Цена на нефть марки Brent уже несколько недель продаётся в интервале 85-90 долларов за баррель, а это рекордный показатель с начала осени прошлого года. В то же время на рынке присутствует ожидание роста цены до 100 долларов за баррель.
Повышение котировок отчасти связано с началом действия в этом году новых квот в рамках ОПЕК+, которые уже привели к «пересыханию» рынка. Если в последнем квартале прошлого года на глобальном рынке спрос превышал предложение почти на 500 тысяч баррелей в сутки (б/с), то в следующем квартале предложение было ниже спроса на более 200 тысяч б/с.
Появление дефицита вызвало сокращение коммерческих резервов углеводородов в странах Организации экономического сотрудничества и развития. По итогам первого месяца весны их объём упал на 0,5%. Сказалось и повышение логистических расходов из-за военных угроз в Красном море, что увеличило срок транспортировки из ближневосточных стран ЕС с 20 до 35 дней.
Среднее недельное число нефтеналивных и иных танкеров, пересекающих Баб-эль-Мандебский пролив, снизилось с 80 на начало зимы прошлого года до менее 40 на начало весны нынешнего года, при том, что аналогичные показатели у мыса Доброй Надежды выросли обратным образом.
Появление дефицита вместе с сокращением коммерческих резервов и ближневосточной эскалацией и повлекло рекордный рост цен на нефть за полгода. Тем не менее, котировки вряд ли достигнут порога в 100 долларов за баррель, в том числе по причине роста предложения от Ирана, в котором нефтедобыча в I квартале нынешнего года приближается к 3,3 миллиона б/с, а это максимум с момента введения американского нефтяного эмбарго.
Тегеран не принимает участия в сделке ОПЕК+, в то же время её ключевые участники сталкиваются с рекордным профицитом мощностей по нефтедобыче. Который в странах ОПЕК в начале весны сего года составлял более 4 миллионов б/с, а это можно сопоставить с текущими объёмами нефтедобычи в Ираке, который является вторым по размеру производителем нефти из числа государств ОПЕК.
Кроме этого профицита (то есть потенциала быстрого наращивания нефтедобычи) на рынки будет оказывать влияние и начало торможения экономики КНР, которое связано с исчерпанием восстановительного потенциала по итогам пандемии коронавируса. Прогнозируется возможное замедление прироста китайского ВВП от более 5% в прошлом году до чуть более 4,5% в нынешнем. По этой причине цена на нефть вряд ли достигнет 100 долларов за баррель, и котировки на марку Brent до начала второго полугодия текущего года продолжат балансирование в коридоре 80-90 долларов.
Павел Кухмиров
Обсуждение (1)
А зачем населению России (речь не о реальных владельцах "нашего общенародного") чего то ждать от цен на нефть? Подорожание бензина будет независимо от того в какую сторону они изменятся.