Один из самых талантливых российских музыкантов современности – 23-летний скрипач Равиль Ислямов примет участие в цикле камерных концертов «Музыкальные истории» Севастопольского театра оперы и балета. Несмотря на обстрелы города, артисты едут в Севастополь ради встречи с публикой. Равиль Ислямов получил международную известность в 2015 году, когда в возрасте 14 лет выиграл Международный конкурс скрипачей им. Леопольда Ауэра, а потом становился многократным лауреатом Международного конкурса им. П.И. Чайковского.
Мы уже знакомили читателей с пианистом Александром Гиндиным (заслуженный артист России), который также примет участие в концертах 21–22 мая, а сегодня – интереснейший разговор с Равилем Ислямовым, который впервые выступит в Севастополе.
– Равиль, представляя вас, почти всегда вспоминают сочетание вашего юного возраста и ваших заслуг перед профессиональным сообществом. На какой возраст вы сами себя ощущаете, и помогает ли взросление лучше понять музыку? Вы сейчас, и вы год-два назад – это разные музыканты?
– Многие отмечают, что на сцене я выгляжу намного старше, хотя я ощущаю себя на свой возраст, ни больше ни меньше. Что касается понимания музыки – говорят, музыкант формируется только к сорока годам. Не могу с этим спорить, поживём – увидим. Если это так, значит, у меня всё самое лучшее впереди, и это только радует. По-моему, нельзя сказать, что с годами начинаешь понимать музыку лучше или хуже, скорее, воспринимаешь её в каждом возрасте по-своему, в соответствии со своими переживаниями, жизненным опытом, полученными знаниями, меняющимися взглядами.
По моим ощущениям, конечно, сегодняшний музыкант Равиль Ислямов отличается от вчерашнего, и, надеюсь, для большинства публики – в более интересную сторону.
– Что главное в понимании музыки и профессии скрипача дал вам ваш педагог, выдающийся профессор Александр Винницкий? Какой его совет самый значимый для вас, как вы вообще оказались в его классе?
– В Центральный музыкальной школе с 4-го класса я учился у заслуженного деятеля искусств России Галины Степановны Турчаниновой. Через пять лет она попросила Александра Емельяновича взять меня к себе в класс для дальнейшего обучения. Учась у него, я усвоил, что главное для любого музыканта – постоянная работа по поиску лучших решений для выражения замысла композитора и своих чувств. Надо уметь слышать природу, тишину, интересоваться бытом людей разных эпох и культур, изучать жизнь композиторов, великих музыкантов. Это поможет увидеть произведение, которое я буду играть, глазами его автора. А главный совет, который он часто повторяет своим студентам, – не создавать себе кумиров и критически подходить ко всему.
– Вы играете не только известные мировые шедевры мирового музыкального наследия, но и произведения редко исполняемые – сложные, как для исполнения, так и для восприятия. Известно, что публика подготовленная лучше поймёт эти произведения. Как бы вы объясняли своим ровесникам, как им подготовиться к прослушиванию такой музыки, если бы вас попросили?
– Я бы посоветовал, прежде всего, почитать книги о композиторах, о жизни людей того времени, может быть, найти литературу об истории создания сочинения. Очень полезно сходить в художественный музей, чтобы почувствовать атмосферу того времени. Также не надо забывать про фильмы о людях искусства. И, естественно, как можно больше слушать хороших исполнителей, благо сейчас интернет дает очень много возможностей, которые надо только правильно использовать.
А со стороны музыкального сообщества в помощь публике часто встречается такая хорошая практика – приглашать музыковедов вести концерты или писать краткую справку в буклете, тем самым подготавливая зрителей к прослушиванию. В наших концертах в Севастополе эту роль будет исполнять Артём Варгафтик.
– Расскажите о вашем инструменте – скрипке авторства Джузеппе Гварнери «дель Джезу». Как она у вас появилась?
– Как вы верно заметили, я играю на скрипке 1735 года, созданной знаменитым итальянским мастером Джузеппе Гварнери «дель Джезу», которую мне предоставил для выступлений Санкт-Петербургский Дом музыки, художественный руководитель – Народный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории С.П. Ролдугин. На этой скрипке когда-то играли знаменитые скрипачи Джованни Баттиста Виотти, Кэтлин Парлоу. Сам Никколо Паганини предпочитал играть на скрипках этого мастера. Её мне вручили перед XVI конкурсом П.И. Чайковского. С тех пор я играю на ней, и, честно говоря, хочется, чтобы это длилось как можно дольше.
Раньше мне доводилось играть на инструментах старинных известных мастеров, таких как Матиас Клотц, Франческо Руджери, Микаэль Деконет. А год назад я играл Пятый скрипичный концерт Моцарта в Минске на скрипке современного мастера Игоря Улицкого.
Для скрипача, особенно для солиста, очень важно, на каком инструменте ты играешь. Скрипки Гварнери «дель Джезу» обладают огромным спектром звуковых красок, надо только суметь их извлечь. Это очень сложная задача, на решение которой уходит не один месяц. К такой скрипке, как и к любому человеку, нужно искать подход – и когда его находишь, скрипка раскрывает всё своё звуковое богатство.
--
Как писал ForPost, в первом концерте, который состоится 21 мая (Севастополь, СЦКИ) и 22 мая (Крым, концертный зал Симферопольского музыкального училища), вместе с Александром Гиндиным (фортепиано) публике своё мастерство продемонстрирует многократный лауреат Международного конкурса им. П.И. Чайковского Равиль Ислямов (скрипка). Прозвучат произведения Чайковского, Баха, Бетховена, Сен-Санса, Паганини, Франка и других выдающихся композиторов.
Второй концерт нового цикла запланирован на 23 июня (Севастополь) и 24 июня (Симферополь). В нём вместе с Александром Гиндиным выступит один из самых востребованных кларнетистов России — народный артист Республики Башкортостан Артур Назиуллин. Музыканты исполнят произведения Моцарта, Брамса, Цфасмана, Вебера, Шумана и других. Проведёт концерты Артём Варгафтик.
Сергей Абрамов
Фото из личного архива Равиля Ислямова