России следует стремиться к восстановлению военно-морских баз в ряде регионов мира. Об этом во время программы «Большой вопрос» телеканала «Первый Севастопольский» заявил командующий ЧФ в 1991-1992 годах адмирал Игорь Касатонов.
«Флот у нас океанский, поэтому там, где базы были, — во Вьетнаме, Судане, Сирии, на Кубе — этого никто не отменял. Оно всё правильное, и это надо возобновить, если политические условия к этому приведут», — сказал он.
Игорь Касатонов также уверен, что роль и значение ЧФ в мировой повестке будет только увеличиваться.
«<В Черноморском регионе> сосредоточились интересы двух великих ядерных держав, и Китай, как ядерная держава, тоже в этой системе. Поэтому значение ЧФ будет только усиливаться… это южный фланг НАТО. Задачи у ЧФ будут только увеличиваться: качественный и количественный состав. В этом нет сомнения», — добавил военачальник.
Говоря о Севастополе, он подчеркнул, что город под надёжной защитой Черноморского флота.
«Все должны усвоить, что Севастополь — Россия навечно. Здесь никаких перемен не будет. Черноморский флот — это залог всего: спокойствия, безопасности, основа всех экономических, коммерческих форм, и это тоже вечно», — сказал Игорь Касатонов.
Глеб Вадатурский
Обсуждение (27)
Понятно: мы, военные, политических решений не принимаем. Но в 1991 году Москва решила, что всё находящееся на территории бывших союзных республик автоматически остаётся в их границах, ставших государственными. Надо было видеть всплеск дикой радости
"коммунистов", а по сути ярых националистов, — они не сомневались, что теперь-то весь Черноморский флот отойдёт к ним. 1 1 декабря 1991 года трём командующим округами, командующим воздушными армиями и мне объявили в Киеве, что отныне мы служим Украине. Мол, Ельцин не против, нас оставят при должностях и пора принимать присягу. Командующие округами генерал-полковники Виктор Чечеватов, Виктор Скоков и Иван Морозов написали рапорты об отставке и уехали в Москву. Я же принял иное решение. Кстати, тогда наш Генштаб снял Черноморский флот со всех видов довольствия. Мол, раз мы на Украине, то к России уже не относимся. Хорошо, что начальник Генштаба генерал армии Виктор Самсонов не отключил нас от единой системы оповещения.
Уже тогда Кравчук хотел забрать весь Черноморский флот, а в декабре об этом заявил прямо и однозначно, приказав морякам-черноморцам вместе с 700-тысячной группировкой бывшей Советской Армии до З января 1992 года принять присягу на верность Украине. Я ответил, что эту присягу черноморцы не примут. Кто-то сегодня иной раз, вспоминая те годы, говорит о двойном управлении. Чушь это всё.
4 января я официально объявил, что Черноморский флот — российский. Решение принял самостоятельно, руководствуясь интересами России. Мысль не принимать присягу была будто послана Богом. Я понимал, что я призываю людей к неповиновению власти. Флоту и так в какой-то степени инкриминировали участие в ГКЧП, из-за этого по факту сняли предыдущего командующего Черноморским флотом. Но мосты были сожжены. Я запретил прием украинской присяги на кораблях и в частях флота. Меня поддержал Военный совет флота. Мы заявили, что будем ждать политического решения на уровне президентов двух государств.
Столь решительные действия стали полной неожиданностью как для руководства Украины, так и для руководства России. Никто не мог предположить, что Черноморский флот не будет принимать присягу. Я смотрел, кто со мной рядом. Членов Военного Совета я знал раньше, они у меня не вызывали тревоги. Все командиры соединений были мне знакомы. Их, как и командиров кораблей, вырастила сама Система. Они были отличными моряками, технически подготовленными, преданными делу. Я ездил по соединениям, кораблям и частям флота, проводил с личным составом большую разъяснительную работу. Взял все под жесткое управление.
КИЕВ СТРЕМИЛСЯ не только забрать весь флот, но и «попросить» нас из Севастополя. Москва на это не реагировала, мои обращения в администрацию Ельцина наталкивались на пустоту. Но и в той неразберихе у нас не было сомнений в том, что флот останется российским. Однако в этом нужно убеждать всех, в том числе и «новые элиты». Такую позицию поддержал при нашей встрече в феврале 1992 года и Патриарх всея Руси Алексий II.
Одним из самых драматичных эпизодов борьбы за Черноморский флот стало моё выступление 9 января 1992 года на заседании Верховной Рады. В зале заседаний, в ледяной тишине враждебной аудитории, я заявил, что флот сохранит статус-кво до выработки политического решения президентами России и Украины, и напомнил, что у нас служат представители 46 национальностей, а офицеров-украинцев только 19 процентов. Прямо сказал: считаю преступным требование принимать присягу чужого государства и буду подчиняться только приказам министра обороны России и Главкома ВМФ. В тот же день о моём выступлении написала «Нью-Йорк таймс» — причём, самой первой. Уже потом эту статью перепечатали российские газеты.
В январские дни 1992 года удалось обратить внимание президента Б.Н. Ельцина на флотскую проблематику. 29 января произошла встреча с ним на борту ГКР «Москва» на рейде Новороссийска. Эту встречу организовал маршал Шапошников. Причем, мое начальство сначала почему-то сказало, что мне на этой встрече делать нечего, хотели послать кого-то другого...
Ещё 24 января мы обсудили её детали с командующим ВМФ адмиралом флота Владимиром Чернавиным в моём кабинете в Севастополе. Опасаясь прослушки СБУ, «разговаривали» письменно, передавая друг другу тетрадь. Думали, например, под каким флагом должен быть крейсер «Москва». В то время идо 12 июня 1997 года наши корабли ходили под Советским Военно-морским флагом, мы не поднимали Андреевский, чтобы дезориентировать Киев. К приезду же Ельцина на стеньге «Москвы» развевался российский триколор.
На совещании я доложил обстановку, используя карту, акцентировал внимание на значении флота в обеспечении системы безопасности на Юго-Западном направлении, в зоне ответственности, которая включает и Средиземное море. Сделал упор на главном: нам нельзя уходить из Севастополя. Не знаю, насколько понял ситуацию Ельцин, но важен был сам факт его визита, это была поддержка наших действий. Перед отъездом Ельцин написал в книге почётных посетителей крейсера: «Черноморцы! Не дрогнуть в трудный час СНГ! Поддержу! Президент Ельцин». Правда, за этими, в общем-то, обнадёживающими словами, ничего конкретного не последовало. Но лёд всё-таки тронулся.
(Игорь Касатонов).океанский флот подразумевает наличие кораблей первого ранга,коих в наличии у ЧФ нет
КЧФ при СССР в Севастополе насчитывал до 80 Ти вымпелов. А сегодня ? Хватит и пальцев на руки, чтобы пересчитать.Как вернём свое присутствие в Атлантический , Индийский и Тихом океанах?
наш авианосец Кузнецов когда из ремонта выйдет? Или как Минск и Новороссийск на ТОФе, Баку и Киев на Севере продадут по цене металлолома?
Может быть и есть такая необходимость. Вот только надо сначала создать ФЛОТ. Адмиралов у нас много, а вот с кораблями проблема.
Действительно говорят, тяжёлые времена рождают сильных людей. Сейчас как раз тяжёлые времена, так что надеюсь, что мы снова получим сильных и опытных профессионалов.
Касатонов отличный мужик и многое сделал для города и страны. Все остальное можно просто оставить без комментариев в знак уважения и седин! Здоровья и долгих лет !
На счет флота на Кубе не уверен. Но если там появятся "кинжалы" и С-300, я не буду возражать
У США по всему миру 587 военных баз...Не задавали вопрос почему столько?
И сколько у России?
Мы столько не потянем. Мы доллары не печатаем.
Игорь Владимирович, родной, спасибо за всё, что сделали для флота и Севастополя! Моя бы воля, я бы Вам звание "Героя России" дала.
Самое главное вернуть Флот в Севастополь!!!! И не гламурненький туристическо поповско балетный делать городок,а восстанавливать базу Черноморского флота, с соответствующим статусом!!!!
Один из фрегатов типа "Горшков" строится для ЧФ. Корабль 1 ранга, хоть и мелковат в габаритах, но это теперь наши нынешние реалии. Основной класс кораблей в мире теперь - фрегат. Крейсера вымерли как класс, да и опыт с Москвой показал, каков риск потери такого корабля. Нам надо побольше таких кораблей, так же как американцы наклепали за 70 штук, по-моему, уже эсминцев типа Орли Берк, и мы их видим в любой точке планеты. А эти базы - это инфраструктура, они очень нужны, чтобы с одним лишь фрегатом не тащить через весь океан свой танкер и СБ
Атомная подводная лодка в степях украины ? Вы дуршлаг с лапшой с головы то снимите .. Глядишь чего и в мозгах прояснится ...
А в чем тут лапша?! Не было там аварии?! Или вам про нее просто не рассказывали?
Зато с яхтами проблем нет. И сразу видно, что именно в приоритете:
20 яхт российских миллиардеров превосходят по стоимости военно-морской флот
Зачем от этих баз отказывались?
Хороший мужик адмирал И.Касатонов, честь ему и хвала!
100 % сохранением флота вписал свое имя в историю навечно, но время идет вперед и мыслить категориями ссср уже не актуально. Надо возраждать флот а не места дислокации и начать надо с возраждения клана военных моряков, а не офисных работников. Они даже форму свою называют офиской и тельники им западло носить, вдв и рг нет а вмф да - ходят в белых маечках как в санатории. А базы уже не актуальны, если грабить негров то да, но у РФ такая задача не стоит...
Да потому что эти базы превратились в приюты парагвайцев, как и гсвг. Вон Донузлавом для нк и Балаклавой для пл заниматься надо, последняя вообще эксклюзив на чф при опыте сво, ан нет....марина....И базы эти заграничные превратят в пристанища блатных и купи - продай....Спросите тех кто служит в гюмри для начала, как туда попасть служить....
Надо, значит надо.