Инцидент с георгиевской лентой в «Ашане» обозначил проблему, на которую до СВО мало обращали внимания. Речь идёт о рынке патриотической символики. Ни политологи, ни экономисты не понимают, как устанавливаются цены на атрибутику Дня Победы и почему маркетплейсы торгуют георгиевскими лентами, несмотря на запрет.
О том, кто и как зарабатывает на патриотизме россиян, — в материале ForPost.
Непатриотичный «Ашан»?
Георгиевская лента оказалась в центре скандала: в магазинах французской сети «Ашан» в России не нашлось атрибутики Дня Победы. Мало того, писал Mash, сотрудников попросили отказаться от ношения патриотической символики на работе.
«Пожалуйста, в текущей ситуации очень важно следовать правилам компании: этом году мы не используем пилотки и Георгиевские ленточки для сотрудников 9 Мая», — такое предупреждение получили сотрудники липецкой сети.
Аналогичная ситуация в магазинах сети по всей стране, указывается в публикации.
В пресс-службе «Ашан Ритейл Россия» опровергли введение запрета на продажу георгиевских лент: ограничения не вводились, использование атрибутики Дня Победы не запрещено.
Однако там указали, что лента не может служить объектом купли-продажи или выдаваться посетителям магазина в обмен на покупку, поскольку это противоречит кодексу акции «Георгиевская ленточка».
«Её нельзя использовать для продвижения товаров и услуг. Ленты распространяются волонтёрами бесплатно», — уточнили в пресс-службе.
Изданию «Подъём» в компании рассказали, что никаких ограничений по использованию георгиевских ленточек в сети не вводилось, просто их продажа запрещена законом.
«Георгиевские ленточки можно носить на себе, также можно украшать ими помещение. Важно помнить, что Георгиевская лента имеет статус символа воинской славы России», — указано в сообщении.
Читайте также: Гендиректор «Ашана» раскрыл будущее сети в России
Запрет то ли есть, то ли нет
Напомним, в декабре прошлого года Госдума приравняла георгиевскую ленту к символам воинской славы.
Согласно правилам, которые прописаны в акции «Георгиевская ленточка», эту атрибутику Дня Победы нельзя продавать, использовать в качестве элемента упаковки. За предоставление ленты не может взиматься плата, её нельзя выдавать в торговых точках взамен на покупку.
Что на практике?
Георгиевскую ленту спрятали за значки, которые открыто продают в крупных торговых сетях и на маркетплейсах. Так, например, самые дешёвые значки на Wildberries можно купить за 109 рублей, самые дорогие — за 500-600 рублей.
На Ozon самый дешёвый «Значок Z» с георгиевской лентой стоит 198 рублей. Изначально он продавался за 429 рублей.
В торговой сети ОК значки стоят от 180 рублей, пилотки — от 300 рублей, штендеры под акцию «Бессмертный полк» — от 200 рублей.
Отметим: некоторые продавцы открыто торгуют георгиевской лентой на Wildberries. Одна упаковка ленты длиной 5 метров стоит 200 рублей. Товар можно забрать со склада в Подольске с 5 по 7 мая.
Получается, запрет на продажу ленты вроде как есть, но его вроде как и нет.
«Кому Родина, а кому выгода? Власти должны взять под жёсткий контроль рынок патриотической символики. Иначе никак», — сказал ForPost председатель АНО «Центр исследований и развития евразийства», политолог Юрий Самонкин.
Финансовый консультант Виталий Калугин сомневается, что предложение политолога можно реализовать на практике.
«Нужно понимать, что патриотическая символика — это материальный объект, который требует создания, перевозки и распространения. Человек тратит своё время, прилагает определённые усилия, которые должны быть компенсированы. Мы же не предлагаем раздавать хлеб бесплатно только потому, что это основной продукт. Так же и в этом случае.
Отмечу: торговля патриотической символикой не преследуется по закону. Это обычный бизнес. Сомневаюсь, что у ФАС есть время и ресурсы отслеживать ценообразование значков с георгиевской лентой», — сказал ForPost Калугин.
Читайте по теме: За георгиевские ленточки не в том месте оштрафуют и граждан, и коммерсантов
Распустить ФАС?
Депутат Госдумы от фракции «Единая Россия» Султан Хамзаев считает, что патриотическая символика «должна быть в лёгком, быстром и удобном доступе для граждан».
«Однако то, что происходит с ценообразованием, в том числе на эту категорию товаров, — беспредел. К сожалению, ФАС проявляет импотенцию при решении этой проблемы», — сказал ForPost Хамзаев.
У него к антимонопольщикам возникло много вопросов.
«Они должны предугадывать ценообразование, учитывать всевозможные финансовые риски. Если маржа доходит до тысячекратных явлений, ФАС должна жёстко реагировать. Чем конкретно на бюджетные деньги они, сидя там, занимаются?» — негодует депутат.
Финансовый консультант Виталий Калугин понимает недовольство народного избранника. По его данным, торговля атрибутикой Дня Победы и патриотической символикой — дело прибыльное.
Все сырьё, отметил он, предприниматели «закупают за копейки в Китае»:
«Однако волшебным образом стоимость конечной продукции увеличивают десятикратно».
На это указывает и политолог Юрий Самонкин.
«Бизнес не хочет терять прибыль, поэтому редко участвует в благотворительных акциях. Этим занимаются волонтёрские, общественные организации. Они вынуждены брать гранты на решение социальной проблемы — бесплатной раздачи георгиевских лент. Нужно с этим бороться, так как государственные деньги тратятся на покупку атрибутики Дня Победы, которую продают по завышенным ценам», — сказал Самонкин.
Кстати, уже стартовала всероссийская акция «Георгиевская ленточка». Силами более 30 тысяч волонтёров Победы будут розданы миллионы лент. Бюджет акции не разглашается. Сколько средств потрачено на закупку лент — неизвестно.
«Каждый год мы обсуждаем одно и то же, а проблема так и не решается. Им (ФАС) нужно разойтись и не морочить нам голову либо наконец-то заняться своей работой. Это зона их ответственности», — резюмировал Хамзаев.
Читайте по теме: Почему в бывших республиках СССР «отменяют» георгиевскую ленту
Роберт Вочовский