Председатель Бюджетного комитета Верховной Рады Роксолана Пидласа заявила, что Украина достигла предела возможностей в наращивании собственных доходов для финансирования оборонного сектора.
«Мы закладываем на сектор безопасности и обороны ровно то, что можем сами заработать. Никто из партнёров не позволяет использовать предоставленную помощь на оборону», — отметила она в подкасте «Хроники экономики».
По словам Пидласы, государство ограничено внутренними ресурсами: налоговые поступления не растут, а инструмент облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ) фактически исчерпал себя.
Масштаб проблемы
В 2026 году чистое размещение облигаций внутреннего займа, по словам председателя комитета, будет отрицательным: объём погашений превысит новые заимствования примерно на 100 млрд грн (202 млрд руб.). Тенденция проявилась уже в начале 2025 года, когда на погашение бумаг ушло 59,5 млрд грн, тогда как привлечено было лишь 45,6 млрд грн. Другими словами, «надёжный» инструмент, внутренний долговой рынок, перестал выполнять функцию источника дополнительного финансирования армии.
Финансовая нагрузка подтверждается динамикой дефицита бюджета. По оценке украинского Центра экономической стратегии, дефицит госбюджета в 2025 году составит около 1,6 трлн грн (~3,23 трлн руб.), что соответствует 19 % ВВП Украины. Минфин Украины указывал в проекте бюджета на 2025 год чистое отрицательное сальдо без грантов в размере 1,25 трлн грн (~2,5 трлн руб.), однако за январь–май 2025 года фактический дефицит составил 440,7 млрд грн (~890 млрд руб.)
Ограничения бюджетной политики
Кабинет министров и администрация Зеленского исключают повышение налогов, чтобы не подрывать остатки деловой активности, и чтобы бизнес в стране окончательно не ушёл в тень. Потенциал детенизации экономики оценивается как ограниченный и неспособный обеспечить десятки миллиардов гривен дополнительных поступлений. Таким образом, все дополнительные расходы на оборону возможны только за счёт изменения условий международной помощи.
Пидласа подчеркнула: если партнёры разрешат использовать выделяемые средства на нужды обороны, расходы можно будет увеличить. Пока же речь идёт исключительно о собственных ресурсах.
На практике это означает, что темпы роста расходов на армию ограничены внутренней (исчерпанной) налоговой базой, повышение денежного довольствия военнослужащих остаётся под вопросом, а зависимость бюджета Украины от внешней помощи становится абсолютной.
При нынешней структуре бюджета дальнейшее увеличение военных расходов возможно лишь при условии, что США и ЕС изменят подход к распределению своей помощи и допустят её использование для военных целей.
Это не первый тревожный «звонок» - ранее о целесообразности конфискации российских активов, за отсутствием других средств, высказались западные аналитические центры.