Среднеазиатское направление отечественной внешней политики с начала СВО обрело крайне высокое значение. Наиболее интенсивными здесь являются взаимоотношения России по линии региональных структур в формате «Россия — Центральная Азия». Таковыми являются ОДКБ, ЕАЭС, СНГ и так далее. Под подобным взаимодействием подразумевается формирование единой нормативно-правовой общности, наличие постоянно функционирующих институтов, тактическое и стратегическое планирование развития.
Такого рода насыщенная рабочая повестка подразумевает сотрудничество и контакты на самом высоком уровне — как правительств, так и профильных структур, — осуществляемые системно и регулярно. Государства в подобного рода организациях по факту формируют единое пространство безопасности и общего развития.
Ещё одна ключевая составляющая политики России в Средней Азии — это двусторонние форматы. Они у Москвы есть с каждым из государств региона с учётом уникальных особенностей в силу политики, географии, удалённости и так далее.
К примеру, Россия и Казахстан проводят ежегодные форумы по приграничному сотрудничеству, на которых при участии лидеров обоих государств происходят встречи самого широкого спектра, охватывающие не только приграничные регионы.
С Казахстаном, а также с Узбекистаном также традиционно проводятся выездные передовые технологические выставки «Иннопром».
В число политических и правительственных контактов также можно включить интенсивное сотрудничество в области экономики. РФ для стран Средней Азии — важнейший торговый партнёр и инвестор наравне с КНР, а также главный поставщик образования и рынок труда для миллионов жителей Средней Азии.
Таким образом, число сфер, где у России и стран Средней Азии осуществляется взаимодействие, велико. И это подразумевает интенсивный диалог как на правительственном уровне, так и на общественном. Начало спецоперации и нарастание напряжённости между Россией и Западом породили целый комплекс рисков для сотрудничества России и Средней Азии.
Прежде всего, региональные игроки питают опасения по поводу вторичных западных санкций по причине тесных контактов с Москвой. Что привело к максимальному ограничению сотрудничества в сфере финансов и банков. В связи с чем российские банки вынужденно продали филиалы в странах Средней Азии, там прекратила работу платёжная система «Мир», осложнились межбанковские операции.
При этом торговля со среднеазиатскими странами не только не сократилась, но начала стремительно увеличиваться, в том числе по причине параллельного импорта. Сейчас среднеазиатские страны стали во многом ключевым хабом по поставкам в нашу страну санкционных товаров.
В результате, по итогам позапрошлого года в торговле РФ со странами Средней Азии фиксировался рекордный товарооборот на уровне более 40 миллиардов долларов. Подобная динамика наблюдалась и в прошлом году: по его итогам торговля с Казахстаном превысила 30 миллиардов долларов, а с Узбекистаном — 12 миллиардов долларов. При учёте денежных переводов, осуществляемых трудовыми мигрантами, которые рассматриваются экономистами в качестве экспорта услуг из Средней Азии, наша страна закрепила статус основного партнёра в торговле и экономике для данного региона.
В итоге, даже при угрозе санкций и призывах со стороны Запада к странам региона о прекращении помощи России характер взаимодействия качественно не меняется. При учёте значимости России как гаранта в сфере безопасности, важнейшего партнёра в сфере экономики для Средней Азии никто там в принципе не готов к отказу от сотрудничества — это будет максимальный ущерб своим же национальным интересам.
Иным вопросом является то, что сотрудничество в ряде аспектов, к примеру, в энергетике становится непубличным и полуформальным, дабы не привлекать к себе внимания. Но, полагаю, это мы как-нибудь переживём.
Читайте по теме: Каковы перспективы у экспорта российского газа
Павел Кухмиров