В школах хотят выделить дополнительные часы для работы над лексикой учащихся. Нужно ли запрещать школьникам использовать мат, почему в профессиональной среде звучат призывы его сохранить и действительно ли искоренение брани — та задача, на которой школам важно сосредоточиться, — в материале ForPost.
В чём суть предложения
С инициативой о введении в российских школах факультативных занятий по «изящной словесности» выступил заместитель секретаря Общественной палаты (ОП) Владислав Гриб. Такие уроки будут направлены на формирование культуры речи и искоренение нецензурной лексики, сообщил автор идеи в беседе с ТАСС.
По его мнению, эти уроки должны стать частью воспитательного процесса, начиная с младших классов. В качестве преподавателей предлагается привлекать школьных психологов, педагогов, а также учителей русского языка и литературы.
«С детьми надо говорить о том, насколько мат разрушителен, вреден и для самого ребёнка, и для окружающих», — подчеркнул заместитель секретаря ОП.
Задача школы не должна сводиться к зубрёжке грамматики, отметил Владислав Гриб: он считает, что необходимо также развивать у ребёнка способность точно и красиво формулировать свои эмоции и мысли.
Кроме того, общественник предложил совместить курс изящной словесности с факультативом по этике, чтобы сформировать у школьников целостное понимание норм поведения.
За мат заступаются лингвисты
Нецензурная лексика стала звучать в речи россиян значительно чаще, рассказал сотрудник Института русского языка имени Виноградова Владимир Пахомов. Но вопреки ожидаемым призывам к искоренению мата, лингвисты говорят о необходимости его защиты.
По словам Пахомова, мат представляет собой уникальный лексический пласт, который нельзя запретить, чтобы не утратить окончательно, но следует ограничить.
Учёный предложил сместить акцент на просветительскую деятельность: объяснять, в каком именно контексте подобная лексика может быть стилистически оправдана, а где она абсолютно неуместна.
Запретный плод сладок
Разделяют мнение лингвистов и в психологическом сообществе. Запрет порождает у детей повышенный интерес, пояснила практикующий психолог по работе с детьми и подростками из Санкт-Петербурга Виолетта Галченко.
«Взрослые могут учить детей использовать язык как инструмент для разных целей. Важно развивать у детей понимание контекста, а не только вводить запреты», — отметила специалист.
Психолог обратила внимание на истинные причины использования брани. По её наблюдениям, нецензурные слова школьники обычно применяют вовсе не из-за бедного словарного запаса.
«Это способ выразить сильные эмоции: гнев, разочарование, боль или фрустрацию. Мат становится эмоциональной разрядкой, помогающей снять напряжение», — сказала Виолетта Галченко.
Она подчеркнула, что если полностью исключить грубую лексику, есть риск, что дети начнут подавлять чувства, боясь наказания, или перейдут к физическим способам выражения агрессии. При этом оценка использования нецензурной лексики всегда зависит от контекста, возраста и ситуации.
«В повседневной жизни бесконтрольное использование мата, конечно, нежелательно, так как формирует устойчивую модель общения. Но важно помочь детям осознать, что существуют более подходящие способы выражения сильных эмоций, а не просто табуировать отдельные слова», — пояснила психолог.
Одна из ключевых задач школы и родителей — не столько запрещать, сколько развивать эмоциональный интеллект ребёнка, убеждена Виолетта Галченко.
«Расширение словарного запаса действительно работает, но только в связке с безопасной средой. Если ребёнок не понимает, что именно он чувствует, никакие синонимы к мату ему не помогут», — добавила специалист.
Мат — меньшее из зол
Бороться ли с нецензурной лексикой среди школьников, вопрос важный, но гораздо важнее обратить внимание, что действительно требуется современным подросткам, особенно, если их агрессия приводит к трагическим случаям. Так, с начала 2026 года в российских образовательных учреждениях произошло уже несколько нападений со стороны учеников, которые использовали холодное и огнестрельное оружие, страйкбольный автомат и даже бензин для поджога.
На этом фоне борьба с ненормативной лексикой, по мнению Виолетты Галченко, отходит на второй план. Профилактика буллинга и работа с эмпатией — задачи гораздо более важные, подчеркнула психолог.
«Обучение уважению к границам других, навыкам саморегуляции и открытому обсуждению чувств значительно эффективнее для снижения уровня насилия, чем борьба с матом. Профилактикой этого вопроса должны в обязательном порядке заниматься психологи в школе», — резюмировала специалист.
В завершение
Попытки запретить мат могут привести к обратному эффекту. Для подростков нецензурная лексика часто становится способом выделиться и показать, что они не подчиняются правилам взрослых. Чем активнее школу призывают бороться с такими словами, тем более привлекательными и «запретными» они становятся в глазах учеников.
По сути, мат — это не причина, а следствие. Дети ругаются не потому, что не знают других слов, а потому что не умеют справляться с сильными эмоциями. Если школа сосредоточится не на наказаниях за язык, а на том, чтобы снизить уровень стресса и агрессии среди учеников, проблема может уйти сама собой.
Дарья Клименко
