Три года назад в этот день, 17 октября, в политехническом колледже Керчи, что на востоке Крыма, раздались выстрелы. С тех пор скулшутинг произошёл в школе в Казани и университете в Перми.
ForPost поговорил о проблеме со старшим преподавателем кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Крымского филиала Краснодарского университета МВД России подполковником полиции Еленой Шишиной.
Елена Шишина.
По статистике, школы являются одним из самых безопасных мест для детей. Однако многие родители и дети находятся в состоянии страха, порождённого массовыми убийствами в учебных заведениях.
Массовые убийства в образовательных организациях — «скулшутинг» — вызывают общественный резонанс, провоцируют массовую панику и вселяют ужас. При совершении этих деяний мы подсчитываем не только число жертв и материальный ущерб, но и психологическую травму общества.
— Почему повторяется «Колумбайн»?
— Сегодня нередко можно констатировать кризис идентичности среди молодежи. Молодым людям трудно ответить на вопросы: кто я, куда я иду, зачем я пришёл в этот мир, что несут мои поступки.
Подростки находятся в том возрасте, когда необходима опора со стороны семьи, педагогов и сверстников, но не получая этой «живой» поддержки и взаимопонимания, они уходят в себя, ищут ответы в виртуальном мире, далёком от реальности.
Таким образом, негативный опыт накапливается, сопровождается чувством обиды из-за реальных или ощущаемых подростком актов несправедливости. Могут появляться признаки депрессии, сопровождающейся апатией, пессимизмом, ангедонией. Ещё одной психологической характеристикой может стать отчуждение: отстранённость от других людей сопровождается чувством изолированности, печали, одиночества.
Важно понимать и то, что, по мнению исследователей, в первые недели после «скулшутинга» вероятность повтора аналогичных событий возрастает. Это происходит из-за того, что в социальных сетях появляются сообщества, которые поддерживают, обсуждают и распространяют информацию о преступнике и его действиях.
Читайте по теме: «Керченский стрелок» стал кумиром сочинского лицеиста.
Как правило, подписчики этих групп уже с признаками изменённого сознания, а деструктивная информация в таких группах только усугубляет ситуацию, замыкая пользователей в указанном информационном пространстве и не давая возможности критически мыслить.
— Допустим, я мать подростка. По каким признакам можно определить, что с ребёнком происходит что-то не то?
— Согласно исследованиям, портрет личности скулшутеров очень усреднённый. Одни из них демонстрируют негативные качества, такие как агрессия, насилие, при разрешении любого конфликта, они изгои общества. Другие, наоборот, могут быть и очень харизматичными, обаятельными, обходительными. Поэтому такой тип убийц выявлять наиболее сложно.
В то же время, если мы говорим о рекомендациях родителям, то у меня возникает вопрос: почему в квартирах скулшутеров правоохранители находят целые арсеналы оружия и боеприпасов? Значит, нет диалога между родителями и детьми, нет контроля за их поведением, нет понимания картины мира ребенка. Мы как взрослые не стремимся понять ребёнка, услышать его. Мы нацелены на материальное обеспечение его жизни, упуская саму эту жизнь.
— К сожалению, все родители всё равно не смогут настолько осознанно воспитывать детей. Как ещё общество может защитить себя?
— Если говорить о педагогах, то необходимо тщательнее подходить к беседе со школьниками о произошедшем. Ни в коем случае нельзя ни героизировать, не обесценивать преступника (мол, это ерунда). Также не рекомендуется делиться и обсуждать подробности его действий. Надо сфокусироваться на горе, которое он принёс, на погибших и пострадавших.
Читайте по теме: Пострадавшей в керченском «колумбайне» девушке не хватает денег на лечение в Москве.
При этом такую беседу необходимо стараться всё-таки построить диалогом, а не монологом, применяя инновационные приёмы и способы, не забывая об особенностях восприятия информации современной молодежью. Подростки не столько нуждаются в трактовке действий педагогов, сколько стремятся к разговору по душам. Необходимо спрашивать, как ребенок себя ощущает, что он думает по этому поводу. Выслушать, даже если то, что он сообщает, вы не разделяете, и вместе подумать, что можно сделать в этой ситуации. То есть беседа должна быть завершённой, чтобы у детей не осталось вопросов и повода самостоятельно изучать тему.
Помимо этого, важно наблюдать за изменением поведения подростков. Наиболее эффективным методом предотвращения преступления является своевременное реагирование на так называемую утечку информации. Когда подростки говорят о готовности или подготовке к таким действиям, высказывают поддержку действиям стрелков, проявляют интерес к оружию, изготовлению самодельных взрывных устройств.
Кроме этого, надо понимать, что система государственной безопасности в лице правоохранительных органов обеспечивает действенную защиту населения Российской Федерации. Успешно используется весь арсенал имеющихся сил и средств, применяется специальное программное обеспечение для выявления лиц, представляющих интерес в сети Интернет с последующей блокировкой сайтов, в том числе закрытых пабликов и аккаунтов.
Так уж устроено восприятие «зрителя» — запоминать и реагировать на произошедшие события, забывая информацию о множестве успешно предотвращённых фактов.
Читайте по теме: Почему мы об этом пишем? Крымский «Колумбайн» повторится, если о нем забыть.
Пелагея Попова
Фото: личный архив Елены Шишиной
Обсуждение (14)
И Шишина на фото к статье,улыбается! Пелагее Поповой "2".Кэт,это - нормально?Можете удалить мой пост.
Да, тема не очень скажем весёлая, для такой откровенной улыбки. Можно было бы фото более спокойнее.
Каждый такой трагический инцидент- подтверждение недоработки спецслужб.
Улыбалась она может быть давно,а фото повесили сейчас.Всё правильно,и,можно считать,что она просто ободряюще улыбнулась,типо:"Родаки! Хватит жевать сопли,всё у вас получится,и вы увидите в собственном ребенке ДУШУ,а не просто продолжение собственного инстинкта продолжения рода.
Потому что такие вещи даже освещать в статьях не надо. Дабы у идиотов и мыслей не было подобных. Плюс воспитание. Плюс наказание по всей строгости закона. Хотя в этой ситуации надо создать прецендент и наказывать строже. Смертная казнь. Плюс разбор почему. Издевались и довели? Кто недосмотрел? Срок.
А в укре и Белларуссии были расстрелы в школах? Или это феномен России ? Путин говорит что это единый народ. В Чем отличия ?
запретите скулшутинги. ну, как в соседней теме островки безопасности. и ещё что-нибудь запретите. вы ведь там, у руля, кроме как запрещать и кидать подачки, когда совсем уж прижало, ничего другого придумать не можете. про системную работу с молодежью и говорить не стоит. выделили грант, попилили и отчитались. все довольны. в кастовом обществе молодняк видит бесперспективность существования. результат не заставляет себя ждать.
to Savsavvateev: Керченский стрелок только 4 года жил в РФ до расстрела, до этого Крым был укропский.
А в Белоруссии такие же законы по продаже оружия населению как и у нас?
Оказывается есть .
"Скулшутинг" - это что за зверь?! По русски разучились говорить? Кластер, креативность, буллинг и т.п. Мы в какой стране живем, русских слов не хватает?! Вот и стрелять начали как в "благословенной" Америке. Детей воспитывать надо, в школе и дома, а не отдавать воспитание социальным сетям и телевизору.
to тася: 1000% Сейчас о воспитании все меньше говорят,больше болтают о псилогии,психологах ищут проблему в чем угодно,но не в том как живем. Когда взрослые говорят одно ,а делают другое,когда общество становится толерантным ко всякой грязи и беззаконию,откуда возьмутся хорошо воспитаннные дети.
....действительно, что за выражение "скулшутинг"?....очевидно у Пелагеи Поповой иссяк запас русских слов,......вот такие вот работники(-цы) СМИ постоянно каждодневно засирают русский родной язык,пытаясь "щегольнуть" знанием иностранного языка забывая о том, что пишет в СМИ русскоязычного государства!Пора бы соответствующим органам контроля за СМИ делать оргвыводы по подобным "деятелям(-ниц)!!!
to STERO: Она не англичанка, ей можно. :)
Какой колумбайн? Какой скулшутинг? Мы на каком языке разговариваем?...