Лента новостей

Севастополь

2417
5

Центробанк в Севастополе: почему мошенники добиваются успеха и как с этим бороться

Кто владеет информацией, может завладеть и чужими деньгами, подчеркивает регулятор.
ForPost - Новости : Центробанк в Севастополе: почему мошенники добиваются успеха и как с этим бороться
Фото: pixabay.com

Личные данные севастопольцев, попадая разными путями в руки мошенников и аферистов, открывают тем доступ к кошелькам и счетам. Активность кибермошенников увеличилась – ForPost неоднократно сообщал о различных инцидентах такого рода.

За одно только третье сентября 2020 года более 500 тысяч рублей перекочевало со счетов жителей Севастополя на счета злоумышленников. В конце августа мы сообщали, что за один день доверчивые граждане перевели злоумышленникам около 400 тысяч рублей – и вплоть до настоящего момента систематическое хищение денег остановить не удалось.

За совершение такого рода преступлений предусмотрена уголовная ответственность и максимальное наказание в виде лишения свободы на срок от двух до десяти лет и штраф в размере до одного миллиона рублей, но угроза останавливает далеко не всех преступников.

О том, как сберечь свои средства и не попасться на удочку преступников, рассказал заместитель управляющего Отделением Севастополь Центрального банка РФ Александр Гроздев. 

Социальная инженерия – и в чем ее опасность

С развитием информационных технологий сфера дистанционных услуг и их оплат стремительно расширяется. Всё больше людей используют Интернет для перевода денег и управления своими финансами – что вызывает соответственное повышение активности кибермошенников.

«Большинство таких преступлений совершены с использованием социальной инженерии. Что это такое? Это когда во время разговора, путем грамотно построенной цепочки вопросов у человека выпытывают его конфиденциальные данные: пароли, реквизиты карты или счета для кражи денег с карты или из интернет-кошелька», – поясняет Александр Гроздев

Преступления совершаются дистанционно, и даже на международном уровне. При этом чаще всего используются подставные лица, а цепочка очень сложна и запутана. 

К сожалению, отмечает Александр Гроздев, о значительном объеме таких нарушений правоохранительные органы просто не знают, поскольку потерпевшие не всегда обращаются с заявлениями, если ущерб составляет несколько тысяч. 

В целом же, объем похищенных средств более чем внушителен. Общий объем операций, совершенных без согласия клиентов, за три квартала 2020 года по данным ЦБ РФ в целом по стране составил более 6,5 млрд рублей. Было зафиксировано более 540 тыс. несанкционированных операций. 

Эволюция мошенников

Методы социальной инженерии и конкретные действия, используемые мошенниками, постоянно совершенствуются и приспосабливаются к текущему моменту.

«На фоне пандемии коронавируса выросла активность телефонных мошенников и кибермошенников в Интернете. В основном ими отрабатывались следующие сценарии: лечение и профилактика COVID-19, выплаты компенсаций от государства, снижение налогов, изменения условий по кредитным договорам», – отмечает Александр Гроздев

С учетом ухода и банков, и большинства населения в режим онлайн на достаточно длительное время используются схемы якобы оповещения от кредитных и иных организаций. 

Злоумышленники запугивают людей угрозой их средствам на депозите либо провоцируют клиента взять кредит - и тут же отдать им эти деньги. 

«То есть, сценарий "с вашего счета перевели деньги" меняется на новый — "ваш депозит под угрозой". Но суть прежняя – жертва либо должна сообщить данные карты, коды из СМС и т.д., либо самостоятельно перевести средства на якобы безопасный счёт», – объясняет Александр Гроздев.

Существуют также мошеннические схемы подмены сим-карт. Преступники без ведома владельца телефона меняют сим-карту и получают доступ к онлайн банкингу, смс-паролям, и, конечно, к банковским счетам владельцев телефонов. А те, поскольку не получают оповещений о списании денег, не понимают, что их собственный телефон фактически находится в руках преступников.   

Одна из новых схем мошенничества – это возврат якобы по ошибке отправленных переводов. Клиент банка получает на свою карту некоторую сумму денег от неизвестного, который позже звонит и просит срочно вернуть ошибочно отправленные деньги. 

Для того, чтобы обезопасить себя и не стать жертвой обмана, придерживайтесь нескольких простых правил. 

«Если вам на карту пришли деньги от неизвестного отправителя, а затем он просит вас вернуть их, сообщите, что вы не против возврата. Но при этом отправитель должен сам обратиться в свой банк с заявлением, что совершил ошибочный перевод. Вам же, в свою очередь, надо также позвонить в свой банк и сообщить о поступлении неизвестного перевода. А затем тоже написать заявление на возврат денег, которые были зачислены ошибочно. Таким образом вы обезопасите себя», – отмечает Александр Гроздев.

Если вы понимаете, что с вашей карты снимаются деньги, нужно немедленно обратиться в банк, заблокировать карту, заявить о несогласии с операцией и направить заявление о мошеннических действиях в правоохранительные органы. 

«Оставьте также жалобу на сайте Центрального банка, в интернет-приемной. Если банк убедится, что вы не нарушали правила использования карты, не передавали персональные данные третьим лицам и при этом опротестовали операцию вовремя, вам вернут деньги», – подчеркивает представитель ЦБ РФ.

Старые трюки – тоже работают

Но прежние схемы выманивания банковских данных также остаются в арсенале преступников. Мошенники могут рассказать, что вам положена компенсационная выплата (например, за приобретение медицинских препаратов, неиспользованную медицинскую помощь, переплату услуг ЖКХ или компенсация «советских» вкладов), либо вам совершен перевод (выигрыш в лотерее или каком-то шоу). 

Чтобы получить деньги, потребуется «всего лишь» продиктовать данные банковской карты: ФИО, срок действия и трехзначный код на обороте карты или одноразовый смс-пароль. После такой «идентификации» вы скорее всего обнаружите свою банковскую карту пустой полностью или частично.

Многолетняя традиционная схема, когда вам звонят якобы друзья ваших родственников или сотрудники милиции и просят перевести деньги в помощь попавшему в беду, наблюдается сейчас гораздо реже, но еще используется. Цена вопроса обычно составляет от 10 до 300 тысяч рублей. Если потерпевший соглашается отдать деньги, то ему называют способ их передачи, в том числе и с помощью переводов денежных средств с банковских карт. 

«В таких случаях не стоит торопиться с переводом средств. Необходимо проверить информацию. Позвоните тому человеку, у которого якобы проблемы, свяжитесь с его друзьями, знакомыми, если телефон не отвечает. Но ни в коем случае не поддавайтесь на провокации», – подчеркивает эксперт.

10 000 за звонок

В среднем телефонные мошенники крадут у россиян за один звонок 10 с лишним тысяч рублей. Чаще всего мошенники обзванивали сразу нескольких граждан и с помощью приемов социальной инженерии выманивали деньги у людей. 

«В 2019-м 69% хищений совершались именно таким образом. А за три квартала 2020 мы фиксируем небольшое – на 3% – но снижение доли таких видов кибермошенничества. Это уже победа: значит, действия банков по совершенствованию защитных механизмов и методы регулятора по повышению уровня финграмотности приносят свои плоды», – отмечает Александр Гроздев.

Успехи мошенников будут тем меньше, чем больше граждан всерьез воспримет простые рекомендации и осознает, что звонок от аферистов может поступить любому.

Мошенники умело применяют психологические методы «обработки», объясняет Александр Гроздев. Они давят на эмоции, растерянность или страх, используют замаскированные под официальные номера банков, госучреждений и ведомств телефоны, общаются жестко, агрессивно. 

«Чаще всего такие звонки поступают во внеурочное время – раннее утро, ночь, то есть тогда, когда бдительность слегка притуплена. Вы теряетесь. Мошенники жонглируют профессиональными терминами, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра. К вам могут обратиться по имени-отчеству, сообщить номер и срок действия банковской карты – эту информацию мошенники получают заранее из различных источников. Все это помогает втереться в доверие к клиенту, тот теряет бдительность, и очень часто – деньги», – объясняет типичный механизм мошеннических действий Александр Гроздев.

Значительную часть необходимой злоумышленникам первичной информации мы оставляем сами, говорит представитель ЦБ: в интернет-магазинах, в соцсетях, в обычных магазинах, когда оформляем дисконтную карту или карту лояльности. То есть фактически мы добровольно делимся своими персональными данными, предоставляя к ним свободный доступ, в первую очередь, в интернете.

Об этом необходимо помнить и учитывать, что позвонить вам на мобильник и назвать по имени отчеству может далеко не только сотрудник банка, в котором обслуживается ваша карта.

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Оцените статью: 
5
Средняя оценка: 4.2 (6 голосов)

Обсуждение (5)

Аватар пользователя Ребята_в_спецовке
постов:
176
Ребята_в_спецовке (Севастополь )
- 05/03/2021 в 19:26

Мошеники имеют успех, потому что реально их никто не пытается выявить и наказать. 

Аватар пользователя мерцание
постов:
2025
мерцание (У самого лучшего моря)
- 05/03/2021 в 21:18

Попробуйте с трёх раз догадаться кто их крышует,если их до сих пор не закрыли?Если школьник,что-бы сорвать очередной урок "заминирует " школу через городской телефон-автомат будет найден через пару-тройку часов,а если по мобильному-то перемена не успеет закончиться.Геолокацию то-же никто не отменял,но этой песне не видно конца.biggrin

Аватар пользователя Татьяна Чигирик
постов:
9
Татьяна Чигирик (Севастополь)
- 06/03/2021 в 9:05

Позавчера, с номера тел +7 495 400 18 46 сообщили об утечке денег с моего счёта из БАНКА РОССИИ, я поблагодарила и пообещала связаться со своим оператором, в ответ раздались короткие гудки ! Но вот незадача, у меня нет вообше никаких карточек этого БАНКА, да и других тоже

Аватар пользователя РеДаКтОр
постов:
192
РеДаКтОр (Севастополь)
- 06/03/2021 в 10:09

Самые главные ч......ки!!!

Аватар пользователя val.prasolov
постов:
2733
val.prasolov (Севастополь)
- 06/03/2021 в 12:10

Личные данные севастопольцев, попадая разными путями в руки мошенников и аферистов, открывают тем доступ к кошелькам и счетам

Потому что нет в законах наказания,  за несанкционированное использование личных данных граждан.

Надо ввести суровое наказание за несанкционированное использование личных данных - лет 10 отсидки. За повтор - 20 лет отсидки. 

Но ГД РФ спит.

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

Главное за день

Закон о пенсиях для крымчан и севастопольцев признан самым сложным для понимания

Нечитаемость российских законов — неумение или заговор?
16:31
5846
24

Свой последний день рождения Гагарин отмечал в Крыму — ветераны ВКС

ForPost узнал, где хранят автограф первого космонавта Земли.
13:16
5544
4

Севастопольская марина: проект или фантазия?

Яхтенный капитан рассказал ForPost о загадочном слове «марина».
09:00
4326
34

ТОП 5

Частные объявления