Севастополь

Не таблетками едиными

Аналог "коммунальной квартиры" для жизни и труда или медучреждение, где "человек превращается в овощ" - каким будет психоневрологический интернат в Севастополе, пока неясно. Строительство социального учреждения упёрлось в несовершенство российской законодательной системы. В Севастополе ищут компромисс.

С одной стороны, в государстве хотят реформировать учреждения такого типа, и главное при этом - максимальная социализация особых пациентов, которых нужно научить, насколько это возможно, жить самостоятельно и дать возможность занять себя каким-то делом. В этом случае идеальная форма интерната - аналог современного общежития с мастерскими и/или приусадебным хозяйством. С другой стороны, действующие СанПиНы не позволяют перейти от привычного метода лечения людей с психическими отклонениями таблетками и капельницами к социальной реабилитации, и отдают предпочтение современным медцентрам с палатами и новейшим медоборудованием.
 
Напомним, в июне 2016 года при Министерстве труда РФ была создана рабочая группа по реформированию психоневрологических интернатов (ПНИ) по всей стране. В неё вошли около 50 представителей общественных организаций, благотворительных фондов, образовательных учреждений, психоневрологических интернатов, федеральных и региональных органов власти.
 
Вопрос необходимости реформы ПНИ поднял глава Минтруда Максим Топилин после пожара в одном из учреждений в Воронежской области в декабре 2015 года, в результате которого погибли 23 человека. Суть реформы в том, чтобы помочь людям, живущим в интернатах, по возможности максимально адаптироваться к жизни. В её основу должна лечь подготовленная общественниками «дорожная карта».
 
                                                       Проект психо-неврологического интерната, предложенный общественниками
 
По данным Минтруда, сегодня в ПНИ содержатся почти 149 тысяч человек (с инвалидностью или психическими расстройствами), нуждающихся в постоянном или частичном уходе и наблюдении.
 
К общественникам не прислушались?
 
О том, что в Севастополе возникли трудности с реализацией проекта строительства психоневрологического интерната, ForPost рассказала член Общественной палаты города Наталья Кирюхина. К ней обратились представители двух общественных организаций Севастополя – «Дом солнца» и «Особые дети» – с просьбой принять участие в обсуждении проекта строительства будущего социального учреждения.
 
«В январе этого года в Общественной палате мы проводили обсуждение проекта психоневрологического интерната. Пригласили департамент труда и соцзащиты, чтобы понять, как они видят это учреждение, и рассказать, какие чаяния и надежды есть у самих общественных организаций. В результате нескольких заседаний был подготовлен проект строительства ПНИ в Севастополе, в котором чётко были прописаны рекомендации, планировки здания», – пояснила Кирюхина.
 
В департаменте труда к рекомендациям общественников пообещали прислушаться, однако, отметила Кирюхина, в окончательном проекте соцучреждения их предложения учтены не были.
 
 
«Выяснилось, что строится обычный типовой, коридорного типа психоневрологический интернат, где вместо помещений для кружков, для мастерских - запланированы помещения, где люди будут просто принимать лекарства, лежать в аминазиновых комнатах – и всё», – сказала она.
 
Наталья Кирюхина добавила, что после обращения в координационный совет по делам инвалидов при Общественной палате РФ письмо севастопольцев о ситуации с ПНИ в городе было передано министру труда России Максиму Топилину.
 
«Наши инвалиды всю жизнь хотели получить интернат нового типа, дом сопровождаемого проживания, а теперь они могут получить такой интернат, с которым они будут все последующие годы бороться», – отметила Кирюхина.

 
По словам представителей общественных организаций, они ждут, что новый интернат станет больше социальным учреждением, оказывающим соответствующие услуги, а не медицинским, где «могут только поставить капельницы и лечить».
 
 
«Мы говорим о реформе, но, по сути, мы будем строить медицинское учреждение, в котором никого из этих людей не планируем ничему учить. А ведь суть проекта – научить людей труду, что, возможно, позволило бы им в будущем социализироваться, работать, приобрести какие-то навыки. Этих людей необязательно залечивать таблетками, это не те буйные больные, которые лежат в психбольницах», – подытожила представитель общественной палаты города.
 
Нужно учить жить
 
Идею создания учреждения, в котором помогут людям с ограниченными ментальными и психическими возможностями адаптироваться к обычной жизни, поддерживают и родители особых детей.
 
«У нас в основном ребята все домашние, неагрессивные. Конечно, мы, родители, стареем, и рано или поздно наших детей такая участь постигнет – попасть в психоневрологических интернат. Но нам бы хотелось, чтобы там предоставлялись услуги социальные, чтобы были мастерские, лечебно-трудовые, учебные классы, чтобы они там учились что-то делать, были чем-то заняты – пусть они будут убирать территорию, пусть помогают», – считает член СРОО «Особые дети» Людмила Шуберт.
 
Она отметила, что сегодня социальная политика в отношении людей с особыми потребностями меняется, много для этого делает и родительское сообщество. Однако из-за отсутствия должного взаимодействия между министерствами проект нового формата может стать очередным медучреждением, где «человек превращается в овощ».
 
«В департаменте труда Севастополя в принципе поддерживают наш проект, но они поставлены в жёсткие рамки. Как объяснили проектировщики, всё упирается в действующие российские СанПиНы и строительные нормы», – сказала Людмила Шуберт.
 
Согласно действующим санитарным правилам и нормам подобное социальное учреждение не может быть организовано по типу коммунальной квартиры.
 

 
 
«Не позволяют СанПиНы, вышедшие в сентябре 2016 года, они даже жёстче, чем прежние. Там чётко прописано: коридорная система и четырёхместные палаты», – добавляет руководитель общественной организации «Особые дети» Аида Менанова.
 
При этом проблема, поднимаемая местными общественниками, касается не только Севастополя, но и других регионов, где уже действуют ПНИ.
 
«Получается, мы упёрлись в те законодательные документы, которые приняты в России, и их нужно пересматривать в сфере реформ и приводить в то соответствие, чтобы можно было проводить ПНИ как социальное учреждение, – отметила Менанова.
 
Надо быть реалистами
 
В свою очередь, депутат заксобрания Татьяна Щербакова отмечает двойственность сложившейся ситуации. С одной стороны, в городе нет вообще никакого социального центра для людей с психоневрологическими нарушениями, которых нельзя ни на минуту оставлять без присмотра. С другой – общественности необходимо избавиться от иллюзии, что на федеральные субсидии можно строить всё что захочется.
 
Нужно находить компромисс между теми общественными ожиданиями, которые не оправдались, и тем, что диктует субъекту федеральный центр и действующее законодательство, убеждена депутат.
 
«Сейчас важно построить учреждение по имеющимся стандартам, чтобы снять определённую напряжённость в обществе. Интернат нам нужен как воздух. Мы встречались с департаментом труда, общественными организациями, и было полное согласие сделать инновационный город-сад. Но в департаменте Минтруда нам сказали, что такие нововведения стоят дорого», – сказала Щербакова, отметив, что сейчас фирма-проектировщик готовит проект, но абсолютной уверенности, что даже он будет одобрен Министерством труда, нет.
 
Вместе с тем, по мнению депутата, разрабатываемый проект ПНИ является как раз удачным примером согласованной и конструктивной работы всех заинтересованных сторон.
 
 
«Департаменты соцзащиты, капитального строительства сделали всё для того, чтобы максимально выправить ситуацию. Проектировщики так проработали схему дополнительных помещений, что почти четыре квадратных метра на человека осталось дополнительной площади, где можно заниматься социальной реабилитацией. Это крайне важно», – считает Щербакова.
 
Кроме того, в дальнейшем к работе ПНИ будут привлекаться социально ориентированные общественные организации, которые помогут скорректировать работу центра.
 
«Мы уже сейчас работаем и будем курировать вопрос строительства через государственно-частное партнёрство реабилитационного центра для детей, в котором будет сделан акцент именно на социализацию. Этот центр будет уже гораздо более инновационным. Но сейчас нужно снять острую ситуацию. Если мы выйдем за рамки стандартов, мы просто не пройдём экспертизу», – подытожила Татьяна Щербакова.
 
Полина Ласькова

Фото Пилотный проект ПНИ, changeonelife.ru
3386
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (4)

Profile picture for user OlgaGK
264
OlgaGK

...максимальная социализация особых пациентов, которых нужно научить, насколько это возможно, жить самостоятельно и дать возможность занять себя каким-то делом.

Неужто чиновников массово начнут сокращать.

Profile picture for user мститель
1951
мститель

У меня такое ощущение по последним событиям-все мы там окажемся скоро...А вопрос такой кто финансирует это строительство?

Profile picture for user мститель
1951
мститель

Татьяна Михайловна!вы мне очень дороги...Кто то вас так просто подставляет

Profile picture for user Chess
158
Chess

Страшно читать про эти аминазиновые комнаты, нельзя же всех под одну гребёнку, люди, хоть и больны, но это прежде всего ЛЮДИ.
Сил и терпения нашим общественникам!

Главное за день

Енот-беглец пугает крымчан и заглядывает в окна

Напуганный зверёк не сможет выжить в крымском климате.
18:16
5
807

Крымчане в пять раз чаще стали травиться грибами

Большинство жертв «тихой охоты» из Бахчисарайского и Симферопольского районов.
16:18
1
476

Как пережить всё то, что сейчас происходит, и не потерять рассудок?

Как россиянам сохранить ментальное здоровье на фоне постоянных разговоров об угрозе применения ядерного оружия?
15:24
5
854

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
511