Севастополь

«Запускаем» мозг: почему сегодня нейропсихолог нужен даже обычным детям

ForPost — Образование

Фото: Детский центр "Стартум"

Современные дети отличаются от своих сверстников прежних поколений. Эпоха цифровой социализации диктует свои условия. Мы наблюдаем парадокс: дети технически подкованы, но при этом у многих возникают трудности, которых раньше не было в таком масштабе. Проблемы в развитии восприятия, снижение уровня внимания и произвольности, сложности с общением. Гаджеты, социальные сети, мессенджеры — инструменты, которые могут как помочь, так и дать обратный эффект. Как «настроить» работу мозга и научить адаптироваться к новым условиям? Почему это долгосрочная инвестиция в будущее ребёнка и спокойствие родителей? Об этом в интервью с нейропсихологом центра «Стартум» Дмитрием Соловьёвым.

Опасность «дофаминовых качелей»

– Как гаджеты и клиповое мышление меняют мозг ребенка?

– Сейчас гаджет чаще используется родителями, чтобы занять детей. Наиболее негативное влияние оказывает, если появляется в максимально раннем возрасте — до 2 лет. Почему? Он полностью захватывает его внимание: зрительно вовлекая в процесс, блокируя остальные органы чувств (тактильное, слуховое восприятие).

В идеале ребёнок до 4 лет должен развиваться без активного влияния гаджетов, так как это сильно расшатывает дофаминовую систему. О чем она? О мотивации, достижении результатов и положительном отклике для нашего мозга. Короткие ролики, скроллинг «приучают» мозг ребёнка к постоянной смене стимулов. Видео с быстрыми кадрами приносит кратковременное удовольствие, вызывая привыкание. Таким образом, становится сложно концентрироваться на одном задании при необходимости. Например, чтении книги или решении задачи дольше нескольких минут. Это «не плохое поведение», а следствие перестроенной работы мозга.

– От возраста ребенка зависит допустимое время за гаджетами?

– Всё индивидуально. Что важно:

1. Психологическая устойчивость. Даже у ребёнка до 3 лет можно увидеть, насколько его центральная нервная система (ЦНС) более активна или спокойна. К тому же нужно знать о режиме сна. Любой недостаток или проблема с ним влияет на психику и уменьшает устойчивость ЦНС. В целом, думаю, до 3 лет у ребёнка нет потребности в экранном времени для его развития, а после — в идеале не более 1 часа.

2. Изменился контент. Так, в советских мультфильмах у персонажей хорошо выстроены диалоги. Это тот случай, когда развлекательный контент способствует восприятию и развитию речи. По моим наблюдениям, современные мультфильмы больше используют звуковые сигналы, чем уделяют время выстроенным правильным диалогам у персонажей. Конечно, если ребёнок постоянно потребляет такую информацию, ему сложнее воспринимать речь родителя, педагога. Что следует учитывать при выборе:

- максимально пастельные и мягкие тона. Яркие цвета используют для влияния на дофаминовую систему, вызывая зависимость.

- развитая и спокойная поступательная речь у персонажей.

Цифровой парадокс. Как общение разобщает

– Социальные сети и мессенджеры, как и гаджеты, тоже по идее призваны помогать. При этом мы видим, как дефицит живого общения может способствовать трудностям в общении со сверстниками

– Живое общение ключевое для формирования понимания контекста разговора, личных границ и реакций — своих и собеседника. Коммуникация через мессенджеры и социальные сети не дает мозгу необходимой нагрузки для развития социального и эмоционального интеллекта: чтения мимики, интонации, невербальных сигналов. Это обуславливает рост сложностей в общении со сверстниками.

У всех нас есть зрительный и звуковой каналы восприятия. Одна из наиболее частых жалоб от родителей: «Ничего не слышит на уроках». Если после диагностики видно, что ребёнок задание зрительно считывает, все отлично с логикой, пониманием, интерпретацией, о чем это может говорить? Звуковой канал восприятия развит недостаточно. Способность считывать невербальные сигналы и контекст живого общения связаны с умением правильно воспринять и услышать речь, формулировать мысли, регулировать себя в коммуникации. В младшем детском возрасте, как и подростковом, возможен страх или стеснительность высказываться при других. Это может быть следствием недостаточного живого общения ранее.

Жизнь в дефиците. Что делать с «сенсорной бедностью»

– Когда ребенок проводит много времени в виртуальном мире, а не реальном, как это отражается на сенсорном восприятии?

– Когда мы говорим о сенсорном восприятии, то речь идёт об органах чувств, которые влияют на ЦНС и развивают мозг. Например, ребёнок меньше бегает, редко пытается куда-то залезть, ему не интересны разные по текстуре предметы. Это приводит к недостаточному развитию межнейронных связей, отвечающих за пространственное мышление, координацию, почерк и способность удерживать внимание.

Поэтому, если есть проблемы с одним из компонентов — тактильным/звуковым или другим, то этот дефицит нужно восполнить. Не всегда эти дефициты связаны с гаджетами. В нашем центре мы помогаем эти дефициты восполнить. Что родители могут сделать дома? Во-первых, уделять внимание тактильному контакту. Во-вторых, смотреть, что комфортно для ребенка. В какой одежде лучше чувствует себя? Удобно ему сидеть за столом? То есть позволяем ощущать своё тело, так как это влияет на развитие пространственных представлений.

Если очень любит принимать ванну — это про спокойствие центральной нервной системы посредством воды. Кроме того, часто на консультациях рекомендую делать дома вечерний небольшой массаж. Это возвращает внимание ребёнка к его телу и, следовательно, помогает с развитием саморегуляции, внимания. Родитель мягко разминает его стопы, ноги, руки, проговаривая свои действия.

– Многое сходится к способности саморегуляции. Кстати одна из частых жалоб родителей и учителей — невнимательность и гиперактивность. Это может быть СДВГ или следствие других причин. Как отличить?

– Синдром дефицита внимания и гиперактивности ставит врач — невролог или психиатр. При этом родителям важно не бояться слова «психиатр». Специалист сможет подтвердить или развеять ваши опасения. В целом возможны разные сценарии, почему ребенок чрезмерно активен и/или невнимателен. У одного будет только дефицит внимания. Ему сложно регулировать себя, тем самым формировать усидчивость и внимание к процессу. Поэтому он легко отвлекается. С помощью специалиста на занятии, а также дома вместе с родителями формируется необходимый компонент саморегуляции. У другого ребёнка будет гиперактивность. Когда много энергии, ему сложно её контролировать. В двух случаях – вопрос с регуляцией, с научением чувствовать своё тело, свои импульсы и уметь их контролировать. Возвращаемся к массажу перед сном, о котором рассказывал ранее.

Если врач поставил диагноз СДВГ, необходимо следовать определённому протоколу. Важно сформировать у ребёнка мотивационную сферу, когда ему сначала ставится самая простая задача. Он её выполняет, дофаминовая система «присваивает» себе этот навык. Затем по нарастающей решаются более сложные задачи и мозг продолжает «видеть победы».

– На что родителям стоит обратить внимание? Какие сигналы говорят о том, что ребёнку полезна консультация нейропсихолога?

– Чаще всего, когда сложности с восприятием и усвоением инструкций, а также трудности с запоминанием. Специалист подскажет, как развивается на данном этапе мозг. Роль нейропсихолога в том, чтобы научить воспринимать информацию быстро, понимать поставленные задачи и дальше нарабатывать нейронные связи, связанные с поиском решений.

– Таким образом, обращение к нейропсихологу — не всегда про решение проблемы?

– Да. Так, мы уделяем большое внимание подготовке к школе. Ведь дошкольнику важно не только научиться считать и читать, но и понимать, каким будет учебный процесс. Это перестройка с игровой деятельности на познавательную. Поэтому в нашем центре мы комплексно подходим к этому вопросу. Дети получают представление об учебной деятельности, а родители — насколько готов ребенок к изменениям, которые его ожидают в первом классе. Ведь переход в школу — довольно сильный стресс. Он отражается и на тех, у кого все в порядке с вниманием, усидчивостью, познавательными функциями. В большей степени стресс будет влиять на детей с особенностями обработки и восприятия информации.

– Каков главный результат, который вы хотите получить от работы с ребенком? Улучшение оценок или другое?

– Увидеть, что он учится саморегуляции. Умению держать под контролем свои определенные импульсы и реакции, достигать определенных целей. Ребенок присваивает себе успехи, начинает больше верить в себя. Когда он перестает бояться нового, начинает понимать, что ошибка — не приговор и ее можно исправить, чему-то научиться.

– Успех вашей работы — результат совместных действий с другими специалистами?

– В случае комплексной работы передаю свои наблюдения педагогу. Таким образом, он знает, как лучше с ним вести занятие.

Могут быть проблемы с поведением. Но это не «хорошо» или «плохо» ребёнок себя ведет, а каким образом он реагирует на новые условия и пользуется определенными некорректными моделями поведения. У нас работает специалист, который этим занимается, и корректирует. Он дает мне обратную связь — как мне лучше выстраивать занятие.

Таким образом, формируется полная карта, «маршрут развития». Это позволяет найти индивидуальный подход. Мы помогаем обратить внимание ребёнка на его сильные и слабые стороны, а родителей — как они могут помочь дома. И, конечно, работаем в плотном взаимодействии с коллегами по другим направлениям, чтобы сформировать наиболее эффективный план развития.

Образование, основанное на знании о мозге

Как проходит нейропсихологический «маршрут» в детском центре «Стартум»

1. Диагностика. С помощью проб и заданий определяются, какие функции мозга «проседают»:

  • слабая произвольность (не может начать делать уроки)
  • проблемы с пространственным восприятием (путает право/лево, зеркалит буквы)
  • дефицит слухового внимания (не слышит инструкцию с первого раза).

2. Комплексность. Работа не симптомом, а причиной. Если ребёнок плохо читает, проблема может быть не в чтении, а в недоразвитии зрительного восприятия или межполушарного взаимодействия. Поэтому составляется индивидуальная программа. Посредством движения, игры и специальных упражнений она достраивает слабые звенья.

3. Профилактика и развитие для всех. Этот подход необходим не только детям с диагнозами (ЗПР, СДВГ, РАС), но и детям, которые:

- испытывают стресс от школьных нагрузок

- неусидчивы, медленно делают уроки

- «не слышат» замечания с первого раза

- неловкие, часто роняют предметы, имеют плохой почерк

- чувствуют трудности с запоминанием информации.

Как это выглядит на практике?

Занятие с нейропсихологом — это комплекс игровых занятий: упражнения на балансировочной доске, дыхательные гимнастики, глазодвигательные практики, задания на развитие памяти и логики.

В результате удается «запустить» те отделы мозга, которые ранее не получили достаточной стимуляции из-за особенностей современной жизни. Главная цель — помочь сделать надежным, эффективно работающим «биологический компьютер» — мозг, который справится с любой учебной и жизненной задачей.

Реклама. ООО "Стартум 92". ИНН 9200021212, erid 2SDnjcN9kGf

47
Теги: