День рождения «Эпрона». «Водолазный крейсер» - славный долгожитель

admin

25 октября экипаж и ветераны спасательного судна «ЭПРОН» отметят 54-ю годовщину со дня подъема Военно-морского флага на старейшем и самом прославленном из судов этой серии. Причем, встретят свой день рождения моряки не где-нибудь, а в море, выполняя задание государственной важности, находясь в районе Адлера, в дежурстве по обеспечению охраны зоны будущей зимней Сочинской Олимпиады. А до этого судно обеспечивало спуски водолазов-глубоководников из военно-морской школы младших специалистов, а до этого участвовало в церемонии по торжественной передаче артефактов с советской подводной лодки «Щуки», которые подняли именно моряки и водолазы СС «Эпрон». Вот после этой церемонии мы и смогли обстоятельно побеседовать с командиром «Эпрона» капитаном 3 ранга Денисом Будышем и старшим на борту во время операции по обследованию «Щ-216» начальником УПАСР ЧФ капитаном 1 ранга Юрием Афанасенко.

Сразу скажу, что из всех спасательных сил ЧФ и ВМСУ, задействованных в этой операции, львиную долю работ выполнил экипаж и водолазы «Эпрона».



- В период с 17 по 22 сентября водолазами произведено 34 спуска под воду на глубину 52 метра с общим временем работы на грунте 18 часов 20 минут, - говорит капитан 1 ранга Юрий Афанасенко, - при этом был выполнен ряд весьма важных и сложных операций. Например, электрокислородную резку под водой водолазы выполняли в общей сложности 4 часа 26 минут. Работа по остропке орудий заняла 2 часа 54 минуты, замер толщины корпуса в разных местах – почти 4 часа, очистка корпуса подлодки от сетей почти 5 часов…А общее время пребывания водолазов под повышенным давлением составило более 170 часов…

За этими сухими и строгими цифрами стоит напряженный и опасный труд 15 водолазов СС «Эпрон». Они сумели демонтировать и поднять на поверхность с помощью бортовых устройств СС «Эпрон» носовое и кормовое орудия лодки с фрагментами корпуса. Работали водолазы в СВГ-200 и «трехболтовке». Справедливости ради скажу, что в сложных работах приняли участие не только водолазы «Эпрона», но и специалисты 328 Экспедиционного аварийно-спасательного отряда и в частности, 4 водолаза. И все же основная нагрузка легла на «эпроновцев».

Не стану называть всех, хотя они этого достойны. Назову лучших, которых выделили капитан 1 ранга Юрий Афанасенко и командир «Эпрона» капитан 3 ранга Денис Будыш. Это старший мичман А.Лапин – командир подводных снарядв, мичманы В. Никоноров, Р.Севостьянов, В.Шихов, главный старшина контрактной службы С.Журавлев, занимавшиеся откручиванием гаек основания орудия с помощью гидравлического гайковерта, экзотермической резкой основания носового орудия, остропкой кормовой пушки, замером толщины корпуса лодки и другими операциями. Командование водолазными спусками с «Эпрона» осуществляли старший водолазный специалист УПАСР ЧФ капитан 2 ранга В.Кучерявый, старшие водолазные специалисты 758 Центра МТО капитаны 3 ранга В.Левин, А.Моторин, начальник поисково-спасательной службы СС «Эпрон» капитан 3 ранга А.Подгорный.

Нельзя не отметить и других специалистов судна, благодаря которым операция прошла успешно. Прежде всего это командир СС капитан 3 ранга Денис Будыш, командир БЧ-5 капитан 3 ранга Юрий Банников, старший боцман судна мичман Михаил Касастиков, старшина электротехнической команды старший мичман Александр Чередниченко. Это профессионалы, люди, отдавшие службе на СС «Эпрон» не один год службы. И именно они заслуживают самых добрых слов по случаю дня рождения судна. Они напряженно трудились и во время недавних глубоководных спусков, и теперь несут свои вахты, находясь под Адлером.

-Наш «Эпрон» - первое из серии в девять единиц многоцелевое спасательное судно проекта 527 прошло долгий и славный путь, - говорит Денис Будыш, - По основным характеристикам оно долго сохраняло преимущества перед зарубежными аналогами того времени. Все, кто хорошо знаком с этим проектом, считают его лучшим воплощением мечты нескольких поколений спасателей. Наш «Эпрон» остался единственным в строю Военно-морского флота из своих собратьев 527 проекта, но и как в дни своей молодости готов и сейчас в любой момент оказать помощь, как надводному кораблю, так и экипажу затонувшей подводной лодки. Это не раз было подтверждено на практике.

Судно было заложено на Николаевском заводе имени 61 коммунара весной 1957 года. Его первым командиром стал капитан 2 ранга Иван Демидов, который с первого до дня Великой Отечественной войны командовал спасательным кораблем СК "Сталинец". Он под огнем противника выполнял задачи обеспечения боевых действий на Ладожском озере. Это он заложил добрые традиции спасательного судна «Эпрон», который успешно эксплуатируется вот уже 54 года и встречает свой день рождения на боевом посту.

- Первые тридцать лет своей жизни судно было безымянным и имело лишь номер "СС-26", но в 1989 году по ходатайству ветеранов аварийно-спасательной службы, поддержанному командованием флота оно было названо СС «Эпрон» в память о легендарной организации основательницы нынешнего Управления поисковых и аварийно-спасательных работ.

После ухода в 1961 году на вышестоящую должность его первого командира спасателем командовали: с 1961 по 1963 годы - Балин Никифор Иванович, с 1963 по 1968 год - Калентьев Владимир Ильич, с 1968 по 1974 год - Коптяев Виктор Иванович, с 1974 по 1976 год - Пальчиков Василий Парфенович, с 1976 по 1978 год - Юрганов Виталий Федорович, с 1978 по 1982 - Гагин Дмитрий Сергеевич, с 1982 по 1989 год - Кирпичев Алексей Петрович, с 1989 по 1994 год - Деев Павел Петрович, в 1994 году - Моисей Василий Васильевич, с 1994 по 1997 год - Власенко Сергей Иванович, с 1997 по 2001 год - Шайхутдинов Дамир Габдулхатович, с 2001 по 2005 год - Игнатов Сергей Васильевич, с 2005 по 2009 год - Грицай Владимир Александрович, в настоящее время «ЭПРОНом» командует Будыш Денис Викторович.

За четверть века службы на Черноморском флоте мне многократно доводилось бывать на борту СС «Эпрон». И во время показных учений спасательных сил флота, когда на его борту были главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин, командующие флотами, флотилий, начальники УПАСР ВМФ и всех четырех флотов, и во время встреч судна из дальних походов, и во время действий в море, и в ходе ремонта, когда СС стояло у стенки 13 СРЗ…

Из всех его командиров одиннадцать знаю лично, а с одним из них, (Алексеем Кирпичевым) даже живу в одном доме. Нынешнего командира капитана 3 ранга Дениса Будыша, который ступил на мостик в 2009 году знаю, пожалуй, лучше остальных других.

Из биографии СС «Эпрон».



Им спасены и сняты с мели десятки кораблей в Черном, Средиземном морях и зоне Черноморских проливов. Они на слуху у всех спасателей, вот только некоторые из них: снятие судна "Иргиз" с берега острова Мармара в Мраморном море, выполнение сложных водолазных работ на глубине 127 метров на затонувшем бпк "Отважный", спасение танкера "Вакуленчук", плавучей базы "Волга" и подводной лодки "Б-641" в Средиземном море, большого морозильного траулера "Азов" в Черном море и много других кораблей и судов. Им спасены тысячи беженцев из Абхазии, Эфиопии и Сомали.

Водолазами «ЭПРОНа» подняты с глубин до 200 метров сотни затонувших торпед, мин, ракет, авиабомб, экспериментальных образцов военной техники, обследованы сотни километров грунта в Черном и Средиземном морях, выполнен огромный объем работ по восстановлению технической готовности кораблей и судов в Средиземном море. Им проведены сотни учений по спасению экипажей затонувших подводных лодок с глубин до 500 метров с фактическим выводом десятков подводников из аварийных ПЛ. Найдены и подняты более 30 самолетов и вертолетов, потерпевших катастрофу над морем.

Не было равных экипажу «Эпрона» и в морском деле. Шлюпочные команды офицеров, мичманов, старшин и матросов судна всегда занимали первые места на соревнованиях, а призы за них не помещались в кают-компаниях судна. Командование соединения спасательных судов и Средиземноморской эскадры любило проводить показные учения на этом спасателе, и каждый из этих командующих и командиров вкладывал в него частичку своей души, и считал себя частью экипажа этого судна, поскольку был уверен, что он его не только никогда не подведет, но и упрочит авторитет. Командующий Черноморским флотом адмирал Николай Иванович Ховрин проводил на нем сборы командиров кораблей 1 ранга, показывая как нужно содержать корабль и организовывать службу. А адмирал флота Владимир Масорин, став главкомом ВМФ именно на СС «Эпрон» собрал командующих флотами, флотилий, начальников УПАСР ВМФ и всех четырех флотов для показательных учений со спасению аварийной подводной лодки, роль которой выполняла «Алроса». Хорошо помню, как он награждал отличившихся спасателей и подводников на борту СС после первого дня учений.

В 1977 году впервые в ВМФ именно спасательное судно "Эпрон", а не боевой корабль, было объявлено лучшим кораблем флота.



А еще целых четыре раза судно находилось в зоне боевых действий в периоды, начиная с 1 июня 1972 года. Дважды это была Сирия и дважды в 1983 году - Египет. В 1993 году судно в составе соединения осуществило поход в район грузино-абхазского конфликта. Об одних только этих страницах можно было бы написать целую повесть.

Чем объясняется долгожительство судна? В 1984-1990 гг. на Морском заводе имени С.Орджоникидзе прошел капитальный ремонт СС и оно получило второе дыхание. Впрочем, без любви моряков к своему «водолазному крейсеру», как они называют «Эпрон» за его оснащение его долгая жизнь была бы невозможна. Оно не раз проходило ремонт и модернизацию. В том числе на 13 СРЗ. Напомню, что в 2005 году на судне был установлен малогабаритный телеуправляемый аппарат "Тайгер", действия которого не раз приходилось наблюдать в том числе и во время показных учений.



Еще одна ярчайшая страница биографии «Эпрона» - участие в 2011 году судна в международных учениях по поиску и спасению экипажей аварийных подводных лодок "Болд Монарх-2011" (Испания).

Нельзя не отметить и то, что большинство офицеров, прошедших школу "Эпрона", как и положено, на "счастливом корабле", быстро продвигались по службе, тем самым еще более упрочивая славу спасателя-долгожителя.

Меня поразил один на первый взгляд малозначимый факт. Как-то проходили катером по севастопольской бухте. В числе других в катере находился вице-адмирал в отставке Валерий Касьянов в прошлом ЧВС ВМФ, заместитель Главкома ВМФ.



Когда мы поравнялись с «Эпроном» Валерий Павлович вдруг сказал:

-А я ведь служил на нем еще матросом. Вот же судьба у корабля! Я уже давно завершил свою долгую службу, ушел в отставку в звании вице-адмирала, а спасатель все несет свою нелегкую и почетную службу! Это поистине, славный долгожитель, спасатель-адмирал!

Мы вместе с адмиралом помахали морякам «Эпрона».

Владимир ПАСЯКИН.

Фото автора



 

Денис Будыш

Игнатов

Александр Подгорный

Экипаж СС Эпрон в строю

Орудие с ПЛ

Снаряжают водолаза

Снаряжают СВГ

ЭПРОН в море

Эпрон на Минной стенке

Ю.Афанасенко на фоне СС Эпрон

Черное море
11253
Черное море

Поздравляю экипаж "Эпрона" с 54-летием!!! Водолазному крейсеру - жить!!!

fitter
1265
fitter

Поздравляю экипаж, имя Эпрон дорого многим Севастопольцам.

Черное море
11253
Черное море

to fitter (sevastopol) Поздравляю экипаж, имя Эпрон дорого многим Севастопольцам.

Это вне всяких сомнений!

Черное море
11253
Черное море

Это единственный серьезный спасатель на два славянских флота на Черном море

Laspie
1464
Laspie

Слава ЭПРОНу!А "Черный Принц"большевики таки подняли

Черное море
11253
Черное море

to Laspie (Севастополь) Слава ЭПРОНу!А Черный Принц большевики таки подняли

Он просто "Принц". "Черный" это ему уже произвольно добавили.