"Несколько встреч с покойным господином Моцартом"

Так называется пьеса известного драматурга, писателя и историка Эдварда Радзинского, которую он представил на суд горожан в минувшую пятницу вечером. Сразу отмечу, второе пришествие Эдварда Станиславовича в Севастополь было столь же триумфальным, как и первое.
Его рассказ о загадочной и трагической судьбе Вольфганга Амадея Моцарта, сопровождался завораживающей музыкой композитора, помогая лучше прочувствовать мир гения. По праву успех с автором разделили солистка Национальной филармонии Заслуженная артистка Украины В. Матюшенко, хор Днепропетровского академического театра оперы и балета под руководством В. Пучкова - Сорочинского и Севастопольский симфонический оркестр (руководитель - заслуженный деятель искусств В. Ким), которым дирижировал постоянный спутник «моцартовских» спектаклей Радзинского - дирижер Государственного академического Большого театра России Михаил Грановский.
В этой мистической истории (хотя возможно, и основанной на дневнике барона Готфрида ван Свитена, на протяжении всей жизни находившегося рядом с Моцартом), композитор предстаёт человеком искренним, страстным и жизнерадостным, живущим в мире музыки, но не чурающийся и маленьких земных радостей. Человеком беспечным, по мнению барона («Но Моцарт... эта беспечная птица...») и необыкновенно глубоким, как показали его письма, любящим жизнь, но не боявшимся смерти. Ведь смерть по Моцарту - «есть истинная и конечная цель нашего бытия". Он не страшился смерти, но не хотел уходить из жизни, не выполнив своё предназначения. Он сжег себя без остатка при создании главного своего шедевра – Реквиема, заупокойной мессы по самому себе.
На вопрос, убил ли Моцарта Сальери или кто-то другой, в какой-то мере даёт ответ барон в своём дневнике после отпевания композитора в соборе Святого Стефана: «Все у него только начинается. Теперь и вы (Сальери – В.Н.)... и я... и император, и все мы только и будем слышать: МОЦАРТ! Теперь все мы лишь его современники. Люди обожают убить, потом славить. Но они не захотят признать... никогда не захотят, что они... что мы все – убили его. Нет-нет, обязательно отыщут одного виноватого...» И почти десять лет спустя, писал там же: «… Сейчас, когда мое предсказание сбылось, когда слава Моцарта растет с каждым днем, у Сальери бывают странные нервные припадки. Я даже слышал, что порой, пугая домашних, он вопит, что убил Моцарта. Ну что ж, хоть один из нас – признался!»
Гений ушел из этого мира в 35 лет, промелькнув как яркая комета, но, оставив нам мир более богатым и гармоничным, озарённым новыми волшебными звуками, родившимися в его душе. Таинство их рождения, вспоминает ван Свитен: «И он начал играть на темной сцене перед пустым залом. Я стоял, боясь пошевелиться. Это была импровизация. Она длилась добрый час. И, клянусь, там, в темноте, он беседовал с Господом. Если бы мне было дозволено испросить у Творца земную радость, я попросил бы вновь вернуться в тот вечер. Наконец, мелодия оборвалась. Я слышал, как в темноте он стремительно вскочил. И сказал старому скрипачу: – Теперь вы слышали настоящего Моцарта. Все остальное умеют и другие».
Пьеса тронула зал, аплодировали стоя. А потом Владимир Яцуба тепло благодарил «друга Эдварда» за подаренный севастопольцам вечер высокого искусства, а Эдвард Радзинский благодарил «друга Владимира» за приглашение. Вспомнилось, что накануне Владимир Григорьевич говорил, что конец света надо отменить, так как приедет Радзинский с единственным выступлением, правильное было решение. К поздравлениям градоначальника присоединился Командующий Черноморским флотом России, было много цветов, подарки от души, добрые слова и искренние улыбки. Светлый праздник встречи с прекрасным в ненастный зимний вечер. Спасибо!
Владимир НЕСМЕЯНОВ
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 2079 просмотров
Ну вот...
"Ветку" с Колчаком - таки "срубили"...
фотографировали мыльницей?
Мне кажется "второе пришествие"
, применительно к Радзинскому,
- перебор...
Так же, как и первое, впрочем...
А Моцарт - гениальный композитор, бесспорно.
Волшебная музыка.
Мероприятие отличное, статья правильная, но заголовок...
Несколько встреч с покойным господином МоцартомЗвучит как-то цинично и нелепо.
to репейНИК
СпиритизЬмъ и некрофилия.
Два в одном.
Все ничего, но заголовок подкачал. Слово "покойный" - явно лишнее. Такое уточнее некрофилией отдает. Бр....
Мероприятие отличное, статья правильная, но заголовок... Несколько встреч с покойным господином МоцартомЗвучит как-то цинично и нелепо.
"Так называется пьеса известного драматурга"
to кэт (Севастополь)
Я не про пьесу, а про заголовок. Повторяюсь, он неудачный. Если автор берет за основу название пьесы, то тогда это название ставится в кавычки.
to Машина времени (Севастополь)
Да, соглашусь. Сейчас поправим.))
как-то сразу вспоминается фильм Милоша Формана "Амадей". Кто не видел - очень рекомендую
"Амадей" круче, а о формате и не говорю. 4 часа представления - явный перебор, но благодаря Моцарту и Яцубе все досидели.
to Главред (Севастополь) Амадей круче, а о формате и не говорю. 4 часа представления - явный перебор, но благодаря Моцарту и Яцубе все досидели.
"Амадей" – круче, но и здесь четыре часа лично для меня пролетели незаметно, Радзинский умеет увлечь. Те, кому было скучно ушли смотреть телевизор
Вчера друг Владимир изволил растекаться мыслью по дереву о севастопольцах и Севастополе. 38 раз он клал цветы у могилы Неизвестного Солдата. Да, 38 раз подходил к Мемориалу защитникам Севастополя, но так и удосужился узнать, как называется памятник, почему на плитах начертаны какие-то фамилии. Так же, как до этого называл улицу адмирала Октябрьского улицей генерала. Выходит, он даже не знает, кто командовал обороной Севастополя. Как все это низко и примитивно...
to sapun Так же, как до этого называл улицу адмирала Октябрьского улицей генерала. Да и Карантинную бухту Казачьей. Ничего удивительного. Мост и дороги это, конечно, здорово. Но вот не много бы патриотизма севастопольского с общей внутренней культурой - цены бы не было бы нашему руководителю, как это было свойственно Борису Кучеру.