В Севастополе почтили память экипажа линкора "Новороссийск", погибшего 60 лет назад. К мемориальной доске на причальной стенке военного госпиталя, напротив которой погиб корабль, возложили венки. Флагман Черноморской эскадры затонул в Севастопольской бухте после взрыва 29 октября 1955 года. В результате погибло более 600 членов экипажа и спасательных команд, передает канал "Россия 24".
На момент гибели кораблю исполнилось 44 года. Большую часть своей жизни он носил имя "Джулио Чезаре" и ходил под флагом Италии. После войны судьбу итальянского флота решал жребий. Корабли разделили на три группы для стран-союзников. "Джулио Чезаре" попал в группу С, которая досталась Советскому Союзу. В марте 1949 года линкору "Джулио Чезаре" присвоили новое имя "Новороссийск". Уже в августе он принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана.
Почему произошел взрыв? Версию о том, что на воздух могли взлететь артиллерийские погреба, отмели сразу. Также была отвергнута возможность диверсии иностранных боевых пловцов — несмотря на то, что в ночь катастрофы внешний рейд не охраняли; сетевые ворота были распахнуты, а шумопеленгаторы не работали.
Официальной признали версию о подрыве немецкой донной мины. Несмотря на утверждение экспертов о том, что за 10 послевоенных лет взрыватели донных мин должны были разрядиться и выйти из строя.
Так или иначе гибель "Новороссийска" стала поводом для масштабного сокращения советского флота. На металлолом отправили линкоры и несколько тяжелых крейсеров.
Обсуждение (13)
Макаронники ещё за линкор ответят.
да хр*н с ним, с линкором. Более 600 человек! Почему не спасали?
В 01:40 о случившемся сообщили командующему флотом. К 02:00, когда крен на правый борт достиг 1,5 градуса, начальник оперативного управления флота капитан 1 ранга Овчаров приказал "буксировать корабль на мелкое место", и подошедшие буксиры развернули его кормой к берегу. К этому времени на линкор прибыли командующий Черноморским флотом вице-адмирал В.А.Пархоменко, начальник штаба флота вице-адмирал С.Е.Чурсин, член Военного Совета вице-адмирал Н.М.Кулаков, исполняющий обязанности командующего эскадрой контр-адмирал Н.И.Никольский, начальник штаба эскадры контр-адмирал А.И.Зубков, командир дивизии крейсеров контр-адмирал С.М.Лобов, начальник Политуправления флота контр-адмирал Б.Т. Калачев и еще 28 старших офицеров штаба. В 02:32 обнаружился крен на левый борт. К 03:30 на палубе выстроилось около 800 ничем не занятых моряков, у борта линкора стояли спасательные суда. Никольский предложил перевести на них матросов, но получил категорический отказ Пархоменко. В 03:50 крен на левый борт достиг 10-12 градусов, при этом буксиры продолжали тянуть линкор влево. Спустя 10 минут крен возрос до 17 градусов, тогда как критическими были 20. Никольский вновь попросил у Пархоменко и Кулакова разрешения эвакуировать незанятых борьбой за живучесть моряков и опять получил отказ. "Новороссийск" стал опрокидываться кверху днищем. Несколько десятков человек успели перебраться в шлюпки и на соседние корабли, но сотни моряков посыпались с палубы в воду. Многие остались внутри гибнущего линкора. Как потом объяснял адмирал Пархоменко, он "не счел возможным заблаговременно приказать личному составу оставить корабль, так как до последних минут надеялся, что корабль будет спасен, и не было мысли, что он погибнет". Эта надежда стоила жизни сотням людей, которые, упав в воду, были накрыты корпусом линкора. К 04:14 "Новороссийск", принявший более 7 тысяч тонн воды, накренился до роковых 20 градусов, качнулся вправо, столь же неожиданно повалился влево и лег на борт. В таком положении он оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. В 22:00 29 октября корпус полностью исчез под водой. Всего при катастрофе погибло 609 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Непосредственно в результате взрыва и затопления носовых отсеков погибли от 50 до 100 человек. Остальные погибли при опрокидывании линкора и после него. Своевременной эвакуации личного состава организовано не было. Большинство моряков остались внутри корпуса. Часть из них длительное время держались в воздушных подушках отсеков, но спасти удалось лишь девять человек: семь вышли через прорезанную в кормовой части днища горловину спустя пять часов после опрокидывания, и еще двух вывели через 50 часов водолазы. По воспоминаниям водолазов, замурованные и обреченные на смерть моряки пели "Варяга". Только к 1 ноября водолазы перестали слышать стуки.
Героизм начинается там, где заканчивается организация...
Светлая Память
Самое элементарное можно было просто буксирами оттянуть к берегу(мощности прибывших двух буксиров это позволяли),и спасайте себе на здоровье!Но ни кому это в голову не пришло!!!!Все боялись потерять погоны,а о людях думали в последнию очередь,главное-железо спасти!Вот и получилось как всегда!Вечная память погибшим.
Значит негодяй Пархоменко?
to Platini
дЭвушка,....... нет слов.......Действительно, мысль одна - родственница Пархоменко.
У меня дед на "Новороссийске" служил...
мужики-ну сколько можно об этом говорить? типичное распиздяйство высших военных чинов. о причине взрыва не говорю-там вс е более-менее ясно.линкор можно было спасти ЭЛЕМЕНТАРНО-нужно было подтащить его к берегу/ метров 200/-просто развернуть кормой к госпитальной стенке. буксиры были.не могли перерезать автогеном якорьцепи-времени нехватило а брашпили были разрушены взрывом.нужно было только развернуть корму к госпитальной стенке и посадить на мель- И ВСЕ!! а потом разбираться что и как.только вот эта падла комфлота не решился-и на его совести более 600 моряков. и ведь жив остался сука-и не застрелился . ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ БЕЗВИННО ПОГИБШИМ!!!