Крымская поэтесса по имени Ника Турбина горящим метеором пронеслась по небосклону позднего Советского Союза, поразив поначалу небывалой для ребёнка глубиной творчества, а позже — трагизмом судьбы. В день её рождения ForPost спешит отдать дань памяти талантливой землячке.
Болезненное младенчество
Ника, или Никуша, как девочку ласково звали родные, появилась на свет в Ялте в семье художницы Майи Никаноркиной и актёра Георгия Торбина. Однако вскоре после её рождения родители разошлись, и девочку мать воспитывала вместе с бабушкой и дедушкой. Отец никакого участия в судьбе дочери не принимал, лишь позже его фамилия послужила основой для творческого псевдонима юной поэтессы.
«Девочка росла в литературной среде. В доме часто собирались поэты и прозаики, дедушка (писатель-фронтовик, друг Твардовского Анатолий Никаноркин — Прим.) читал свои произведения. Ребёнок всё это впитывал, как губка», — так охарактеризовала ForPost первые годы жизни будущей поэтессы знакомая Никаноркиных, секретарь Ялтинского отделения Союза российских писателей Татьяна Парусникова.
Беззаботное детство на берегу моря было омрачено болезнью девочки. У Никуши врачи диагностировали астму: затяжные приступы не давали заснуть по ночам и пугали ребёнка.
Со временем старшие заметили, что малышка не бессвязно вскрикивает во сне, а озвучивает вполне осмысленные фразы. Когда Майя Анатольевна стала записывать за дочкой, то с удивлением осознала, что под её диктовку рождаются необыкновенные строки. Нике в то время было около трёх-четырёх лет…
Звёздное детство
Несмотря на то, что родной дедушка Анатолий Никаноркин был членом Союза писателей, проводником Ники в мир поэзии и славы стал «отец» разведчика Штирлица Юлиан Семёнов. Произошло это так: бабушка Турбиной Людмила Карпова работала в гостинице «Ялта-Интурист» и, встретив как-то в коридоре знаменитого писателя, предложила ему тетрадку с рукописными произведениями внучки. Семёнов поначалу отнекивался, но, узнав, что автор — ребёнок, изменил своё мнение.
«Есть явления, которые нуждаются в объяснении или комментарии, а есть на земле такое, что соприкасается с понятием чуда», — так в 1983 году на страницах «Комсомолки» написал Юлиан Семёнов в подводке к стихам Ники.
Знакомство советского читателя с творчеством Ники Турбиной началось с «Комсомольской правды».
Чутьё мастера детективного жанра не подвело. Читатели засыпали редакцию просьбами об издании новых стихов талантливой девочки и подробностях биографии автора. Так что, уловив запрос аудитории, многие центральные газеты отправили в Ялту корреспондентов для интервью с вундеркиндом.
«Так уж заведено в советской литературе, что старшие желают доброго пути младшим. Но Ника не младшая, она — маленькая ещё <…>», — так напутствовал «коллегу» Семёнов на страницах газеты.
Из газет тех лет можно почерпнуть некоторые детали из жизни маленькой поэтессы. Как писала «Крымская правда», в квартире Никаноркиных на улице Садовой в центре Ялты много обитателей: пудель Злата, сиамский кот Скиф, кошка Лукерья, пара хомячков, черепаха Катя. Уход за ними — на плечах девочки.
По наблюдению посетившего её журналиста, поведением Ника мало чем отличалась от сверстников: такая же весёлая и непосредственная. Однако она мгновенно менялась, когда поступала просьба почитать стихи.
«Настраиваясь, ходит по комнате. И становятся серьёзными её лукавые глаза, а движения рук — отточенными и выразительными. <…> Стихи Ника не сочиняет и не придумывает. Как она считает, они сами «посещают» её», — передавала газета.
Таким образом известие о необычном даровании дошло до главного поэта поздней советской эпохи Евгения Евтушенко. Он признавался, что не сразу загорелся желанием познакомиться с юной ялтинкой, хотя вокруг все только о ней и говорили.
Зато позже именно Евтушенко представит публике Турбину как «редчайшее явление» и отправится вместе с ней в турне по Италии, где на международном поэтическом фестивале в Венеции 10-летней крымчанке вручат почётный приз «Золотой лев». К слову, прежде этой награды удостаивался лишь один отечественный поэт — Анна Ахматова.
Ника Турбина и итальянский «Золотой лев».
Когда девочка вернулась из-за границы, Евтушенко уговорил Никаноркиных переехать из Ялты в Москву. Так Ника взошла в зенит славы поэтического Олимпа…
Ускользающая юность
…и за несколько лет буквально сгорела в его пламени. Причин для неизбежной катастрофы можно назвать несколько.
Звёздные покровители со временем охладели к юной протеже. Майя Анатольевна, повторно выйдя замуж, в 1985 году родила вторую дочь и направила все заботы в новую семью. Собеседница ForPost Татьяна Парусникова обратила внимание на непростой характер талантливого подростка.
«Ника была очень сложным человеком, и им (матери и бабушке — Прим.) хотелось сбросить с себя эту ответственность [за её воспитание]», — поделилась мнением жительница Ялты.
Потеря внимания публики привела к иссушению источника творческого вдохновения: Турбина практически перестала писать новые произведения. Зато, увлекшись богемным образом жизни, пристрастилась к алкоголю. По воспоминаниям знакомых того времени, девушка стала частенько не ночевать дома, заводить романы и даже резать вены.
В 1990 году, когда Нике исполнилось 16 лет, она близко сошлась с 76-летним психиатром из Швейцарии. Пара уехала в Лозанну, где врач якобы изобрёл новаторский метод лечения стихами. Впрочем, этот союз не перерос ни в семейный, ни в творческий, и через год Турбина вернулась в Москву.
«Хоть бы кто-нибудь посвятил себя этой девочке! — восклицает спустя 30 лет Парусникова. — Это моё личное мнение, но творческой личности обязательно нужно, чтобы кто-то был рядом и оберегал её, давая возможность просто творить. А Ника была предоставлена самой себе».
Обрушившаяся взрослая жизнь оказалась невыносимым бременем для ещё по сути детской психики. У Турбиной начались срывы и психические припадки. Однажды в 1997 году, желая напугать молодого человека, она повисла снаружи окна, но сорвалась и упала вниз. К счастью, растущее под домом дерево смягчило удар, и девушка осталась жива, хоть и повредила ключицу и позвоночник.
Однако открытое окно всё же привело к гибели поэтессы: 11 мая 2002 года Ника Турбина разбилась из-за падения с высоты. На этот раз это был несчастный случай… Строки, написанные в 1981 году, зазвучали как пророческие. Неужели семилетний ребёнок предвидел своё будущее?
Публикация из первого сборника «Черновик».
Несозревший поэт
Такая яркая жизнь, столь нелепо и быстро оборвавшаяся, поражает многих своим трагизмом. История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но в случае с Никой Турбиной особенно хочется продолжить это невыносимое «если бы…».
Ника Георгиевна Турбина.
Впрочем, у исследователей литературы есть своё объяснение не сложившейся судьбы крымской поэтессы.
«Стихотворения Ники Турбиной — произведения импровизационные. Это не хорошо и не плохо. Это просто факт. Но в этом и их особенность. Они все очень ладно и даже нередко гениально начинаются, но… именно потому, что это импровизация, они неожиданно заканчиваются, обрывая мысль, чувство», — поделился наблюдением доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы КФУ имени В.И. Вернадского Сергей Курьянов.
Турбина творила в озарении, поэтому там, где она старалась завершить стихи логически, получалось значительно слабее, добавил собеседник ForPost. Особенно это заметно на раннем этапе творчества, когда девочка ещё не умела писать и надиктовывала тексты матери. «Последующие прикосновения стихи ухудшали», считает филолог.
«И, как мне видится, Ника Турбина потерялась и так нелепо окончила жизнь, потому что гениальная девочка, жившая озарениями, ушла, а зрелый поэт в отсутствие постоянного и упорного труда над стихом не сложился. И это, конечно, не вина её, а беда», — подытожил учёный.
Читайте по теме: Как сплела судьба Сергеева-Ценского и Крым
Тем не менее произведения сохранились и продолжают жить в сердцах почитателей таланта крымского вундеркинда.
Пелагея Попова
Фото: автора, franco.crimealib.ru
Обсуждение (1)
О "детской гениальности" доходчиво рассказал профессор Сергей Савельев. Коротко - при росте неокортекса (начинает у детей расти с 3 - 4 лет) и попадании в определенную среду, во многом просто копируя, "зеркально" повторяя мир взрослых, ребенок внешне и будет для взрослых представляться гением и вундеркиндом.
Но это тот процесс, который у детей не попавших в окружение "богемных заряженных" обычно называется "обезьянничанием", так же канарейки копируют свои трели у друг друга. Во многом в трагической судьбе Ники Турбиной виноваты те взрослые, которые раздули из "детского копирайства" признаки гениальности и внушили это ребенку. При этом не дали этому в общем обычному ребенку должного воспитания и поддержки, вероятно полагая, что талант раз ими высвечен, то дальше сам будет сиять вечно. А так не получается, причем почти во всех случаях детей вундеркиндов, потом во взрослой жизни (неокортекс вырос, социализация завершена, нужно жить природа командует - самим, а не пользоваться "зеркалом") детская гениальность "слетает" как чужая кожа. И часто с половозрелостью у бывших вундеркиндов начинаются проблемы с осознанием реальности, приводящие в том числе к трагедиям. Природа давно начертала в своих законах - не нужно делать кумиров и это особенно касается не созревших маленьких детей.