России следует стремиться к восстановлению военно-морских баз в ряде регионов мира. Об этом во время программы «Большой вопрос» телеканала «Первый Севастопольский» заявил командующий ЧФ в 1991-1992 годах адмирал Игорь Касатонов.
«Флот у нас океанский, поэтому там, где базы были, — во Вьетнаме, Судане, Сирии, на Кубе — этого никто не отменял. Оно всё правильное, и это надо возобновить, если политические условия к этому приведут», — сказал он.
Игорь Касатонов также уверен, что роль и значение ЧФ в мировой повестке будет только увеличиваться.
«<В Черноморском регионе> сосредоточились интересы двух великих ядерных держав, и Китай, как ядерная держава, тоже в этой системе. Поэтому значение ЧФ будет только усиливаться… это южный фланг НАТО. Задачи у ЧФ будут только увеличиваться: качественный и количественный состав. В этом нет сомнения», — добавил военачальник.
Говоря о Севастополе, он подчеркнул, что город под надёжной защитой Черноморского флота.
«Все должны усвоить, что Севастополь — Россия навечно. Здесь никаких перемен не будет. Черноморский флот — это залог всего: спокойствия, безопасности, основа всех экономических, коммерческих форм, и это тоже вечно», — сказал Игорь Касатонов.
Глеб Вадатурский
Обсуждение (27)
to PerSe 511:
Заткнитесь, неуч. Благодаря этому "балаболу" у России сегодня есть Черноморский флот.
Напоминаю -
"В Севастополе я оставался до 7 декабря (1992), сделав все возможное, чтобы сохранить инфраструктуру флота, штабы, командные пункты и перспективу. «При мне» флот ничего не отдал, оставаясь в своих базах и пунктах базирования"
Понятно: мы, военные, политических решений не принимаем. Но в 1991 году Москва решила, что всё находящееся на территории бывших союзных республик автоматически остаётся в их границах, ставших государственными. Надо было видеть всплеск дикой радости
"коммунистов", а по сути ярых националистов, — они не сомневались, что теперь-то весь Черноморский флот отойдёт к ним. 1 1 декабря 1991 года трём командующим округами, командующим воздушными армиями и мне объявили в Киеве, что отныне мы служим Украине. Мол, Ельцин не против, нас оставят при должностях и пора принимать присягу. Командующие округами генерал-полковники Виктор Чечеватов, Виктор Скоков и Иван Морозов написали рапорты об отставке и уехали в Москву. Я же принял иное решение. Кстати, тогда наш Генштаб снял Черноморский флот со всех видов довольствия. Мол, раз мы на Украине, то к России уже не относимся. Хорошо, что начальник Генштаба генерал армии Виктор Самсонов не отключил нас от единой системы оповещения.
Уже тогда Кравчук хотел забрать весь Черноморский флот, а в декабре об этом заявил прямо и однозначно, приказав морякам-черноморцам вместе с 700-тысячной группировкой бывшей Советской Армии до З января 1992 года принять присягу на верность Украине. Я ответил, что эту присягу черноморцы не примут. Кто-то сегодня иной раз, вспоминая те годы, говорит о двойном управлении. Чушь это всё.
4 января я официально объявил, что Черноморский флот — российский. Решение принял самостоятельно, руководствуясь интересами России. Мысль не принимать присягу была будто послана Богом. Я понимал, что я призываю людей к неповиновению власти. Флоту и так в какой-то степени инкриминировали участие в ГКЧП, из-за этого по факту сняли предыдущего командующего Черноморским флотом. Но мосты были сожжены. Я запретил прием украинской присяги на кораблях и в частях флота. Меня поддержал Военный совет флота. Мы заявили, что будем ждать политического решения на уровне президентов двух государств.
Столь решительные действия стали полной неожиданностью как для руководства Украины, так и для руководства России. Никто не мог предположить, что Черноморский флот не будет принимать присягу. Я смотрел, кто со мной рядом. Членов Военного Совета я знал раньше, они у меня не вызывали тревоги. Все командиры соединений были мне знакомы. Их, как и командиров кораблей, вырастила сама Система. Они были отличными моряками, технически подготовленными, преданными делу. Я ездил по соединениям, кораблям и частям флота, проводил с личным составом большую разъяснительную работу. Взял все под жесткое управление.
КИЕВ СТРЕМИЛСЯ не только забрать весь флот, но и «попросить» нас из Севастополя. Москва на это не реагировала, мои обращения в администрацию Ельцина наталкивались на пустоту. Но и в той неразберихе у нас не было сомнений в том, что флот останется российским. Однако в этом нужно убеждать всех, в том числе и «новые элиты». Такую позицию поддержал при нашей встрече в феврале 1992 года и Патриарх всея Руси Алексий II.
Одним из самых драматичных эпизодов борьбы за Черноморский флот стало моё выступление 9 января 1992 года на заседании Верховной Рады. В зале заседаний, в ледяной тишине враждебной аудитории, я заявил, что флот сохранит статус-кво до выработки политического решения президентами России и Украины, и напомнил, что у нас служат представители 46 национальностей, а офицеров-украинцев только 19 процентов. Прямо сказал: считаю преступным требование принимать присягу чужого государства и буду подчиняться только приказам министра обороны России и Главкома ВМФ. В тот же день о моём выступлении написала «Нью-Йорк таймс» — причём, самой первой. Уже потом эту статью перепечатали российские газеты.
В январские дни 1992 года удалось обратить внимание президента Б.Н. Ельцина на флотскую проблематику. 29 января произошла встреча с ним на борту ГКР «Москва» на рейде Новороссийска. Эту встречу организовал маршал Шапошников. Причем, мое начальство сначала почему-то сказало, что мне на этой встрече делать нечего, хотели послать кого-то другого...
Ещё 24 января мы обсудили её детали с командующим ВМФ адмиралом флота Владимиром Чернавиным в моём кабинете в Севастополе. Опасаясь прослушки СБУ, «разговаривали» письменно, передавая друг другу тетрадь. Думали, например, под каким флагом должен быть крейсер «Москва». В то время идо 12 июня 1997 года наши корабли ходили под Советским Военно-морским флагом, мы не поднимали Андреевский, чтобы дезориентировать Киев. К приезду же Ельцина на стеньге «Москвы» развевался российский триколор.
На совещании я доложил обстановку, используя карту, акцентировал внимание на значении флота в обеспечении системы безопасности на Юго-Западном направлении, в зоне ответственности, которая включает и Средиземное море. Сделал упор на главном: нам нельзя уходить из Севастополя. Не знаю, насколько понял ситуацию Ельцин, но важен был сам факт его визита, это была поддержка наших действий. Перед отъездом Ельцин написал в книге почётных посетителей крейсера: «Черноморцы! Не дрогнуть в трудный час СНГ! Поддержу! Президент Ельцин». Правда, за этими, в общем-то, обнадёживающими словами, ничего конкретного не последовало. Но лёд всё-таки тронулся.
(Игорь Касатонов).
океанский флот подразумевает наличие кораблей первого ранга,коих в наличии у ЧФ нет
КЧФ при СССР в Севастополе насчитывал до 80 Ти вымпелов. А сегодня ? Хватит и пальцев на руки, чтобы пересчитать.Как вернём свое присутствие в Атлантический , Индийский и Тихом океанах?
наш авианосец Кузнецов когда из ремонта выйдет? Или как Минск и Новороссийск на ТОФе, Баку и Киев на Севере продадут по цене металлолома?
Может быть и есть такая необходимость. Вот только надо сначала создать ФЛОТ. Адмиралов у нас много, а вот с кораблями проблема.
Действительно говорят, тяжёлые времена рождают сильных людей. Сейчас как раз тяжёлые времена, так что надеюсь, что мы снова получим сильных и опытных профессионалов.
Касатонов отличный мужик и многое сделал для города и страны. Все остальное можно просто оставить без комментариев в знак уважения и седин! Здоровья и долгих лет !
На счет флота на Кубе не уверен. Но если там появятся "кинжалы" и С-300, я не буду возражать
to Игорь Кравченко: успокойтесь, уважаемый, на "Кузнецове" дела пошли и, вдобавок, Вы до ужаса далеки от понимания того, что представляет собой ремонт и модернизация такого корабля.
... а "на иголки" пошел только "Новороссийск" в Южной Корее. "Киев" и "Минск" вроде бы до сих пор числятся в Китае как музейные комплексы. Китайцы их весьма скрупулезно прошерстили и обмерили, благо, что они построены один в один - без отличий (чистый проект 1143), что позволило им реально оценить возможность доведения до ума недостроенного "Варяга" (проект 1143.5).
... так у них появился первый авианосец "Ляонин", через несколько лет они ввели в строй второй - "Шаньдун". Даже по их архитектуре видно, что в основе этих проектов все тот же советский проект 1143.5
Что представляет из себя третий, строящийся авианосец "Фуцзянь" пока что не ясно, однако на картинках он выглядит почти как тот же "Варяг" или, разобранный еще на стапеле в Николаеве, несостоявшийся атомный "Ульяновск".
А "Баку", впоследствии "Горшков", купили индусы и после переоборудования, а по сути - почти полной постройки заново в Северодвинске, он стал авианосцем "Викрамадитья" с угловой полетной палубой и трамплином.
Индусы, вроде бы уже достроили второй авианосец "Викрант" и, также по своему проекту, строят третий - "Вишал", который, согласно инетовским сплетням, будет атомным, имеющим водоизмещение 65000 т.
p.s. причина таких подробностей - шесть лет службы на "Минске"
p.p.s. видимо я никогда, мягко выражаясь, не пойму нашего первого командира, принявшего приглашение от китайцев и съездившего в Шеньчжень на церемонию открытия музейно-развлекательного комплекса "Минск" на нашем (когда-то!) корабле...
to Николай Орлов:
У США по всему миру 587 военных баз...Не задавали вопрос почему столько?
И сколько у России?
to Patriot1.:
Мы столько не потянем. Мы доллары не печатаем.
Игорь Владимирович, родной, спасибо за всё, что сделали для флота и Севастополя! Моя бы воля, я бы Вам звание "Героя России" дала.
to Игорь Кравченко: слышал что авианосец Кузнецов после серии пожаров хотят списать на иголки . Правда и ложь поживем увидим.
to Elsa lebn: если Вы на ТОФе служили на Минске то Вы должны хорошо знать сколько экологии нанесли ущерб Минск и Новороссийск. Все море и побережье в мазуте были
Самое главное вернуть Флот в Севастополь!!!! И не гламурненький туристическо поповско балетный делать городок,а восстанавливать базу Черноморского флота, с соответствующим статусом!!!!
to Игорь Кравченко: о-ля-ля! Уже пошел 42-й год как я перевелся с ТОФа в Севастополь, однако только сейчас узнаю такие "кошмарные подробности".
...так где "все море и побережье в мазуте были"? В р-не поселков Крым и Дунай, на острове Путятин, в бухтах Абрек, Безымянная, на побережье залива Стрелок в р-не Старой Промысловки или волнорез Павловска был загажен мазутом?
От себя добавлю, что вспомнил вдруг две пьянки в те времена. Первая была на ПСК (катер, такой же как наши "Матюшенко" и "Тамань", только китайской постройки) в ожидании рейса к кораблю, стоявшему на бочке в заливе Стрелок (40 минут хода ПСК в одну сторону). Для того, чтобы запивать киргизский бальзам "Арашан", которому, кстати, "Рижский бальзам" и в подметки не годится, а воды на ПСК не было, пришлось вспомнить школьный курс физики, выйти на берег и наломать льда (дело было зимой). И ничего - лед растопили, чистой водой запили бальзам и все остались живы...
Второй раз в сентябре гуляли на пляже рядом со Старой Промысловкой. Пили тогда мутную брагу (полная молочная канистра на 40 литров), а на закусь шел чилим. Это то же, что наши усики, но размером с ладонь. Чилима поймали здесь же в 20 метрах от берега, сварили в морской воде (паяльная лампа, форсунка, тренога и на ней флотский бачок для первого). Как и в первом случае последствий, тем более связанных с мазутом и другими экологическими кошмарами, НИКАКИХ!
... о том, что прямо с борта, в том же заливе Стрелок, ловили селедку, палтуса, минтая даже говорить не хочу...
Один из фрегатов типа "Горшков" строится для ЧФ. Корабль 1 ранга, хоть и мелковат в габаритах, но это теперь наши нынешние реалии. Основной класс кораблей в мире теперь - фрегат. Крейсера вымерли как класс, да и опыт с Москвой показал, каков риск потери такого корабля. Нам надо побольше таких кораблей, так же как американцы наклепали за 70 штук, по-моему, уже эсминцев типа Орли Берк, и мы их видим в любой точке планеты. А эти базы - это инфраструктура, они очень нужны, чтобы с одним лишь фрегатом не тащить через весь океан свой танкер и СБ
to Elsa lebn: Спасибо за грамотный анализ.
to Игорь Кравченко:
Атомная подводная лодка в степях украины ? Вы дуршлаг с лапшой с головы то снимите .. Глядишь чего и в мозгах прояснится ...
А в чем тут лапша?! Не было там аварии?! Или вам про нее просто не рассказывали?
to GP:
Зато с яхтами проблем нет. И сразу видно, что именно в приоритете:
20 яхт российских миллиардеров превосходят по стоимости военно-морской флот
Зачем от этих баз отказывались?
Хороший мужик адмирал И.Касатонов, честь ему и хвала!
100 % сохранением флота вписал свое имя в историю навечно, но время идет вперед и мыслить категориями ссср уже не актуально. Надо возраждать флот а не места дислокации и начать надо с возраждения клана военных моряков, а не офисных работников. Они даже форму свою называют офиской и тельники им западло носить, вдв и рг нет а вмф да - ходят в белых маечках как в санатории. А базы уже не актуальны, если грабить негров то да, но у РФ такая задача не стоит...
Да потому что эти базы превратились в приюты парагвайцев, как и гсвг. Вон Донузлавом для нк и Балаклавой для пл заниматься надо, последняя вообще эксклюзив на чф при опыте сво, ан нет....марина....И базы эти заграничные превратят в пристанища блатных и купи - продай....Спросите тех кто служит в гюмри для начала, как туда попасть служить....
Надо, значит надо.