Россия

Зачем россиянам оранжевое молоко?

Как в Роспотребнадзоре решили помочь гражданам отделить молоко от суррогата.

Россияне всё требовательнее относятся к качеству молочной продукции, сказано в статистике «Честного знака» — национальной системы маркировки и прослеживания продукции. С января по сентябрь в мобильном приложении чаще всего проверяли именно молочку. В Роспотребнадзоре решили помочь гражданам отделить молоко от суррогата.

О новых правилах торговли социально значимой продукцией — в материале ForPost.

Что не так с молочкой?

Общественники провели масштабную проверку, в ходе которой выявили две тысячи торговых точек в Марий Эл, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской областях, в Ставропольском и Хабаровском краях, где торговали фальсифицированным молоком, сообщают «Известия».

В частности, фальшивая молочка найдена в торговой сети «Светофор», сказано в сообщении на сайте Южного молочного союза: в 12 случаях из 17, по результатам лабораторных исследований, «молочные компоненты продуктов заменены на немолочные либо изъяты, либо в них имеются незаявленные вещества в недопустимых количествах».

«Очередной скандал произошёл в московском магазине «Светофор». На прилавках была найдена подделка с «Честным знаком». В молоке обнаружили опасные для здоровья вещества. Можно сказать, что перед нами одна большая схема по обману потребителей», — рассказал ForPos сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.

Слова эксперта вызывают недоумение. Ведь правительство приняло ряд мер по контролю за качеством молочной продукции, введя в том числе обязательную маркировку. Если товар не соответствует качеству, то должен быть выведен из оборота. За нарушение требований маркировки предусмотрена административная и уголовная ответственность.

«Нельзя сказать, что на полках фальсификат. Скорее, речь идёт о молоке, молочной продукции с использованием различных животных заменителей. Эта продукция не наносит существенного вреда организму. Она просто не соответствует техническому регламенту. Такую продукцию находил и я. Об этом говорил местным властям. В ответ слышал: «Ну и что вы хотите, чтобы мы закрыли в регионе свои производства?» Поэтому качество молочной продукции сегодня — это отчасти политический аспект, так как из ниоткуда производители молока не берутся. Случайных игроков на этом рынке нет, а все выявленные нарушения, скажем так, разрешённые на уровне региона», — высказал своё мнение ForPost глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.

Читайте по теме: Молочный производитель не оправдал надежд правительства Севастополя

Когда зелёный — хорошо, а оранжевый — тоже

На сегодняшний день все производители молочной продукции должны зарегистрироваться в системе «Честный знак». На упаковку наносится специальный код, который помогает покупателю отследить путь молока — от завода-изготовителя до прилавка.

С 1 декабря такая маркировка станет обязательной для фермеров. Они должны подавать сведения в систему маркировки об обороте молочной продукции.

С 1 июля 2025 года для всех участников молочного рынка вводится поэкземплярный учёт для продукции со сроками хранения более 40 дней. Для них становится обязательной передача сведений в систему «Честный знак» о выводе продукции из оборота.

Параллельно с этим Роспотребнадзор предложил своё решение проблемы. Ведомство хочет настроить в магазинах цифровую дифференциацию продукции.

В частности, выделять на ценнике зелёным цветом продуты без заменителей молочного жира. А товары, где его заменили, продавать с оранжевыми ценниками.  

Основная идея — не смешивать товары из разных категорий между собой на одной полке. Поэтому ведомство предлагает либо устанавливать крупные разделители, либо изменить порядок выкладки: верхние и средние полки — под «натуралку», нижние — для продукции с ЗМЖ.

Газета «Известия» сообщает, что Роспотребнадзор уже подготовил изменения в документ, которым руководствуется при проверках торговли.

Сейчас выкладка молочной продукции регламентирована правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи. Натуральная молочная продукция должна сопровождаться надписью «Продукты без заменителя молочного жира».

«Инициатива Роспотребнадзора как раз и направлена на то, чтобы потребитель чётко понимал, где настоящая продукция, которая, к счастью, всё ещё есть, а где суррогаты, молочка с заменителем животного жира. Мы эту инициативу поддерживаем», — сказал ForPost председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.

Он отметил, что многие россияне ошибаются, относя к некачественному товару молоко и молочную продукцию с заменёнными животными жирами.

«Это просто самостоятельный вид продукции, об особенностях которой покупатель должен быть уведомлён. Есть добросовестные производители, как среди производителей натурального молока, так и суррогатов — маргарин, молочные жиры и т. д. Эти две категории товаров не должны в глазах потребителей смешиваться», — уточнил Павлов, добавив, что объём фальсифицированной молочной продукции за последний год снизился в три раза.

Читайте также: Сеть российских кофеен начала продавать кофе с грудным молоком

Не с того начали?

Некоторые покупатели не оценили такой заботы со стороны Роспотребнадзора. Зелёные и оранжевые ценники на «молочку» они сравнили с цветовой дифференциацией штанов из фильма «Кин-дза-дза!».

Глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов к потребительскому юмору отнёсся с пониманием:

«Если Роспотребнадзор хочет, чтобы информация о товаре для потребителей была чёткая и понятная, её нужно наносить на упаковку. Цветной ценник может оказаться где-то сбоку, тогда как информация на упаковке уже не потеряется. Поэтому если Роспотребнадзор хочет внедрить цифровую дифференциацию, то лучше это сделать на упаковке. Благодаря ей покупатель будет лучше ориентироваться даже в своём личном холодильнике, в котором нет зелёных и оранжевых ценников».

Ведомство решил пойти простым путём, считает наш собеседник, а в итоге пострадают продавцы:

«Мы же понимаем, что этим всё не закончится. Дальше в Роспотребнадзоре скажут: «Ой, у вас что-то плохо реализуются правила. Будем наказывать рублём за то, что в магазине путают цвета». На мой взгляд, не надо заниматься ерундой, профанацией и придумыванием новых правил для магазинов. Повторюсь: нужно вносить изменения на упаковку. Об этом Роспотребнадзор должен вести диалог с производителями».

Аналогичное мнение и у сопредседателя Национального союза защиты прав потребителей Алексея Егармина.

Он напомнил, что фальсификат попадает на полки даже с «Честным знаком» на упаковке.

«Поэтому пока мы не развернём правоприменительную практику таким образом, чтоб виновные понесли заслуженное наказание, ничего не поменяется. Действующее законодательство по контролю за качеством молочной продукции неплохое, просто контролёрам нужно прийти к директору предприятия и сказать: «А ты зачем изготовил опасную продукцию? Давай-ка ответь за это». Затем прийти к директору магазина и сказать: «Директор, раз ты флагман этого бизнеса, то ответь, пожалуйста, за продажу пищевого суррогата». Аналогичные вопросы нужно задать и специалистам «Честного знака». Когда система будет работать таким образом, то проблема рассосётся», — подчеркнул Егармин.

Эксперты уверены: даже без цветных ценников суррогат от натуральной молочной продукции на прилавке отличить можно.

«Килограмм натурального сливочного масла не может стоить меньше одной тысячи рублей. Если полукилограммовая пачка масла продаётся за 100 рублей, очевидно, что оно не настоящее. Натуральная молочная продукция всегда будет дороже, потому что использование растительных жиров, заменителей, компонентов удешевляет продукцию — в некоторых случаях в десять раз. Люди должны запомнить простое правило: суррогатная молочная продукция всегда дешевле натуральной», — резюмировал председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов.

Читайте также по теме: В России нашли вздувателей цен на молоко и способ их победить

Роберт Вочовский

789
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (3)

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6228
d dd

А тс "Светофор" это где? На Луне?

Profile picture for user Serggio
23606
Serggio

Эта продукция не наносит существенного вреда организму.

То есть - вред наносит, но, по мнению "эксперта", убьёт не сразу?

Она просто не соответствует техническому регламенту.

А это теперь всем так можно? А если "эксперту" продадут квартиру, "просто не соответствующую" строительным нормам, или машину, "просто не соответствующую" техническим требованиям, или выпишут лекарство, изготовленное с нарушением ТУ, которое "существенного вреда не наносит" - он будет придерживаться этой же точки зрения?...

Profile picture for user seva zelay
2847
seva zelay

to Serggio:  великолепно!

Главное за день

Как в Крыму поселились предки домашних овец

Европейские муфлоны более ста лет активно расселяются по Крыму.
16:20
0
133

В Севастополе сняли с продажи скандальное вино

«Золотая балка» заявляет о наказании тех, кто поставил пятно на репутации фирмы.
11:04
38
4684

Кто стоит за подрывом автомобиля военнослужащего в Севастополе

И какие выводы можно сделать из случившегося.
20:00
54
11198

Взрыв автомобиля с военнослужащим в Севастополе может быть диверсией

Об этой вероятности сообщил губернатор Севастополя.
11:08
23
6892