Новороссия

СВО к концу 2023: у России есть люди, а у людей – Россия

Человек действительно может многое сделать вопреки системе.

Я всегда со скепсисом относился к схеме "люди добиваются больших побед вопреки системе", особо любимой создателями современных фильмов про советскую эпоху.

Красноармейцы в обносках и с одной винтовкой на роту в окружении пьяных звероподобных комиссаров заваливают немцев своими трупами, показывая, что "немцев победил народ, а не Сталин/советская власть".

Космонавты бороздят просторы Вселенной вопреки указаниям туповатых партийных кураторов, спортсмены побеждают, наплевав на спортивных чиновников, угрюмые работяги едут на ликвидацию Чернобыльской катастрофы, обдав ехидным презрением приехавшего их агитировать министра (последнее, справедливости ради, из западного сериала "Чернобыль", но суть обычно та же и в отечественных фильмах о тех событиях).

За этим крайним упрощением, местами переходящим в передергивание и обычную неправду, скрывается вполне правдивая мысль: человек действительно может многое сделать вопреки системе, помимо системы, параллельно ей, или наоборот, подпирая ее, делая ее работу там, где она не может делать ее или не хочет.

Причем иногда делать работу системы вместо неё приходится ей же вопреки.

Уместно, конечно, сказать, что человек делает что-то за систему для государства, так как государство шире, исторически длительнее и важнее, система же может долгосрочно не связывать себя ни со страной, ни с государством и, подменяя государственные интересы личными, совершенно сознательно, а не бессознательно вредя первым во благо вторых.

При этом речь не обязательно о простом или хотя бы не принадлежащем к правящим верхам человеке.

Что-то сделать помимо системы и даже вопреки ей может человек с верхов.

Разворот самолета Примакова над Атлантикой в 1999 и подготовленный затем группой военачальников марш-бросок на Приштину спасли наш национальный престиж, хотя, увы, не сильно помогли долгосрочно Сербии и нашим интересам на Балканах.

А уже через полгода Б. Ельцин в своем международном "дембельском аккорде" фактически угрожал США ядерным оружием...

Главный и часто приводимый пример того, о чем мы говорим – смута начала XVII века, когда представитель аристократических кругов системы князь Пожарский и представитель демократической буржуазии гражданин Минин спасли государственность вопреки системе и фактически вопреки ей.

Специфичность ситуации была в том, что система на момент союза князя и гражданина разложилась окончательно, причем в буквальном смысле, на части, и эти части открыто приглашали себе на помощь то одни, то другие иностранные державы.

Возвращаясь в наши дни, вспомним, что в феврале-2022 система после многолетнего безвременья Минских соглашений была вынуждена буквально вопреки своей сущности начать СВО; и то, финальное решение было за узкой группой конкретных лиц.

Уже через месяц система хотела дезертировать и вернуться к своей сущности через окошко Стамбульского договора, но здесь, по иронии судьбы, интересы России опять спасли конкретные люди – лохматый плут Борис Джонсон и Зеленский со своей стаей товарищей.

Системе, нехотя и через силу, пришлось продолжать и раскачивать спецоперацию, регулярно уточняя, что мы ещё толком не начинали и всегда готовы к переговорам.

Помимо международных и социально-классовых причин, принуждающих наш правящий класс продолжать СВО, больших, тяжелых и почти таких же объективных, как законы математики, скажем о социально-личных, человеческих причинах, почему спецоперация, несмотря ни на что, идет в относительно пристойном русле.

У нас по-прежнему героические, мужественные и грамотные солдаты, сержанты и офицеры.

Иногда, когда все сводки и новостные ленты забиты рассказами о героических военнослужащих N, уничтоживших множество врагов и вражеской техники, это может выглядеть, как желание прикрыть дефицит успехов в плане продвижения всей армии.

Часто так и есть, законы военно-информационной политики и пропаганды неотменимы.

Но без таких подвигов мы не то что не шли бы вперед – а ведь все-таки идем, пусть и очень медленно – мы катились бы до Москвы.

Кстати, даже черные страницы вроде харьковской "перегруппировки" стали днями позорами отнюдь не для русского воина, и в тяжелых условиях отхода проявлявшего свои лучшие качества.

2023 год, год официального вливания народных милиций ДНР и ЛНР в ВС РФ, сделал бойцов, вместе сражающихся за освобождение Донбасса и выполнение других целей СВО, еще немного сильнее.

У нас есть не так уж мало генералов всех родов войск, грамотно планирующих операции и действия вверенных им подразделений, бережно относящихся к личному составу и старающихся не скрывать от начальства реальную ситуацию.

В прошлом году генерал Суровикин был стремительно "раскручен" СМИ будто бы для одного того, чтобы затем на него одного возложили "непростое решение" уйти из Херсона.

Суровикин, насколько мог, с честью и без потерь выполнил эту неблагодарную работу. (Кстати, после ноября-2022 как-то резко перестали обвинять И. Стрелкова в уходе из Славянска, хотя отдельные особо оголтелые личности делают это и сейчас).

После Херсона генерал создал знаменитую линию обороны, неофициально носящую его имя, которая очень помогла сломать зубы украинскому (контр)наступу.

Видимо, из-за успешности Суровикин подвергся таинственной опале, и до сих пор не очень ясно, что с ним.

Но есть и другие генералы, некоторые, как Попов, тоже подвергшиеся не совсем понятным перемещениям, а, некоторые, как Теплинский, одобряемые самим верховным главнокомандующим.

У нас есть герои тыла, рабочие, инженеры и управленцы военных и смежных предприятий, сумевшие в короткие сроки резко снизить нужду фронта в боеприпасах и ином необходимом.

Более того, всем занятым в "оборонке" и вообще военной экономике, вплоть до самого верхнего слоя, "заморозка" СВО нанесла бы ущерб и по материальным причинам. Но тут мы уже выходим в социально-классовую сферу.

У нас есть депутаты и чиновники, искренне помогающие фронту, порой даже отправляющиеся сами воевать или, если не могут это сделать из-за возраста и пола, с одобрением и пониманием относящиеся к военному выбору членов своих семей.

Огромная часть депутатско-чиновничьего корпуса даже после 24.02.2022 предпочла либо отмолчаться (как некогда популярный патриотический писатель С. Шаргунов) или вообще заняться скрытым или не очень саботажем.

Другая значительная часть что-то говорит и делает, но явно из-под палки. По именам называть не буду, чтобы не обвинили в рекламе, да и, бывало, называл уже.

Но тех, с достойной позицией, достойное количество.

У нас есть сотрудники органов власти, служб, ведомств, хозяйственных и образовательных структур на освобожденных территориях, выполняющие свой долг, несмотря на угрозу украинских терактов и очередных "непростых решений".

Самым ярким и харизматичным был погибший в прошлом ноябре Кирилл Стремоусов, менее публичных, но не менее мужественных – десятки тысяч. Угроза им и их семьям сильна и постоянна, тем больше уважение к их повседневному труду.

У нас есть военкоры, не стесняющиеся поднимать неудобные темы и задавать острые вопросы носителям власти, вплоть до самых высокопоставленных.

Общественные активисты, проводящие громкие и смелые акции в поддержку армии и против "пятой колонны, не стесняющиеся называть вещи своими именами. Есть волонтеры, едва ли не круглые сутки всю неделю работающие на помощь.

Может удивить, как до сих пор, спустя почти два года после начала СВО, можно в самые сжатые сроки, несколько дней, а то и часов собрать несколько сотен тысяч или даже несколько миллионов рублей.

За это, помимо самих волонтеров, нужно сказать спасибо их жертвователям, то есть простым нашим согражданам, участвующим в приближении нашей Победы.

У нас есть, точнее, был и ярчайший феномен на стыке личностного и социального – ЧВК "Вагнер" и его покойный создатель Евгений Пригожин. Он сначала выполнял по заданию системы часть её задач по защите интересов нации и государства, затем начал критиковать систему за то, что она не выполняет свою часть обязательств и задач, и, наконец, открыто против системы выступил.

Но даже этим Пригожин, фигура в принципе удивительно двойственная, сыграл положительную роль тестировщика системы, выявляющего её слабые места.

Очень хотелось бы, чтобы это тестирование помогло укрепить систему ровно в той мере и месте, где это идет на пользу нации, государственности и СВО, а не наоборот, законсервировало весь ее негатив.

Пока окончательный ответ дать повременим.

Пока же у нас остаются шансы и надежды, что в 2024 году Победа если не придет, то приблизится.

Станислав Смагин политолог публицист замполит батальона имени Ильи Муромца

525
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов
Теги:

Главное за день