Самолёт Superjet-100 российской авиакомпании загорелся в аэропорту турецкой Антальи прямо на взлётной полосе. Пожар случился в одном из двигателей во время посадки. Предварительно, в числе версий — ошибка пилотирования и сильный ветер.
ЧП на борту
«Сухой Суперджет 100» авиакомпании «Азимут» вылетел из аэропорта Сочи в 19:52 по московскому времени и приземлился в Анталье через полтора часа. Всего на борту находились 95 человек, в том числе члены экипажа.
Сразу после посадки пассажиры услышали два удара, пишет SHOT. После первого пошла течь из левого двигателя, а после второго начался пожар.
Кадры, сделанные в салоне горящего самолёта в Анталье, показали «Известия».
Снимавшая видео россиянка Евгения Лавриненко кашляет от дыма и пытается закрыть дыхательные пути тканью.
«Наш самолёт загорелся при посадке. Летели в Анталью из Сочи. Нечем дышать, всё в дыму», — сказала Лавриненко.
По её словам, лайнер «слишком резко приземлился», из-за чего послышался резкий стук. Все ударились, кто головой, кто ещё чем, и в полной темноте командир по связи позвал к себе всю команду.
После этого пассажиры увидели в иллюминаторе огненные вспышки, и в салон самолёта повалил дым. Произошедшее вызвало панику и давку на борту.
По словам Евгении, они с дочкой сидели в хвосте самолёта, и загорелось совсем рядом с ними. Когда началась паника, мать пыталась протолкнуть девочку вперёд, но никто не пускал — люди стали вытаскивать свои чемоданы и заблокировали проход.
Женщина с ребёнком в слезах еле выбрались из салона, пишет Kub Mash.
Бортпроводники по приказу командира организовали эвакуацию людей по надувным траппам.
На кадрах люди покидают полыхающий самолёт, некоторые — вместе с сумками, которые забирали с багажных полок.
Видео: Дагестан сейчас / VK Видео
«Ни воды, ни еды, ни информации»
Все пассажиры были благополучно эвакуированы, никто не пострадал, сообщили в Росавиации. Возгорание самолёта было полностью ликвидировано.
В компании «Азимут» сообщили, что их самолёт загорелся в турецком аэропорту после грубой посадки из-за сдвига ветра.
«Пассажиры благополучно доставлены в аэровокзал. Пострадавших нет», — уточнили в авиакомпании.
После эвакуации из горящего Sukhoi Superjet 100 пассажиров привезли на автобусе в аэропорт, где они заполнили специальные бумаги, оставив свои адреса и другие данные. Следующие полчаса они просто стояли в ожидании, к людям никто не подошёл.
«Все сидим в аэропорту, ждём свои вещи. Ни воды, ни еды, ни информации», — рассказала одна из пассажирок корреспонденту «Известий».
Причины жёсткой посадки
Пока рассматриваются две версии произошедшего, пишет «Коммерсант».
Это сдвиг ветра при посадке самолёта или, как в 2019 году в Шереметьево, ошибка пилота.
Напомним, тогда SSJ компании «Аэрофлот» был посажен с большей, чем рекомендовано, скоростью и под слишком большим углом. В результате шасси пробили топливные баки, а истёкший из них керосин загорелся. При пожаре погиб 41 человек. Пилота приговорили к шести годам колонии-поселения.
По предварительной информации, при посадке SSJ-100 в Анталье из-за сдвига ветра случилось двойное козление (отделение самолёта от ВПП после касания шасси при посадке).
После этого самолёт сильно ударился о взлётно-посадочную полосу. В результате левая основная стойка шасси подкосилась и вдавилась в консоль крыла, что вызвало пожар в районе левого двигателя. Предварительно, причиной стала ошибка экипажа.
По другим данным, у загоревшегося «Сухого» мог отказать автопилот, и самолёт заходил на посадку в режиме резервного управления. Уже при посадке лайнер превысил допустимую скорость, из-за чего касание с ВПП было жёстким, а ошибка в расположении задних стоек шасси и топливных баков стала причиной пожара.
Выяснилось, что месяц назад «Суперджет» получал повреждения створок шасси. Тогда он вынужденно садился в аэропорту Внуково из-за отказа гидросистемы, а позже был отстранён от полётов.
Иск к авиакомпании
Пассажиры загоревшегося в Анталье самолёта написали коллективный иск на «Азимут» за то «происходящее, что с нами случилось». В документе указано, что пассажиры надышались угарным газом и просят со стороны авиакомпании «должной поддержки».
По результатам проверки в связи с пожаром на борту Sukhoi SSJ-100-9 в Анталье может быть возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ — «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта», сообщает «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к следствию.
Обсуждение (3)
Похоже что ситуация аналогична катастрофе SSJ 100 в аэропорту Шереметьево 5 мая 2019г. Там тоже пилот приложил самолет при посадке о полосу так что стойка шасси пробила бак и произошло воспламенение. Тогда обвинили пилота что мол не все учел садился с избыточным весом (не выработал, т.к. был отказ систем контроля) на повышенной скорости, но здесь походу вес был меньше, а удар все равно привел к пробитию бака, только топлива было меньше и жертв удалось избежать. Видимо дело в конструкции, не выдерживающей грубых посадок, а они увы неизбежны.
Наверное, рамках такой статистики пора и задуматься о выводе этих джетов из состава реальных участников перевозок.
Очень показательно.