Минувший саммит G20 многие называют «переломным». Так это или нет — покажет время. Но основной итог данного саммита — это окончательное обозначение очевидной тенденции на политический суверенитет незападной части мира.
Если судить по итоговой декларации, то США и Запад в целом окончательно утрачивают монополию на использование любой международной платформы в качестве инструмента для легализации собственного политического интереса. И в данный момент едва ли не единственными платформами, посредством которых Вашингтон может легко продавливать собственную точку зрения, остаются только НАТО и G7 (бывшая G8).
Наша страна, несомненно, удовлетворена результатами саммита. Ещё бы — по факту, там произошло обнуление темы осуждения России за СВО. Не менее радуют и шаги к снятию санкций посредством зерновой сделки и реформы ВТО, ныне не способной защитить кого-либо от санкций. Такие подвижки Москве очень кстати как политически, так и экономически.
Минувший саммит G20 вновь доказал, что без нашей страны ни один реально общемировой вопрос решить нельзя.
Даже фразы из итоговой декларации саммита, которые могли бы пойти нам в минус (например, упоминания «территориальной целостности» государств), вполне могут быть истолкованы совсем иначе. Ведь по итогам референдумов на новых российских территориях и последовавших за этим конституционных изменений в России народные республики Донбасса, а также Запорожье и Херсонщина превратились в полноценные регионы России.
Более того, G20 в декларации по факту указала коллективному Западу на необходимость отделения «агнцев от козлищ». Экономика и политика должны подаваться отдельно. А такое может означать, что теперь уже Америке придётся соблюдать те самые «правила», которые будет признавать большинство. Это ведь на них «основан мир», мы правильно поняли?
По результатам саммита G20 может быть также отмечено, что единства между странами, стремящимися к политической независимости, не имеется. Пекин и Дели не одинаково смотрят на будущее мира, что даёт шансы Москве и Вашингтону играть на противоречиях этих двух активно восходящих игроков.
Уступки Америки и Евросоюза по теме Украины могут ориентироваться на дипломатическую игру «в долгую», в которой вполне вероятны более серьёзные потрясения. Коллективному Западу необходимы союзники среди стран БРИКС, а также из иных организаций, неподконтрольных им в данный момент. Им банально нужны «троянские кони» внутри организаций-соперников. Как Анкара внутри НАТО или нынешний Ереван в ОДКБ.
Ещё один серьёзный фактор, ослаблявший позиции США на саммите G20, — это грядущие американские же выборы. Г-н Байден остро нуждается во внешнеполитических победах. При том, что ставка на Украину в данном вопросе показала себя как проигрышная. Это дополнительная причина, по которой Америке было проблематично продавить собственную точку зрения.
Игра на глобальной шахматной доске ещё далека от кульминации, но уже бывший гегемон потихоньку начинает сдавать имеющиеся позиции. Развязка будет. Вопрос — когда?
Читайте по теме: Почему лидеры России и Китая не поехали на саммит G20
Павел Кухмиров