Как начиналось Севастопольское телевидение

admin

июля 2011 года СТВ отметило 20-летие

Вначале было слово. Слово Шестакова

Зима 1990 года. Декабрьским вечером глава исполнительной власти Севастополя Аркадий Николаевич Шестаков собирает для беседы небольшую группу журналистов. В ходе встречи он высказывает предложение создать телевизионную студию, которая могла бы оперативно и объективно освещать события в городе. Борису Эскину поручена творческая часть проекта и подбор кадров. Организационную часть взял на себя Федор Васильевич Кужим, возглавлявший постоянную комиссию городского совета по транспорту и связи. Журналистка «Славы Севастополя» Лариса Юрьевна Кужанова готова была свой опыт вложить в работу. Был приглашен и внештатный корреспондент «Славы Севастополя», тогда еще старший инженер Института слабых токов, но имеющий 10 летний журналистский стаж, депутат горсовета Владимир Илларионов. Активно включился в обсуждения проекта и молодой, напористый Игорь Чечетин.

Борис Михайлович предложил сделать пробный телевизионный сюжет. Мой выбор темы был одобрен. Оператором выступил сотрудник телестудии Севастопольского приборостроительного института Анатолий Бальчос. Январским погожим деньком на моем «Москвиче – 412ИЖ» мы выехали в сторону села Флотского. Холодный ветер мел поземку, но отвалы Кадыковского карьера смотрелись впечатляюще. Темой репортажа должна была стать проблема рекультивации земель рудоуправления имени Горького, экологические вопросы Балаклавы. Толик имел опыт съемки только учебных фильмов для студенческой аудитории. Я же не имел никакого телевизионного опыта. Но мы ухитрились наснимать более 15 минут картинок и три дубля стендапов (ведущий в кадре). Пронизывающий ветер и не по погоде тонкая куртка заставляли торопиться. Микрофон к руке не примерзал, но вязаная шапочка-петушок, натянутая на уши, смотрелась немного комично. Далее потянулись дни монтажа на огромных видеомагнитофонах «Кадр» с широкой лентой. В работу включился коллега Бальчоса режиссер студии СПИ Анатолий Кукса. Технология тогда была иной и требовала много времени. Но спустя пару недель на суд Аркадия Шестакова и Бориса Эскина была представлена первая телевизионная работа, прообраз репортажей севастопольского телевидения. Длился сюжет 4 минуты и произвел на судей отличное впечатление. Вот тогда и было принято окончательное решение о создании городского телевидения. До той знаменательной даты оставалось еще полгода. Увы, кассета с сюжетом №1 не сохранилась. Но экологическая тематика прижилась на СТВ и даже обрела форму программы «Экологический вестник», которая выходит и посей день.

 

Архивное фото 1991 года. Алушта.

Пора менять работу!

Работа в СОВНИИТе (он же НПК «Электрон», он же Институт токов) к лету 1991 года приобрела несистемный характер. Советский ВПК в ходе разоружения резал современные танки и ракеты СС-20. А вот они-то и были основными потребителями нашей продукции. Институт разрабатывал приборы для стабилизации орудий танков в движении и ракет в полете. Расположенные в трех плоскостях «бублики» отслеживали малейшие рысканья ракет и колебания орудий. И возвращали их на нужный угол. Отсутствие военных заказов ставил коллектив института перед печальным выбором будущего. Вместо сверхсекретных «бубликов» запас дорогих калиброванных стеклянных шариков пошел на выпуск сувенирных вазочек. Вместо точнейшей электроники готовились к выпуску эректоры и женская контрацепция. Такие товары народного потребления обещали занятость коллективу, но душу не грели. Часть моего свободного времени занимал депутатская работа в экологической комиссии городского Совета.



Большую часть – журналистская деятельность на Севастопольском телевидении. Запомнились ночные бдения при озвучке первых сюжетов «Возвращение святынь» (о Свято-Георгиевском монастыре на Фиоленте), «Песня в майолике» (о творчестве Мурада Сихарулидзе), «Виноградная лоза» (о виноградниках «Золотой Балки»). Первый звукорежиссер СТВ Александр Новицкий говорил, что главное в телевидение – это звук. И вычищал наши тексты до состояния идеального. Но техника той поры требовала присутствия автора в студии и начитки многих дублей. Дожидаясь своей очереди посидеть перед микрофоном, можно было выспаться в «Москвиче». Но объяснить дома, что я делал со страницей текста всю ночь, было крайне трудно. Работа репортера увлекла и затянула полностью. Осенью 1991 года я расстался с институтом и по настоянию Бориса Эскина принес свою трудовую книжку на телевидение.

Олег Золотарев, как старейшина операторского цеха

Сотрудников на телевидении тогда было не много, и приход каждого нового человека становился событием. Олег Борисович Золотарев, опытный гидронавт-исследователь вынужден был покинуть базу «Гидронавт» и свои любимые подводные аппараты. Экспедиций не намечалось, научные программы сворачивались. Олег нашел себя снова на телевидении. Поскольку жил он тогда и живет сейчас в Балаклаве по соседству со мной, то на работу и с работы мы ездили вместе. И график съемок старались составить так, что бы материалы делать вдвоем. Наш тандем был самым продуктивным и просуществовал практически вплоть до ухода Олега Борисовича на пенсию. Все было впервые. Первый спуск под землю с проходчиками СУ-528. Сбойка тоннеля в Молочной балке. Первое интервью мастера участка Михаила Зимина на фоне проходческого комбайна. Спуск в ствол строящегося подъемника на базе «Каравела» на мысе Фиолент. Первые съемки восстанавливающегося стараниями отца Александра храма 12 Апостолов в Балаклаве. Первые выходы в предрассветном тумане на баркасах с Балаклавскими рыбаками. Первые вылеты на самолетах и вертолетах Севастопольского авиаклуба. Кстати, съемка Золотаревым горного Крыма с вертолета Ми-2 еще никем не превзойдена. Первые репортажи с виноградников «Золотой Балки» и с полей совхоза «Севастопольский». Директор «Севастопольского» Михаил Яковлевич Бондарь сдружился с Олегом Золотаревым и даже брал у него уроки видеосъемки. Первые репортажи о работе санитарных врачей Балаклавы. Главный врач района Игорь Павлович Корнев проникся симпатией к нашей съемочной группе и регулярно организовывал съемки в самых проблемных местах Балаклавы. На очистных сооружениях в Орлином и Тыловом, на пляжах и свалках, у родников и колодцев. Первые зарисовки уникальной природы Чернореченского каньона. Первые походы с лесниками по заповедным лесам, встречи с косулями, оленями, кабанами, зайцами. Олег Борисович, невзирая на пристрастие к сигаретам, нигде не отставал от своих молодых спутников. Он смело осваивал новые модели камер, не скупился на покупку современной техники. В ногу с молодежью осваивал компьютерный монтаж. И сейчас, уже на заслуженном отдыхе, Олег Борисович не перестает нас радовать своими достижениями в работе с видеоархивами и новыми съемками.

 

Всё те же лица 6 июля 2010 года Олег Золотарев, Владимир Илларионов, Игорь Петрушак, Сергей Илларионов

Первая командировка севастопольских телевизионщиков

Первая командировка от СТВ для съемок передачи «Кто спасет спасателей?» По приглашению Алуштинского Контрольно-спасательного отряда мы в сентябре 1991 года решили сделать социально важный репортаж, осветить бедственной положение спасателей Крыма. Вместе с Олегом Борисовичем в трехдневную командировку отправился Игорь Петрушак (работавший в охране СТВ) и мой сын пятиклассник Сергей. Теоретически к студийной камере Олег никого не должен был допускать. Но практически Игорь с разрешения Олега снял часть планов. Пару раз я подержался за камеру. И даже Сергей впервые нажимал кнопки, наводил фокус. Вот такое коллективное творчество и первые шаги в операторском искусстве под руководством Золотарева. Старенький фотоаппарат «Зенит-ЕТ» запечатлел наш балаклавский десант на базе алуштинских спасателей. Вторую фотографию удалось сделать в той же компании уже в 2010 году. Теперь уже Олег Борисович работал охранником на СТВ, а Игорь Петрушак – старшим оператором. Да и школьник Сергей подрос до старшего редактора Илларионова Сергея Владимировича. Поднаторел Сергей в операторском деле. Им сняты уже десятки фильмов и передач. А все начиналось в Алуште. Тогда общими стараниями мы отсняли почти 3 часа камерного материала. Наши труды не были напрасными. 20-минутный фильм показали не только по Севастопольскому телевидению, но и по крымскому. Возили его и в Киев. Спасательный отряд удалось спасти еще на пару лет. Мы были горды своей ролью в решении этого социального вопроса.

Пенки телевидения

Во время одной из съемок соревнований по парашютному спорту Олег Борисович поднялся на борт самолета Ан-2. Пока пилот Владимир Колонский прогревал двигатель, Олег стоял с камерой в проеме двери и имитировал съемку в полете. Воздушный поток раздувал его бороду и рубашку. Полное впечатление съемок среди облаков над городом. Олега я снял второй камерой с земли и впоследствии вмонтировал в репортаж. Все бы хорошо, но начальство не оценило нашего чувства юмора. Олег получил выговор за то, что рисковал студийным имуществом (камерой), летая на старом «кукурузнике».

Еще один казус произошел после съемок зарисовок на Чуфут-Кале. Чай мы брали в термосе, поскольку ехали на целый день. Юра Матында сделал ряд хороших фотографий, Олег – отличную зарисовку. А чуть позже в газете была напечатана моя заметка о Золотареве и его фотография с камерой в правой руке и пластиковой чашечкой в левой. Руководство студии в этом увидела крамолу, чуть ли не рекламу алкоголизма, и долго поласкала нам мозги. На заре создания передачи «Автолоция» довелось нам отснять первый в Севастополе автомобиль «Леганза». Хозяин автосалона рискнул, пригнал машину на Торопову дачу. В одной из сцен камеру установили в ямке на лесной дороге, и машина проехала над ней. Желтые листья с деревьев ветерок срывает, яркая свежевымытая машина синевой кузова сияет – кадры шикарные. Всем понравились. Тут я и получил взбучку от директора за то, что так рискую жизнью оператора. Вот такая выдающаяся забота о сотрудниках.

Однажды у нас генеральным директором работал полковник милиции из Киева. Его забота о государственности не знала границ. Миссию свою в Севастополе он воспринимал, как работу в стане врага. Эдакий Штирлиц да и только. Бывало, соберет он сотрудников: «Друзья мои!…», и давай учить правильному пониманию обстановки. Тщательно вникнув в ситуацию на СТВ, он решил, что неуместно работать на государственном телевидении сотрудникам с двойными буквами в фамилии. Стыдно и недопустимо, в его понимании, быть Илларионовым. Как-то не по государственному. Но все еще не безнадежно. Не время впадать в отчаянье. Нужно убрать одну букву «л». Выданный неделю назад студийный бэйдж изъят и уничтожен. Взамен выдана карточка с фамилией Иларионов. Я маркером свою буковку и в нее вписал. Но бэйджиком не пользовался ни разу, где-то в гараже храню среди старых кассет. История получила необычное продолжение. В период временного потепления отношений между Украиной и Россией готовил тот гендиректор какой-то праздничный приказ. А как лучше всего выразить глубочайшее понимание важности момента? Тут он грамотку Ларисе Раевской, жене российского офицера и подписал. Все бы нечего. Да в отчестве Ларисы, дочери известного российского водолаза Илария, от усердия быть замеченным и одобренным Левченко две буковки «л» собственноручно впечатал. Вот где осознание важности имен проявилось и душевная щедрость. След своего пребывания в Севастополе полковник оформил в виде огромной книги. В ней он столько всяких «премилых подробностей» на головы севастопольцам вывалил, что и на город-миллионник было бы много. Досталось и отцам города и простым работягам. Странно, но сатисфакции от него никто не потребовал, хотя поводов было хоть отбавляй. Говорят, стихи пописывал в свободное от работы время. Цены бы ему не было, кабы от стихов он не отвлекался ни на миг.

Метр за сюжет. Уже выше Эвереста

Годы работы на телевидении для меня – это около 10 тысяч сюжетов, передач, прямых эфиров, выездов на съемки, часов монтажа, складывающихся в дни и месяцы. Это тысячи новых друзей и знакомых. Это множество новых тем и проектов. И во многих темах мы были первопроходцами.

Двадцать лет для телерадиокомпании – срок серьезный. Испытание временем пройдено. СТВ было кузницей кадров и для Севастополя, и для других городов Украины и России. Приходили сюда, в основном, люди, не имеющие специального образования или опыта работы на телевидении. Учились снимать, монтировать, делать репортажи, вести программы. И уходили в поисках лучшей доли и достойной зарплаты. Да и сегодня оклад старшего редактора значительно ниже даже средней по Севастополю зарплаты. Бегущая строка с приглашением на работу на СТВ тщетно зовет мастеров своего дела. Явно не меркантильные интересы держат на нашей студии тех, кто уже многие годы проработал в ее стенах. Операторов, видеомонтажеров, журналистов, режиссеров и звукорежиссеров. Что же их здесь удерживает? Это – тайна, которую мы пока оставляем нераскрытой. Пусть это будет нашим небольшим секретом.

Владимир Илларионов

Об авторе:

Член Международного союза журналистов под эгидой ЮНЕСКО, член Союза журналистов России г. Балаклава



 

Profile picture for user CTDF
891

26 июня 1994 года (пишу по памяти, не проверяя) - выборы депутатов местных Советов, мэра Семенова Севастополь избирал всеобщим голосованием, выборы Президента Украины, я председатель городской комиссии по выборам Президента.
10 июля - выборы в верховную Раду, т.к. 26 марта Гальчинский С.И. (КПУ) не набрал 50% голосов (по памяти у него было 49,5%), по тем правилам за это не имел права баллотироваться вторично.
Председатель комиссии тоже я.
Направил директору СТВ Ф.Кужиму письма с просьбой сообщить тарифы на политрекламу.
Федор ко мне приехал лично, рассказал о работе, о планах строительства пристройки к зданию, кажется о мечте прямого эфира, потом говорит, какие к черту расценки, откуда их взять? Скажи сколько по смете денег на рекламу отпущено, а я подгоню расценки под эту сумму и дам ответ. Экономия средств по рекламе по Закону возвращается в Киев, а так все уйдет на пристройку для города Севастополя.
Убедительно.
Ударили по рукам. После рекламы и выступлений кандидатов я получил счет ровно на сумму по смете.
Оплатил по безналу.
Федор позвонил, поблагодарил меня, пообещал пристройку обмыть как-нибудь. (Из-за занятости мы её так и не обмыли)
Слова откат в 1994-м не было, оно появилось позже.
Так что и я чуток прикоснулся к СТВ, благодаря Кужиму.
Вспоминаю с теплотой те наши честные, некоммерческие отношения.

Profile picture for user Paganel
5569

Начиналось - хорошо. Просто - продолжения не последовало...

Profile picture for user Observer
189

Борис Эскин- хороший энтузиаст.
Жаль что в Израиле. Может что и сделал нового.

Profile picture for user cabachok
1130

СТВ не к ночи будет сказано, ни рыбо ни мясо. Не переходя на личности, могу сказать что из тех кто на фото только операторы и работают качественно. Эфиры где ведущие кто-нибудь из Илларионовых смотреть невозможно нормальному современному зрителю, один мямлит, второй тоже недалеко ушел. Мрак одним словом.

Profile picture for user gunzah
6241

to cabachok to Paganel (Севастополь) Начиналось - хорошо. Просто - продолжения не последовало... СТВ не к ночи будет сказано, ни рыбо ни мясо. Не переходя на личности, могу сказать что из тех кто на фото только операторы и работают качественно. Эфиры где ведущие кто-нибудь из Илларионовых смотреть невозможно нормальному современному зрителю, один мямлит, второй тоже недалеко ушел. Мрак одним словом. К сожалению, оба правы! Виновата, наверно, низкая зарплата - профессионалы не идут на СТВ. Вот и красуются на экране не очень умные и совсем непрофессиональные...Грустно