пт, 24/11/2023 - 19:00

В Севастополе перенесут вокзал и пустят беспилотный трамвай на воздушной подушке

Часть сказанного всерьёз тоже может оказаться шуткой.

Проект Генерального плана Севастополя, который уже показали представителям муниципалитетов и членам градостроительного совета, вызывает смешанные чувства — с одной стороны, в нарисованные перспективы хочется верить, с другой, как говорил известный киноперсонаж, — «терзают смутные сомнения».

Тоннель + рокада

При подготовке планировочных решений разработчикам Генплана приходилось учитывать уже сделанное в Севастополе с 2017 года, когда первоначальный проект градостроительного документа был отвергнут и возвращён на доработку — об этом напомнили вчера членам градостроительного совета во время презентации проекта.

В числе примеров его главный архитектор Юлия Барковская привела уже утверждённые планы по застройке территории в районе 7-го километра Балаклавского шоссе и на Северной стороне (причём второй проект, подчеркнула докладчица, был заложен и в первом, отвергнутом варианте Генплана). Именно эти территории и станут основным средоточием многоэтажной застройки.

Ещё одно новшество, обозначившееся после 2017 года, — появление крупного «исторического центра» в Херсонесе.

«Второй мы предлагаем к организации в Инкермане. Это связь и монастыря, и крепости, и в дополнение — территорий отдыха для формирования всего кластера и выхода к пещерам», — сообщила Барковская.

Напомнила она и о проекте переноса железной дороги с дальнейшим созданием «крупного паломнического центра». Всё это, по мнению разработчиков, даёт хороший шанс на развитие территории Инкермана.

«Центрами отдыха» названы также Ласпи, Балаклава, Любимовка.

«Это крупные центры туризма, которые будут потихоньку формироваться, исходя из планировочной структуры», — пообещала докладчица.

Всё это сулит городу значительные транспортные потоки. Сдерживать процесс «автомобилизации» рассчитывают за счёт роста протяжённости улично-дорожной сети и создания плотного транспортного каркаса города. В итоге скорость сообщения вырастет, и доля населения, предпочитающего общественный транспорт, как предполагается, вырастет тоже.

При принятии решений авторы проекта руководствовались созданной транспортной моделью города и результатами опроса его жителей.

Одним из ключевых мероприятий, направленных на развитие транспортной инфраструктуры, должно стать строительство Гераклейской рокады, начинающейся от Камышового шоссе. Такие планы обсуждались ещё несколько лет назад, однако теперь рокаду предлагают продлить в район Инкермана «с проходом над Чёрной речкой».

«Такая трасса будет включать в себя сначала мостовой переход через Килен-балку, затем тоннельный проход через гребень, выход мостовым переходом над Чёрной речкой и присоединение к Симферопольскому шоссе», — рассказала докладчица.

О том, что в проект Генплана заложено строительство тоннеля под Севастопольской бухтой с выходом в районе ул. Богданова, мы уже рассказывали. Но оно должно сочетаться со строительством рокады: обойтись одним из этих проектов, уверены разработчики Генплана, не получится.

«Наиболее оптимальном вариантом при полном запланированном развитии территорий станет строительство двух связей через Северную сторону», — сказала начальник мастерской планирования транспортных систем Института Генплана Москвы Наталья Кармадонова.

Куда вы его тащите

Кроме этого, городу с той численностью населения, которая заложена в проекте Генплана, необходим либо «рельсовый транспорт, либо транспорт, следующий на выделенном полотне».

«Мы взяли за основу систему городской электрички, которая обсуждается в городе, и сформировали на базе двух широтных магистральных направлений ещё и систему такого скоростного внеуличного транспорта, который идёт на выделенном полотне и не зависит от автомобильного движения», — рассказала Кармадонова.

Предусмотрено и создание транспортно-пересадочных узлов, цель которых — «перехват внешних потоков», в том числе междугородних автобусных маршрутов.

«Такие крупные узлы у нас формируются на 7-м километре Балаклавского шоссе — здесь территориальные возможности позволяют организовать автовокзал, перенести сюда маршруты внешнего транспорта и организовать перехватывающую парковку. Сюда же есть возможность перенести троллейбусное кольцо на 5-м километре, которое на данный момент тоже формирует затруднение движения на въезде и выезде», — сообщила докладчица.

Второй крупный пересадочный узел запланирован на Камышовом шоссе в районе Фиолента:

«Этот узел нам позволяет распределить внешний поток на новую систему городского пассажирского транспорта и обеспечить жителей Фиолента выходом на скоростную связь общественного транспорта. Также транспортные узлы формируются на Гераклейской рокаде (в большинстве своём это просто перехватывающие парковки, которые, опять же, позволяют обеспечить пересадку людей с индивидуального транспорта на общественный в преддверии уплотнённой центральной зоны — чтобы люди не попадали туда на своём личном автомобиле».

Тут же, добавила докладчица, можно организовать и стоянки экскурсионных автобусов.

Ещё один транспортно-пересадочный узел запланирован в Балаклаве, в районе остановки «Золотая балка». И, наконец, последний — в зоне «существующего железнодорожного вокзала».

«Тут я хочу обратиться к тем цифрам прогноза туристического и экскурсионного потока, который на перспективу обозначили мои коллеги. Там в общей сумме предполагается, что будет 100 тысяч человек прибывать на территорию города, — напомнила Наталья Кармадонова. — Такой большой поток не сможет быть распределён в зоне существующего железнодорожного вокзала — мы все знаем, какие там стеснённые условия. Поэтому, воспользовавшись предполагаемой системой связей с Северной стороной, мы предлагаем сформировать новый железнодорожный вокзал на Северной стороне, в районе строящейся точки роста, которую мы запланировали проектом Генерального плана».

Там, подчеркнула докладчица, есть возможность «организовать современный большой вокзал», где люди смогут пересесть на автобус или электричку и добраться «кратчайшим путём» до исторического центра. Или же остаться на Северной стороне, которая обещает превратиться в центр туризма и рекреации.

Очень хочется верить, что перенос железнодорожного вокзала на Северную сторону не опередит строительство тоннеля и запуск обещанной электрички — иначе туристы, выйдя из поезда с чемоданами, вынуждены будут в лучшем случае добираться до центра с пересадкой (автобус + катер или паром).

И уж вовсе не хочется представлять, как измотанные дорогой люди будут трястись ещё час в автобусе в случае остановки морского транспорта (а остановки у нас сейчас случаются сплошь и рядом). На пользу туристической привлекательности города это точно не пойдёт.

Что же касается запланированного потока туристов (а именно виртуальные 100 тысяч человек, напомним, стали поводом говорить о переносе вокзала), эти цифры выглядят весьма оптимистично, но не очень реалистично. Вполне возможно, что именно так когда-то и будет — в конце концов, Генплан охватывает период до 2046 года. Но явно не сегодня и не завтра. Так что торопиться с переносом вокзала не надо — спасибо за это севастопольцы точно не скажут.

Губернатора Михаила Развожаева услышанное тоже настроило то ли на иронический, то ли просто на весёлый лад.

«А по кольцу у нас будет ходить беспилотный трамвай на воздушной подушке», — подытожил он разговор о транспортной составляющей.

«Можем предусмотреть любой вариант — в том числе на воздушной подушке», — подхватил и.о. замгубернатора Павел Иено.

Напомним: публичных слушаний по проекту Генплана не будет, но «какие-то элементы общественных обсуждений», по выражению губернатора, будут обязательно. Ознакомиться с проектом Генплана, как ранее с проектом ПЗЗ, севастопольцы смогут в администрациях муниципалитетов и в сети Интернет.

«Все предложения и замечания будем на рабочей группе рассматривать и давать им оценку — по аналогии с ПЗЗ», — пообещал вчера и.о. замгубернатора Максим Жукалов.

После внесения корректив (если они будут) и согласования проекта Генплана с федеральными органами власти его внесут на рассмотрение депутатов заксобрания. Это может случиться как в конце марта, так и в июне — всё будет зависеть от масштаба доработок.

Ольга Смирнова

Читайте также: