14 принципов и 10 правил "эффективной власти" в Севастополе и не только
Так случилось, что мне поручили возглавить постоянную комиссию Законодательного Собрания Севастополя по законодательству, обеспечению открытости и эффективности власти, общественному контролю и местному самоуправлению. Наименование до того длинное, что постоянно возникают сложности при представлении. Ещё более разнообразными оказались широта ответственности и функций комиссии, которую в шутку можно назвать «комиссией по всем вопросам, которыми никто не желает заниматься».
Если с функциями «законодательства, общественного контроля и местного самоуправления» всё более-менее понятно, то с функцией «обеспечения эффективности власти» возникли вопросы. Прежде следует определиться с понятием – «эффективная власть». И попробовать ответить на вопрос, как эту самую эффективность обеспечить?
Сложность в том, что понятие «эффективная власть» постоянно используется всеми, но никто не знает, что это. «Эффективная власть» подразумевает эффективное государственное управление, которое должно соответствовать определённым принципам и работать по определённым правилам. Не установив этих принципов и правил, невозможно обеспечить эффективное государственное управление. Это очевидно. Однако единых принципов и правил, которым должно соответствовать государственное управление, нет. Есть отдельные частные мнения учёных, оценки специалистов и т.д.
При этом литературы, учебных пособий, научных трудов и статей специалистов сфере государственного и корпоративного управления очень много. Складывается мнение, что не пишет об этом только ленивый, и каждый второй считает себя великим специалистом в этой сфере. Несмотря на огромное количество проштудированных трудов и статей, я так и не нашёл кратких, четких и полных ответов на поставленные вопросы. Чаще всего ответы завуалированы, размыты, найти здоровое зерно в ворохе мыслей учёных-теоретиков и специалистов крайне сложно.
Тем не менее, кое-что удалось.
Надеюсь, что выведенные и сконцентрированные принципы и правила, которым должно соответствовать системное государственное управление, станут полезным руководством для практиков. А если эти принципы и правила ещё и соблюдать - это обязательно самым благотворным образом скажется на повседневной жизни и развития нашего города.
Планомерная и целенаправленная работа по улучшению эффективности власти, проводимая законодательным собранием совместно с прокуратурой города, продолжается постоянно, что приносит положительные результаты. Так, систематические требования следовать обязательным принципам, которые необходимо соблюдать при разработке, принятии, опубликовании, вступлении в силу и применении нормативных правовых актов, наконец, привели к тому, что более чем через год деятельности правительства Севастополя первый заместитель губернатора города поручил опубликовать все неопубликованные нормативные правовые акты.
Однако вернёмся к теме статьи о принципах и правилах эффективного государственного управления.
Перечислим известные основные принципы государственного управления:
1. Принцип направленности к достижению определённой цели, то есть, к достижению конкретных необходимых и полезных результатов. Образно говоря, целью государственного управления не должно стать достижение всеобщей усталости, когда «цель ничто – Движение всё».
2. Принцип гибкости. То есть готовность к возникновению изменений внешней и внутренних сред, в которых действует государственное управление. Для обеспечения соответствия этому принципу необходимо существование регламента оптимальной перестройки государственной системы управления для действий в случае возникновения таковых изменений. Данный регламент должен содержать правила оптимального перехода к иной форме управления при условии обеспечения оптимальных затрат ресурса времени, материальных, информационных и других ресурсов системы управления для работы в новых условиях.
Это важно, так как неспособность к эволюционным изменениям в системе управления, соответственно, возникающим вызовам, становилось и продолжает оставаться причиной гибели государств и цивилизаций.
3. Принцип соответствия. Это когда коммуникации, осуществляемые при взаимодействии составных частей общей структуры системы государственного управления, должны соответствовать задачам и достигаемым результатам управленческих решений и ни в коем случае не должны ухудшать их.
Проще говоря, уровень бюрократизации управленческого процесса не должен ухудшать и замедлять скорость реализации управленческих решений. Зачастую бывает так, что регламентация управленческих действий так усложнена и так тормозит скорость передачи решений, что все полезные начинания губятся на корню.
4.Принцип дисциплины. То есть чёткой регламентации процесса управления, осуществления контроля за его ходом и исполнением, а также системы внесения своевременных, необходимых и достаточных изменений в регламент государственного управления и наказания виновных в случаях выявления нарушений управленческого процесса.
5. Принцип полезности. Конечный продукт и результат, полученный в процесе государственного управления, должен быть полезным. Здесь важно также и увеличение производительности.
6. Принцип непрерывного мониторинга процесса управления и полученных результатов этого процесса.
Такой мониторинг возможен только и исключительно при установлении обязательных критериев определения качества управленческого процесса на всех его этапах. В отсутствии критериев оценки мониторинг бесполезен и является ничего не значащей фикцией.
7. Принцип технологичности. Заключается в том, что из всех видов государственных управленческих решений, проектов, программ, политических решений должен выбираться наиболее технологичный способ управления, обеспечивающий наиболее эффективное использование потенциала имеющихся возможностей системы управления для реализации той или иной цели.
Разумеется, что, следуя этому принципу, будет неразумно, к примеру, привлекать инженера кораблестроителя к управлению отраслью предоставления медицинских услуг, в которых инженер ничего не смыслит.
8. Принцип стандартизации. Каждое из возможных многообазований внутри частей государственной системы управления должно быть сведено к ограниченному числу стандартных частей, обоснованно отличающихся друг от друга только размером. К примеру, в разных районах одного города не может быть принципиально разных по типу структур управления.
9. Принцип высвобождения человека от рутинной и однообразной деятельности.
За счет наполнения системы управления компьютерами и другими машинами, механизмами, автоматами необходимо высвобождать человека для формирования и реализации нравственного и интеллектуального уровней управления. Зачастую же бывает так: информационное обеспечение управления существенно улучшилось, а качество управления лучше не стало и осталось на том же уровне, как при «царе Горохе».
Что касается документооборота в государственных структурах, то он приобрёл угрожающие размеры: в нем тонут и не решаются собственно задачи управления. Государственный служащий, решающий вопросы управления, стал рабом компьютера.
10. Принцип стабильности. Заключается в необходимости изыскивать, выбирать и обеспечивать стабильность таких режимов, процессов и состояний структуры государственной системы управления, которые обеспечивают наиболее эффективное использование её потенциала.
11. Принцип соответствия. Продуктивность государственной системы управления должна соответствовать её возможностям по эффективной реализации управленческих решений, проектов, программ и др.
12. Принцип баланса. Ресурсы, расходуемые на выживание, сохранение и развитие государственной системы управления в течение определенного периода времени не должны превышать прирост ресурсов, появляющихся в результате работы государственной системы управления за тот же период времени.
Разумеется, не надо понимать государственное управление как деятельность производства товаров с прибавочной стоимостью. Но, тем не менее, соотношение затрат к результату должно иметь знак (+). Ни в коем случае нельзя допускать того, когда аппарат управления «бездумно и бесцельно» использует на себя ресурсы государства с сомнительным результатом, при этом «поедая сам себя».
13. Принцип экологичности. Воздействие производственных, технологических, социальных, природных и других систем друг на друга, появляющееся в результате реализации государственных управленческих решений, проектов, программ, должно приводить к устойчивому прогрессивному развитию каждого вида этих систем и их совокупностей, не в ущерб друг другу.
Соблюсти этот принцип управления наиболее сложно в условиях постоянного и неумолимого уменьшения невосполнимых природных ресурсов, которыми, в частности, является земля города.
14. Принцип согласованности развития. Развитие государственной системы управления, её видов и частей – элементов, процессов, структур, должно соответствовать эволюции проблем, намерений и целей, в связи с которыми формируется и осуществляется государственное системное управление. Развитие государственной системы управления должно основываться на согласованном управлении её развитием.
Таковы основные принципы, которым должно соответствовать государственное управление.
Следует перечислить и правила, которым должно соответствовать эффективное государственное управление.
Правило первое. Государственное управление должно представлять собой триединую модель – Объекта управления (тот, кто управляет), Субъекта управления (кем управляют) и результата (любой процесс управления должен приводить к реальным результатам). Если исключить любой элемент из этой модели, то не станет и управления.
Правило второе. Государственное управление должно представлять систему. Хаос и бессистемность в управлении влечёт за собой разрушение государственного управления и государства. В мировой истории достаточно примеров, когда государства, столкнувшиеся с тяжёлыми испытаниями, но сохранившие системность в управлении, сохранялись и даже развивались при существенном недостатке ресурсов. Обратных примеров в истории тоже более чем достаточно.
Правило третье.Должно осуществляться взаимодействие способов и средств системы управления с целями и задачами, для достижения и разрешения которых эта система предназначена. Нельзя достичь целей и решить задачи, не имея соответствующих способов и средств.
Правило четвёртое. Сфера государственного управления не может замыкаться в определённых границах, а должна распространять своё влияние за пределы границ сферы своего влияния с целью выживания и развития. Это правило должно иметь ограничение в распространении сферы влияния государственного управления на семейные отношения, религиозные, свободы совести и так далее.
Правило пятое. Система государственного управления не должна иметь нерегламентированных отношений с внешней средой вне сферы своего влияния. Правило важно, так как такие нерегламентированные отношения могут быть коррупционными. Государственное управление должно иметь антикоррупционную защиту.
Правило шестое. Несовершенная либо устаревшая система управления должна выводиться из «эксплуатации» и заменяться более совершенной, качественной, разнообразной и эффективной.
Правило седьмое. Каждая форма либо часть общей системы государственного управления должна преследовать цели своего развития, совершенства и выживания.
Правило восьмое. Государственная система управления должна быть нацелена на конкретный результат управленческой деятельности и приводить к такому результату посредством принятия управленческих решений.
Правило девятое. Прошлое, настоящее и будущее поколения государственной системы управления должны описываться единой моделью общей системы управления. Это правило распространяется на государственную систему управления в целом, а также на каждую ее часть.
Настоящее правило, к сожалению, соблюдается не всегда. Случается, так, когда преемственность обязательств при смене или ликвидации частей в общей системе государственного управления или при переходе к иной форме управления, не соблюдается.
Правило десятое. Государственная система управления должна развивать свой внутренний потенциал до более высокого качественного уровня.
Таковы основные принципы и правила, которым должно соответствовать государственное управление, в том числе и в Севастополе.
Выводы, насколько государственное управление нашего города соответствует этим принципам и правилам, позволяют сделать результаты этой самой управленческой деятельности, которые мы наблюдаем повсеместно. Есть как положительные результаты, так и отрицательные.
Разумеется, в условиях формирования и наладки государственного механизма управления эти результаты могут не проявится или быть искажены. Но всё же большинство тенденций заметно уже сейчас.
Надеюсь, что следование перечисленным в настоящей статье основным принципам и правилам государственного управления поможет органам исполнительной власти нашего города создать действительно наиболее эффективную и недорогую для города систему управления городом и его хозяйством, а также благоприятные условия для его развития.
Виктор Посметный
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
- 1 просмотр
Кто следует заповедям?
...
...
...
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не пожелай ...
Очень сложно.
Я бы попробовала в управлении городом использовать знания науки - "управление проектами" (англ. project management) — область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели при балансировании объемом работ, ресурсами (деньгами, трудом, материалами, энергией, пространством и др.), временем, качеством и рисками в рамках некоторых проектов, направленных на достижение определенного результата при указанных ограничениях.
В мире цифровых технологий можно и без заповедей организовать работу так, что не украдут, не обманут. Главное, чтоб кто-то взял на себя ответственность. Киргизия по отпечатку пальца голосует, смоделировать идеальное управление городом достаточно просто, а как интересно!
Принципы и правила сформулированы четко.
Но судить об их наличии или отсутствии каждый может в силу своей позиции. Вы говорите Еремееву, что он не соответствует этим принципам, а у исполнительной власти иная позиция.
Когда речь идет об эффективности власти, нужна система четких показателей, разработанная на основе принципов. Есть отечественные методики оценки эффективности, но они несовершенны и требуют доработки.
То же самое с рейтингами Фонда развития гражданского общества, несмотря на его близость к Кремлю. Сейчас им обсуждается показатель аффилированности власти с бизнесом как дополнительный, но и он не совершенен.
Поэтому проблему вижу не в наличии принципов, которые есть в законах, Указах Президента и новом Кодексе этики, а в отсутствии механизмов и технологий их внедрения.
Первый человек (по иудейскому и христианскому верованию, это треть населения) нарушил правила.
Адам. И Ева.
Наказание - изгнание из Рая.
Это символ.
Человеческий фактор.
В системе не учтен единственный значимый фактор.
В СССР перед развалом были решены две задачи (правда, знаю людей).
Качественные дороги.
Два человека талантливо решили весьма важную задачу - строительства дорог новым методом практич исключающим вздутие и тп грунтов и нарушения покрытия и последующих ремонтов. Итог - противодействие до примения крайних мер. Сбежали, спасая жизнь.
Программа решения проблемы чел. фактора была решена несколькими коллективами. Результат привел к скоропостижным смертям некоторых разработчиков.
Отдельные элементы применяются в МО и тп
Личное мнение - следует учитывать, что люди не машины.
Воспитание качеств людей - это воспитание качественных людей.
Для качественных программ нужны качественные люди.
Власть должна руководствоваться интересами человека и интересами природы. Жалобы жителей при нынешнем развитии интернета – руководство к действию.
Интересы человека: условия жизни (жилье, работа, отдых, транспортная доступность мест работы и отдыха), физическое развитие, духовное развитие.
Чтобы быть в курсе интересов человека надо создать интернет приемную, организовав опросы, жалобы и предложения таким образом, чтоб возможна была автоматическая обработка и выводы получались автоматически (ответы на вопросы надо выбирать из списка).
Например.
Электронная очередь севастопольцев, нуждающихся в жилье. Обязательные поля заполнения: возраст, семейный состав, число работающих, их специальность, место и район работы, условия и место проживания на период создания анкеты: выбрать из списка – съемное жильё, родители, своя квартира. Это набросок анкеты, я ввела место приложения труда, чтоб оценить, в каком районе надо строить жилье, и в то же время как сейчас идут транспортные потоки. Причем результаты обработки информации: районы, где нужно строить жилье, например должна быть доступна всем в отличии от личных данных.
Бизнес понял, как важна оценка товара или услуги потребителем, часто просит оценить услугу автоматически.
Следующий раздел жалобы здравоохранения, тоже поля для заполнения из списка.
Кроме интересов человека власть должна учитывать интересы природы: вести мониторинг негативного влияния человека (на воздух, море, землю, животный мир), природоохранительные законы и мероприятия.
Все эти прикидки заняли у меня 20 минут. За недельку можно разрисовать Живую Жалобную книгу – Руководство для работы органов власти.
Пора Посметному тренинги по эффективному управлению властью в городе Севастополе (законодательной и исполнительной) проводить с мэрией Москвы и Санкт-Петербурга. Пусть они учатся и законы "сочиняют", как в Севастополе.
В руководстве главное:
- личная ответственность;
- понятная вертикаль: правительство должно подчиняться законодателям.
За каждую проблему должна отвечать одна структура. Решать её могут многие, но отвечать должен кто-то один.
Не справился - уходи.
Даже талантливых тренеров отправляют в отставку, если команда проигрывает. Другая команда может ждет этого тренера и будет с ним успешна.
Есть весьма важный аспект, который понимают редко и редко принимают во внимание.
Люди думают, что знают, что такое человек и какие интересы человека.
На деле интересы человека и природы - это перенос частных интересов (весьма далеких от подлинных) отдельных лиц в обобщенной форме в виде подмены понятий. Подлинные интересы человека в чистом виде мало кем осознаются и понимаются.
То, что на сегодняшний день принимается за интересы человека является продуктом "культуры" и воспитания (!) такими как надо - это интересы навязанные и выученные.
Касательно интересов природы - это в чистом виде интерес человека, но не самой природы.
Написанное мной гарантированно вызовет "когнитивный диссонанс" - следует вдуматься и вникнуть, что на самом деле мало кто знает самого себя и свои настоящие интересы. И стоит внимательно и трезво просмотреть свои интересы каждому. А эталонов и идеалов слишком много и все они не от мудрых людей - вот в чем суть.
По теме:
(1) Ясность понимания целей и задач управления.
Человек -продукт природы, и в первобытном своем существовании входил в круговорот природы: покакал- землю удобрил, застрелил зайца - спас какой-то вид травы, чем заяц питается.
А вот когда человек перестал ждать "милости от природы". А когда придумал автомобиль, пластик, чистящую химию, природа взмолилась: "Пощади..."
Но это мы от темы ушли.
Власть работает в интересах человека, природа - среда в которой живет человек.
Ох, опять эти принципы и прочая вода....
Ребят, власть будет эффективней, если будет отчитываться перед народом языком цифр и конкретных результатов.
Например:
1. Местный ВВП насколько вырос/упал?
2. Какая местная средняя з/п без учета тех, что Москва выплачивает? К примеру, если военным подняли из Москвы зарплату, то причем тут Меняйло? А вот если коммерсы стали платить больше, то честь и хвала Меняйло, раз у него развивается бизнес
3. Сколько кв. метров жилья приобрели/получили местные жители?
4. Сколько человек стоит в очереди в детсады?
5. Какой процент от зарплаты уходит у местных жителей на оплату комуслуг?
6. Какова инфляция в регионе (по сравнению с общероссийской)? Это покажет и местное производство и работу торговли.
7. Какова оценка жителей (по опросам) касательно: мусора, дорог, работы чиновников и т.д.
Что-то в этом духе. Не будет "сухой цифири" - так и будут дальше общими словами отбрехиваться.
Ок