Прямая линия президента России Владимира Путина в 2025 году состоится ближе к концу декабря, сообщил в эфире радио РБК официальный представитель Кремля Дмитрий Песков. Он уверен: этот формат остаётся востребованным, так как «число обращений от граждан ежегодно растёт», а «новые технологии позволяют системно обрабатывать все поступающие вопросы».
«Ситуация существенно улучшилась в регионах. <…> Доведена ли она до идеала? Нет, вряд ли это возможно. Но работа совершенствуется, и действительно многие губернаторы, что называется, не жалеют живота своего. Работают днём и ночью… и также проводят прямые линии, чтобы понимать пульс своего региона», — сказал Песков.
А раз так, станет ли меньше на прямой линии обращений бытового характера типа: «Владимир Владимирович, помогите починить кровлю крыши, отремонтировать сельскую дорогу, подвести газ к дому»?
Какие вопросы зададут на прямой линии с Путиным в 2025 году
К прошлой прямой линии с президентом РФ искусственный интеллект составил топ из пяти самых популярных тем вопросов граждан: здравоохранение, состояние дорог и жилых домов, работа управляющих компаний, социальные выплаты и расчёт пенсий, сообщает РИА Новости.
Безусловно, более мелкие вопросы тоже поступали, но в отчётах их стало меньше, отметил в беседе с ForPost политолог Алексей Макаркин:
«Такие сюжеты были популярны до 2020 года. Затем началась пандемия коронавируса, а после — СВО. Мелкие бытовые темы остались в стороне — про них не забыли, но их стало значительно меньше».
Если раньше по вопросам условной сельской дороги граждан напрямую связывали с Путиным, то сейчас их перенаправляют в Общероссийский народный фронт. В фокусе главы государства — глобальные вопросы.
Как решают вопросы на прямых линиях губернаторов и мэров
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков акцентировал внимание на том, что региональные власти стали более активно решать дела насущные. Могло ли это тоже поспособствовать тому, что президент на прямой линии меньше фокусируется на темах, которые находятся в ведении губернаторов и мэров?
«Нужно понять, с какими годами Песков сравнивает текущую ситуацию — с годами предпандемийными или более ранним периодом, например 2010-ми годами. Тогда, на самых первых прямых линиях, люди обращались с просьбой решить проблемы с подведением газа к селу, в то время механизмы не были ещё отработаны. Поэтому, если сравнивать текущую ситуацию с событиями двадцатилетней давности, наверное, да», — сказал Макаркин.
Наш собеседник напомнил, что сегодня любое общение губернатора с главой государства воспринимается как значимое событие, будь то встреча в Кремле, будь то прямая линия. Губернатор сегодня действует как часть вертикали власти и никак иначе. Он старается не доводить ситуацию до федерального уровня.
Наглядный пример — Белгородская область. Страница главы региона Вячеслава Гладкова в соцсети «ВКонтакте» стала надёжным каналом связи с избирателями: люди пишут комментарии, чиновники разных уровней оперативно отвечают. Дела житейские белгородцы решают с мэрами и губернатором. Аналогичная ситуация и в ряде других субъектов РФ.
Почему формат прямой линии до сих пор актуален
Несмотря на решение множества проблем на местах, формат прямой линии на высшем уровне до сих пор актуален. Политолог Алексей Макаркин объяснил, почему:
«Активные избиратели — это люди позднесоветских поколений, которым больше 45 лет. Для них формат [прямого общения с президентом] привычный».
Макаркин напомнил, что у советских граждан существовали институциональные каналы для жалоб и обращений. СМИ в СССР также помогали налаживать обратную связь с властью.
«Считалось, если газета заинтересовалась, значит, появилось больше шансов для решения проблемы. А если уж в регион приезжал спецкор газеты "Правда" — это было событие: чиновники выстраивались по струнке», — вспоминает Макаркин.
В 1990-е годы эти каналы связи закрыли, а государство «ушло от избирателей», напомнил собеседник ForPost. Роль СМИ в обществе тоже изменилась: журналистика освободилась от цензуры, но при этом отказалась от функции посредника между гражданами и властью.
«Государство было довольно: меньше надоедают, меньше пристают. СМИ стали заниматься тем, что им реально интересно — самовыражением журналистов, — считает политолог. — Да, Борис Ельцин пытался поддерживать обратную связь с избирателями, но такой формат не был популярен, так как носил односторонний характер».
Так возникла потребность в прямой линии.
«Раз нет комитета народного контроля, нет советских СМИ, куда можно пожаловаться, избиратели стали ждать личного вмешательства президента, в том числе в мелкие бытовые проблемы», — сказал Макаркин.
Получается, прямая линия оказалась символом возвращения государства к народу и стала выполнять терапевтическую функцию?
«Понятно, что на все вопросы ответить невозможно, но представление о том, что если обратиться на прямую линию, то, может быть, на уровне администрации президента что-то и решат, есть. Поэтому, если этот формат закрыть, люди просто этого не поймут», — считает политолог.
Он повторил: прямая линия популярна среди тех, кто так или иначе прошёл социализацию в СССР, был октябрёнком, пионером, комсомольцем.
«Молодые люди надеются больше на себя, а не на власть, которая придёт с самого верха и что-то решит. Бывшие советские граждане, напротив, ждут такого общения с властью, поэтому для них такой формат интересен», — заключил Макаркин.
Роберт Вочовский