Жители Крыма четвёртый год простаивают в поликлиниках — системные улучшения, регулярно обещаемые республиканским минздравом, не коснулись проблем с очередями и невозможности попасть к узким специалистам. Особенно тяжело приходится родителям с маленькими детьми: в очередях под кабинетами им можно жить вплоть до совершеннолетия своих отпрысков.
«Делайте, что хотите!»
В среднем у маленьких крымчан и их родителей на прохождение медосмотра уходит полтора месяца. Не хватает специалистов, не хватает направлений к специалистам, не хватает времени, чтобы все записанные в очередь могли попасть на приём.
«У нас семейная амбулатория: это значит, что один врач и для взрослых, и для детей. То есть ты попадаешь в очередь с младенцем, впереди стоит ребёнок с больничным и дядя с давлением, позади тебя — старушка при смерти, — рассказала жительница Симферополя Александра, мать двоих детей. — В последний раз, когда мне нужно было выписать направление старшему <сыну> на медосмотр, я пришла за 40 до минут начала приёма и была <в очереди> 36-я! И это абсолютно нормальная обстановка в нашей поликлинике».
Сложности начинаются ещё при попытке взять направление к тому или иному специалисту. Несмотря на попытки внедрить систему электронной записи к врачу, во многих поликлиниках Крыма работают по старинке: записываются в регистратуре в поликлинике или пытаются дозвониться по городскому телефону. Получается редко.
«У нас записаться, например, к невропатологу можно только раз в две недели, в конкретный день, в конкретное время по городскому телефону, — пояснила Александра. — Вот сказали, что следующая запись будет такого-то числа в 14.00. Я дозвонилась в 14.15 — и мне сказали: «Милочка, что же вы так поздно? Мы уже всё закрыли».
Именно в поликлиниках, в том числе и детских, не хватает узких специалистов. И если учреждение не договорится о возможности перенаправить своих пациентов к врачам в других поликлиниках или медцентрах, есть риск и вовсе остаться без заключения врача.
«Мы относимся к поликлинике, у которой сейчас расторгнут договор. Раньше мы ходили к специалистам на Чехова и Жуковского (в другие детские поликлиники Симферополя — прим.), теперь меня там никто не ждёт, — пояснила Александра. — С некоторыми специалистами сейчас договорились в частной клинике — бесплатно по ОМС. Но некоторых специалистов просто нет — и делайте что хотите!»
«Всё прошли? Начинайте сначала!»
В итоге: в лучшем случае, чтобы пройти медосмотр у всех врачей, родителям с детьми приходится устраивать квест по всему городу.
«Когда мы получили направления ко всем специалистам, то столкнулись с тем, что в поликлинике записать ребёнка хотя бы на один день просто невозможно. Поэтому мы уже почти месяц проходим профосмотр — и ещё не закончили, потому что нужно пройти кардиограмму, а у нас её, к сожалению, не делают — приходится идти в другую поликлинику, там ожидание — месяц. Ждать так долго мы не можем, нам перед Новым годом надо ещё прививки сделать — поэтому пошли в частную клинику», — рассказала крымчанка, мама годовалого малыша Дарья.
При этом длинный путь порой грозит обернуться в замкнутый круг: многие результаты анализов имеют свой срок годности, поэтому, пройдя последние осмотры, можно столкнуться с тем, что первые уже недействительны.
«Чтобы получить заключение, все осмотры и анализы должны быть свежими. Насчёт осмотров срок не знаю, но анализы — это две недели. Мы специально ещё пока не делали, потому что не знали, когда всех врачей пройдём», — отметила Дарья.
Больше всего её возмущает то, что совершенно непонятно, по какому принципу составляется расписание приёма. В некоторых учреждениях приём организован так, что здоровые дети, проходящие профосмотр, вынуждены стоять часами в одной очереди с больными детьми и взрослыми, ждущими планового приёма.
«У нас в поликлинике графики составлены таким образом, что для прививки манту годовалому ребёнку — только в понедельник — мне нужно целый день простоять в общей очереди больных людей. Почему нельзя прививку перенести на День здорового ребёнка в четверг, чтобы не заразиться чем-то, — непонятно. Это системная вопиющая ошибка, и я считаю, что это некомпетентность руководителей учреждения», — подчеркнула Дарья.
Складывается впечатление, что запись на приём — электронная, телефонная, личная — совершенно оторвана от реального расписания работающих в поликлиниках врачей.
«У нас к хирургу была ближайшая запись на месяц вперёд. Задаю вопрос в регистратуре: почему нельзя раньше записаться? Мне отвечают: потому что враче ещё ведёт приём экстренных больных. Но в нашем случае не было никакого приёма — мы нечаянно поймали врача в коридоре, и он был свободен», — рассказала Дарья о «счастливом случае».
Когда будет хватать врачей?
Даже с той путаницей, которая царит в регистратурах многих крымских поликлиник, ситуация была бы намного легче, если бы хватало врачей.
По словам Анны, сотрудницы информационного стола одной из крымских поликлиник, у врачей физически нет времени — даже с учётом сверхурочных часов — на осмотр всех стоящих к ним в очереди, а очередей на каждого специалиста, как правило, несколько. И если нормативы, просчитанные государством, предполагают одному врачу в день принимать до 25 человек (в зависимости от специальности число может быть и меньше — прим.), то в действительности количество пациентов в день может перевалить за полсотни.
«Если бы мы записывали на профосмотры на каждый день, у нас некому было бы принимать больных детей. Два дня в неделю врачи принимают больных детей, ещё в один день врач принимает по записи, в следующий день приходят организованные группы из школ и детских садиков, — пояснила Анна. — Лор у нас один, окулист один, хирург один — на единственную в городе детскую поликлинику. Не хватает педиатров, медсестёр. А ещё же приезжают <пациенты> из районов, из посёлков. Если бы было хотя бы по два врача, было бы полегче».
Катастрофическая нехватка специалистов усугубляется и тем, что молодые отучившиеся врачи не хотят идти работать в поликлиники. За 20 лет работы в поликлинике пришедших специалистов Анна может пересчитать по пальцам.
«Если честно, им <врачам> выгоднее уходить в стационар, в детскую больницу, сутки отдежурить и два дня отдыхать. Да и зарплаты там другие. Многие уходят в медпредставители, в фармакологию», — посетовала Анна.
Как с этими очевидно системными проблемами борется крымский минздрав, узнать не удалось: министр здравоохранения Республики Крым Александр Голенко на звонок ForPost не ответил, а его зам Андрей Дьяков, курирующий среди прочего и вопросы детской медицины, заявил, что отвечать не будет, и бросил трубку.
Вопрос, как не окаменеть в больничных очередях, так и остаётся открытым: ведь по тем же нормативам (приказ министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 года №514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних) ребёнку до года, например, нужно проходить осмотр каждый месяц, в течение второго года жизни — ещё два раза, а затем раз в год обходить от двух до десяти врачей.
Выходит, крымчанам остаётся либо платить за удовольствие быть здоровым частным клиникам, либо смиряться с «бесплатной» медициной — как многие говорят, — для галочки.
«Я на определённом этапе решила, что сроки — это не для меня, а для минздрава, — заключила жительница Симферополя Александра. — Я, слава Богу, себе могу это позволить: у меня дети, тьфу-тьфу, здоровы, никаких хронических заболеваний нет. Выгнать моего ребёнка из школы за отсутствие медосмотра никто не имеет права — будут только звонить из школы и «капать на мозги». А я уже третью неделю не могу старшему выписать направления к врачам — потому что там огромная очередь и замыленная медсестра. И чтобы <направления> получить, я должна бросить обоих детей и часа четыре с половиной посидеть в очереди — и, может быть, попасть».
Наталия Назарук
Обсуждение (3)
Прав был М, М, Жванецкий, сказав когда-то:
-Что с человеком не делай, он упорно ползет на кладбище.
Сатирик пошутил, но как в воду глядел...Такое ощущение, что все делается именно для того, чтоб кладбищенский бизнес не знал застоя.
Всё правильно описано. Нашей медицине давно поставлен диагноз, и он ужасен.
А в Севастополе видимо все отлично раз ФОРПОСТ не прокомментировал эту заметку.