Быть или не быть в школьной программе произведениям, рассказывающим не только о славных, но и о мрачных и трагических страницах жизни нашей страны? Член Совета Федерации от Севастополя, историк Екатерина Алтабаева уверена: не осознав ошибок прошлого, невозможно избежать их повторения.
О том, что из школьной программы по литературе нужно изгнать «произведения, «не выдержавшие испытания временем», заявил первый заместитель председателя фракции «Единая Россия» в российской Госдуме Дмитрий Вяткин. В качестве примера, как сообщает «Коммерсантъ», Вяткин привел «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына. По его словам, писатель-фронтовик, проведший в лагерях восемь лет, «вымарал в грязи свою собственную Родину». Причем многие факты просто «высосал из пальца» в надежде «получить за это премию».
Это заявление было сделано во время рабочей поездки депутата-единоросса в Ростов-на-Дону. В Госдуме уже ответили журналистам, что вопрос об исключении Солженицына из школьной программы не рассматривается. Об этом со ссылкой на председателя комитета Госдумы по просвещению Ольгу Казакову сообщили РИА Новости. А вице-спикер Госдумы Борис Чернышов подчеркнул: исключать произведения из программы бессмысленно, поскольку после этого интерес к ним только возрастет.
Абстрагируясь от Солженицына, напомним: попытки изгнать всяческие упоминания о репрессиях не новы. В недопустимости попыток скрыть неприглядные страницы истории страны уверена член Совета Федерации от Севастополя, историк, автор учебников по Севастополеведению Екатерина Алтабаева.
«Я всегда за то, чтобы не искажать историю, не фальсифицировать ее. А это предполагает не только безусловное исключение попыток фальсифицировать историю Великой Отечественной войны и подвига в ней нашего народа. В истории нашей Родины были и не самые лучшие моменты, и о них тоже нельзя забывать. Более того, мы пытаемся извлечь из этих страниц уроки. Василий Осипович Ключевский говорил, что история ничему не учит, но наказывает за незнание уроков. И мы не должны пытаться вычистить из памяти эти страницы. Нужно анализировать их и стараться, чтобы они не повторились», – подчеркивает Екатерина Алтабаева.
Взгляд на 30-е годы, по ее словам, не должен быть односторонним: «это было время и великих достижений, и великих испытаний», через которые прошел народ. На 30-е годы приходится огромное количество подвигов миллионов людей, живших в нашей стране. И нельзя одну из граней жизни общества скрывать, а другую, напротив, преувеличивать.
Но при этом надо помнить, что осилить «Архипелаг ГУЛАГ» во всем его объеме большинству школьников просто не по силам, – добавляет сенатор.
«Использованы могут быть какие-то фрагменты, а возможно рассказы Варлама Шаламова, народного артиста СССР Георгия Жжёнова, который тоже прошел через лагеря ГУЛАГа и описал то, что он там увидел и испытал, произведения каких-то других авторов. Есть и документы, которые можно использовать на уроках истории. Знать об этих горьких страницах нужно», – говорит Екатерина Алтабаева.
Неправильным считают они и исчезновение из школьной программы ряда произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
«В 90-е годы из нее умудрились вычистить замечательные произведения Юрия Бондарева, Бориса Полевого. Мне кажется, их нужно вернуть в программу», – считает член Совета Федерации от Севастополя.
Ольга Смирнова
Обсуждение (115)
В 1976 году изгнанник его жена и дети поселяется в полуторатысячном городке Кавендиш. Свои 51 акр земли, что равняется 16 гектарам. По словам Андропова на счетах иностранных счетах Солженицына скопилось 8 миллионов долларов. Это было гонорары за изданные на Западе книги автора. На эти деньги, из которых Солженицын исправно делал взносу в кассу взаимопомощи советским диссидентам и жил писатель.[С-BLOCK]
В 1977 году вокруг русского изгнанника разгорелся финансовый скандал. А.И.обвинили в неуплате налогов суммой на 4 миллиона швейцарских франков. В январе 1974 года писатель заявил, что гонорары от «Архипелага Гулага» пойдут в фонд помощи политзаключенным СССР. Суть обвинения была в том, что адвокат Солженицына юридически не оформлял факт передачи. Что это ошибка юриста, доверчивость писателя, который был уверен, что на западе нет советского бюрократизма и в денежных вопросах достаточно честного слова или это попытка скрыть реальные доходы Александра Исаевича? Вопрос остается открытым.
Ну-да, ну-да, "Повесть о настоящем человеке" (практически документальная история да еще и хорошим литературным языком!) из учебников убрали, а "Архипелаг ГУЛАГ" ( фантасмагорию - пасквиль с кучей лжи с корявым слогом!) включили, а потом удивляются.
Со снятия "лакировки неудобного прошлого" и началось уничтожение СССР. Пример нужно брать с других стран, которые все неудобные стороны своей истории задвинули подальше или превратили их в удобные. В Японии, например, уже никто не помнит, кто нанёс удар по Хиросиме и Нагасаки. Американцы поработали чётко с японскими элитами. Германия на пороге принятия решения по поставкам Леопардов. Украина не вспоминает про Волынскую резню, поляки тоже. И никто не рефлексирует. А Россия должна всю дорогу каяться и доставать из истории самые неприглядные свои моменты по мнению сенатора? Для чего, кому это нужно?
Что сделала или инициировала сенатор для того, чтобы в школьной программе были произведения, рассказывающие не только о славных, но и о мрачных и трагических страницах жизни нашей страны, кроме того, что она была всегда за это. Это не упрек, а, скорее риторика, поэтому я не поставил знак вопроса. Этому, наверняка, есть свои объяснения, например, рамки школьной программы, когда она работала учителем истории, и регламент, когда стала депутатом. Так, к слову. Если по делу, то, с учетом реалий, на мой взгляд, на примере истории, важнее то, чтобы содержание школьной программы обновлялось каждый год, два или три года, без которого невозможно движение вперед. Сегодня школьный курс по истории предполагает ее изучение до 2014 года, а некоторые учебники датируются 2016 годом издания. Что касается отсутствия ряда исторических событий в школьной программе, то к таким новеллам нужно относиться очень аккуратно, потому что любая неосторожность может привести к мыслям об альтернативной истории о том, какой могла бы быть наша реальность, если бы история в один из своих переломных моментов пошла по другому пути.
А нынешнее состояние обшества Алтабаевой удобно, значит. Выходит, мечта человечества о равноправии должна быть только мечтой?
Поздравляя с наступающим новым годом люди желают друг другу взять с собой в новый год только хорошее, плохое же оставить в прошлом.
Не нужен школьникам негатив о Родине, пусть живут под чистым небом. Вырастут, освоятся в окружающем мире, сами захотят узнать прошлое, тогда и пополнят свои знания.
Услышанно и запомнилось: Подростка побили подростки. Его маму упрекнули, типа, почему Вы не учите сына драться? Она ответила - моя задача научить сына быть человеком.... а драться он сам научится.
Родина - мать.
Я за неё не голосовал.
Алтабаева права. Иногда реальная ошибка может принести пользы для обучения, чем множество умнейших учебников. На ошибках нужно учиться. Но только глупый человек не учится на ошибках. Ни своих, ни чужих.
Для этого нужно иметь определенный жизненный опыт и знания законов жизни и условий того времени. Ведь в том времени, можно сказать величайшие люди той эпохи носили "звание" "Враг народа". В том числе Отец советской космонавтики С.Королев.
А как насчёт исторической достоверности произведений, предлагаемых в рамках изучения именно истории?
Если произведение описывает некие исторические события, но в весьма вольной авторской трактовке, да ещё с элементами вымысла, оно вообще не должно изучаться, как имеющее отношение к истории.
А с чем Алтабаева не соглашалась? Разве можно идти против ЕР?
Верните в учебники Мересьева, Павку Корчагина, Молодогвардейцев и др.
to cosmopolit
Русское слово драться - не означает только махать кулаками.
Быть человеком - это в том числе большая и жестокая драка за справедливость и защита слабого.
Солженицына как писателя лично я не люблю, а вот что касается дикой злобы нежелающих "каяться", могу сказать одно - люди, не чувствующие сердечной боли за безвинно униженных, замученных и убитых - страшные люди, кем бы они ни были - русскими или японцами, с которыми, по выражению одного из комментаторов, "поработали" американцы.
Ну а претензия к Екатерине Борисовне по поводу Камышового шоссе - апофеоз этого обсуждения)) так сказать, бриллиант в короне.
Извините, но я Вас перебью. Чтобы продолжить разговор дальше, поинтересуйтесь, какими годами изданы или переизданы школьные учебники по литературе, истории. Я имею в виду актуализацию базовых школьных курсов. Поэтому, реформу в образовании, нужно начинать с этого, чтобы идти в ногу со временем. И правду, коль речь о ней, нужно говорить, в том числе, о наших "союзниках" , вчера и сегодня. Ведь, многие учебники по истории показывают историческое развитие России на фоне мировой истории, которая раскрывает глаза на то, какая она есть всамделишная:)
Её для того и отправили так высоко, чтоб она вернула историчесскую справедливость. Не оправдывает она пока надежды некоторых.
Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.
Добро не жалость и не слабость.
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
не отпущение грехов.
Быть добрым не всегда удобно,
принять не просто вывод тот,
что дробно-дробно, добро-добро
умел работать пулемёт,
что смысл истории в конечном
в добротном действии одном —
спокойно вышибать коленом
добру не сдавшихся добром!
Разве можно сравнивать сказку с той былью, которую люди завоевали дорогой ценой? Разве можно смириться с тем, что общество разворовали?
Страшные люди, это те, кто уничтожил и разворовал мою родину -СССР! Предали все её достижения и жертвы, объявили "перестройку-гласность-новое мЫшление", а под эту сурдинку обливали грязью мою родину и ввергли в пучину войны наших людей, которые страдают сейчас. А началось всё с нарратива о том, что советский строй хуже фашистского, и это всё внедрялось в умы людей, начиная со школы. Под благовидным, разумеется, видом, о необходимости покаяния, ну, чтоб впредь не повторять ошибок. Если вы лично причастны к неким злодеяния -кайтесь, но не нужно эту философию навязывать другим.
Новые «временные» много о себе думают… ЧИТАЙТЕ умных людей .. .https://svpressa.ru/culture/article/359708/ А не приспособленцев!!!!
;
Как и желающие извратить и оболгать "приглядные".
Какой Солженицын нахрен, какой Гулаг ?????!!! Это враг, дезертир и продажная девка капитализма..!!!
(От литературы!).Так как он измывался в своих пасквилях над нашим государством, не каждый западный писатель мог себе позволить! Солженицын это такое же оружие запада, как и поставляемые на украину ракетные комплексы!!! Из завербованного литератора сделали икону и заставляли молиться на неё!!!! Кроме архивреда для школьников это чтиво ничего иметь не будет! Дело не в том какие страницы истории у нашего государства....тёмные или светлые!!!! А как эти страницы преподносятся, с какой желчью и ненавистью! Хотите читать эту дрянь, читайте дома под одеялом!!! А детям в школе что то более профессиональное и душевное предлагайте!
Дети сейчас вообще ничего не читают. В лучшем случае фильм посмотрят или краткое содержание прочтут. Какой Солженицин? Они и истории не знают,и пишут неграмотно, все им смс заменяют да пальцы хорошо разработали,играя в компьютерные игры.
Время покажет и время рассудит,
Кто будет нам другом, кто недругом будет.
Кто рядом по факту, кто близок незримо,
Кто станет чужим, кто - родным и любимым.
Кто руку подаст, кто подножку подставит,
Кто в трудные дни ни за что не оставит,
Кто правду в глаза, кто - ударами в спину,
С кем путь будет краток, а с кем будет длинным.
Кто просто исчезнет, как не было вовсе,
А кто ни в какой передряге не бросит.
Кого повстречаем, кого потеряем,
С какой стороны и кого мы узнаем.
Кто станет поддержкой и крепкой опорой,
А кто отвернется при первом же споре...
Как хочется верить, что в жизненной стуже
Останутся те, кто нам дорог и нужен.
Кто с нами давно или, может, недавно,
В ком капли сомнения нет и подавно.
С кем долгою видится жизни дорога,
Кто послан нам свыше судьбою и Богом!
to Линьков (Севастополь)
В том числе и историю в свете вновь открывшихся обстоятельств.
Происходящее (это настоящее время) нужно ТВОРИТЬ, Так, чтобы нашим сыновьям и внукам не пришлось переосмысливать, что мы тут, в текущее время "натворили". Чтоб нашим потомкам не было стыдно за нас, сегодняшних.
зимаСВО будет долгой" то мотивированное пополнение быстро закончится и надо что то срочно делать, потому мысль сию (которую на протяжении 30 лет пытались докричаться до власть предержащих, т-сказать, большевики) озвучило не последнее лицо в думской фракции и тем застолбило "инициативу". А школьники тут точно не при чем, они такую муть не читают и слава Богу!"Ад репрессий " и "раны" это уже сенатору не приписывайте, это ваши слова.
Мои родные просто очень любили свою страну. Оскорбляете вы их напрасно. В живых их уже нет, и не вам их судить. Один из моих дедушек, кстати, которого вы назвали мазохистом, освобождал Севастополь, получил ранение при этом и Орден Славы.
Страницы