центавр», потерявшийся в ходе американской лунной миссии «Перегрин». Старший научный сотрудник КрАО Василий Румянцев рассказал ForPost подробности своей космической находки.
«Центавр» принадлежит лунному посадочному модулю, который был запущен 8 января с космодрома базы Космических сил США. Старт миссии прошёл успешно, но после того, как модуль отделился от ракеты-носителя, на борту произошла «аномалия», из-за чего миссия к Луне сейчас проходит не так гладко, как планировалось. Пока учёные пытаются решить возникшие проблемы, американские астрономы-любители стали безуспешно искать в космосе разгонный блок. Их опередили крымчане.
«Из новостей я узнал, что был нештатный вывод аппарата к Луне «Перегрин». Раз нештатный вывод, значит всегда есть проблемы как с разгонными блоками, так и с самим аппаратом, — поделился предположением Василий Румянцев. — Но аппарат астрономы как раз наблюдали, а вот «Центавр» найти не могли, поэтому, как только стемнело, я подключился».
Разгонный блок, по словам собеседника, похож на астероид, сближающийся с Землёй, поэтому первым он попался в телескоп другому астроному из Крыма Геннадию Борисову, который «охотится» за кометами.
Во второй половине ночи 10 января удача улыбнулась и Василию Румянцеву: он заметил «Центавр» на расстоянии почти в полмиллиона километров от Земли. При этом установившиеся сейчас в Крыму морозы никак не помешали вести наблюдения: полностью автоматизированный телескоп АТ-64 благополучно зафиксировал происходящее в ясном небе.
«Мы используем АТ-64 для наблюдения малоразмерного космического мусора. Задача по поиску потерянного разгонного блока близка к этому: все искусственные объекты, которые не управляются человеком и не имеют особой потребности, переходят в ряд космического мусора», — уточнил собеседник ForPost.
Телескоп, в который удалось "засечь" потерянный разгонный блок.
Читайте по теме: Каким будет ночное небо в 2024 году в Крыму
Несмотря на крохотный по космическим меркам размер «Центавра» — около пяти метров в диаметре, — такие объекты, по мнению Румянцева, необходимо отслеживать и постоянно фиксировать их координаты. Ведь «улетевшие» далёкие космические аппараты со временем мимикрируют под астероиды, и через десятки лет их искусственное происхождение уже никак нельзя идентифицировать с Земли.
Пелагея Попова
Фото: Власта Пидпалая|ForPost