В Кремле подогрели интригу вокруг потенциального преемника Владимира Путина.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что участник специальной военной операции может стать следующим главой государства, написали «Аргументы и факты».
«У нас по конституции может <ветеран СВО возглавить страну>. В конституции чётко прописано, кто может возглавить государство», — сказал Песков в беседе с журналистами, освещающими деятельность Путина.
Обсуждение этой темы началось после февральского послания президента РФ Федеральному Собранию. Тогда Владимир Путин сообщил о новой элите нашей страны — тружениках и воинах.
Участники СВО — подлинные герои и патриоты — должны занять ведущие посты в госуправлении и руководить субъектами РФ, считает он:
«Таким людям, которые думают о стране, живут её судьбой, можно передать в будущем и доверить Россию».
Тогда в экспертной среде допустили, что ветеран СВО может стать преемником Путина.
Но как россияне поймут, что идёт подготовка к этому?
Как граждане могут узнать
Главный признак преемника — быстрый карьерный рост, сказал ForPost политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента» Вадим Сипров.
Такой управленец возникает словно из ниоткуда, но это общее место в теории власти, уточнил он.
«Однако применительно к российским реалиям разговоры о преемнике представляются спекулятивными и преждевременными. Лет пять назад часть нашей элиты и экспертного сообщества активно обсуждало тему транзита верховной власти. Сегодня на новом витке они решили вернуться к этой теме. Почему именно сейчас, ведь действующий глава государства полон сил, энергии и идей? И почему речь зашла об участниках СВО?» — обратил внимание наш собеседник.
По его мнению, всё просто. Эти круги не устраивает наметившийся курс на смену элиты и то, что в качестве среды, из которой теперь будут рекрутировать новых управленцев, выбраны участники спецоперации — люди, которые делом доказали преданность стране и пользуются огромным доверием граждан, считает политолог.
Ничем подобным самопровозглашённые элитарии из 1990–2000-х годов похвастаться не могут, а оставлять властные рычаги, понятное дело, не хотят, отметил Вадим Сипров.
«Рассуждать о том, что на смену Владимиру Путину вот-вот придёт вчерашний фронтовик, даже не стоит. По крайней мере потому, что действующий президент понимает получше, чем мы с вами: чтобы занять один из высших постов в управленческой иерархии, надо, помимо таланта, иметь опыт руководящей работы на нижестоящих ступенях, пусть даже полученный в ускоренном режиме. Это необходимое условие», — подчеркнул он.
Перспективы близкие и дальние
Тема кадровой ротации в управлении стоит во главе угла внутриполитической повестки, продолжил Вадим Сипров.
Конечно, большинству граждан хочется, чтобы нынешний курс российской власти не менялся, а во главе страны стояла бы команда убеждённых патриотов, уверен он.
«Буквально вчера мы подробно обсуждали опыт подобных изменений в российском управлении с замечательным российским историком Евгением Юрьевичем Спицыным. Он отмечает, что успехи масштабных кадровых ротаций в нашем прошлом были связаны не только с правильным выбором социальной группы, из которой рекрутировались управленцы нового типа, но и с выстроенными карьерными лифтами. Что касается назначений «с пропуском» нескольких ступеней в должностной иерархии лишь на том основании, что назначенец ярко проявил себя на фронте, а также перевода на гражданскую службу успешных полководцев — исторический опыт скорее негативный», — рассказал политолог.
Острой необходимости срочно искать «преемника-фронтовика» нет, полагает собеседник ForPost.
Хотя, безусловно, ветераны СВО будут со временем занимать всё более высокое положение в обществе, и это как минимум логично и справедливо, считает Вадим Сипров.
«Возможно, спустя некоторое время мы увидим и федеральных министров, и вице-премьеров, чья карьера начиналась на полях сражений. А вот в краткосрочной и среднесрочной перспективе стоит ожидать, что наиболее успешные гражданские управленцы, которые сейчас решают задачи, связанные с укреплением обороноспособности страны, получат ещё более высокие должности и обширные полномочия. Наиболее яркий пример такого руководителя — нынешний министр обороны Андрей Белоусов», — заключил руководитель «Института коммуникационного менеджмента».
Кто уже попал наверх
Вместе с тем уже известно, что участники СВО стали занимать высокие должности во властных структурах.
Например, Артём Жога назначен полномочным представителем Президента России в Уральском федеральном округе. О перспективах его работы на этом посту и карьерном росте читайте в нашем материале.
Артём Мельников получил пост вице-губернатора — руководителя аппарата правительства Хабаровского края.
Михаил Сухенко, Роман Кулаков, Алексей Жучков и Максим Дроздов избраны депутатами парламента Севастополя.
И это только начало.
Крупномасштабное задействование ветеранов СВО в отечественной политике, возможно, произойдёт на региональных выборах следующего года, сказал ранее старший преподаватель факультета инженерного менеджмента ИОМ РАНХиГС Роман Могучёв.
По его мнению, полноценное их вхождение в государственную жизнь, вероятно, будет во время выборов депутатов Госдумы в 2026 году.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (7)
Сначала нужно определиться с термином "фронтовик", ибо командующий армией генерал армии Суровикин, и командир танка условный сержант Иванов - они оба попадают в эту категорию. Понятно, что Суровикин лично по ДОТам ВСУ орудие не наводит, но примеров, когда высшие офицеры гибнут, причем в бою - хватает более чем. Ватутин например. Или Черняховский. Причем это так-то конец войны! А в начале 1941-го генералы гибли десятками в месяц. Один из самых известных случаев - Кирпонос, и весь его штаб.
Это я к тому, что у Суровикина есть опыт управления не страной конечно (но и Путина его не было 25 лет назад), но все же достаточно сложной структурой, скажем так. А вот у того сержанта Иванова -опыта нет. Суровикина не то, что страна, и мир весь знает, а Иванова - хорошо если его родное село в курсе.
Шансы на избрание отсюда считайте сами.
Marat Kanzha,
придумайте другого генерала на пост президента. Меньше всего хотелось бы видеть президентом Суровикина. Не такой он распрекрасный, как его рекламируют.
Нет, не верю!! Кто вцепился во власть добровольно никогда не отдаст!!!
sinergi,
Попробуйте знать, а не верить.
Интересный вопрос.
Может. При одном условии. Фронтовики должны иметь свою политическую партию, а не вступать перед назначением на должность в партию ЕР - партию олигархов. Они должны быть с народом - и на государственных должностях и в Думе.
Serge_FP,
Партии есть прошлое.