Главный режиссёр театра им. Луначарского Григорий Лифанов в интервью ForPost рассказал о последней премьере завершающегося театрального сезона — постановке «Горе от ума» по пьесе А.С. Грибоедова, которая пройдёт 16,17, 18 и 30 августа, а также о премьерах предстоящего сезона.
«Произведение „Горе от ума” — сложное и многосмысловое, поэтому над ним очень интересно работать. Когда мы начали с артистами обсуждать, какие их вопросы волнуют, какие у них ощущения после прочтения произведения, наверное, самый первый и главный вопрос, который возник: „А кто такой Чацкий сегодня?”. Что это за герой такой, как к нему относиться? Можно ли его воспринимать исключительно как положительный персонаж? Ведь по тому поведению, которое герой демонстрирует, положительным его сложно назвать. Хотя из курса школьной литературы мы знаем, что есть лучи в нашем тёмном царстве, и Чацкий — один из них», — говорит Григорий Лифанов.
Несмотря на то что каждый режиссёр, который соприкасался с этим произведением, вкладывает в «Горе от ума» свои смыслы, Григорий Лифанов видит своей задачей сохранение множественности этих смыслов. Для того чтобы любой зритель, который приходит в театр — с его уровнем театральной насмотренности, образованности, уровнем восприятия этой действительности, — чтобы он считал смыслы, которые способен считать.
«Один из смыслов, который заявлен — тоска, грусть по несбывшимся надеждам. Такая вселенская русская тоска — она сквозит через всё произведение. Ещё одна тема — глобальное одиночество и непонимание, которую, конечно, мы не прошли стороной. Наш Чацкий очень одинок, он на самом деле не может вписаться в этот мир, не может вписаться в это общество; наверное, от этого и злится и излишне язвит. И когда читаешь, думаешь: ну какой же злой на язык этот Чацкий. Но, с другой стороны, это такой уровень защиты: если вы меня не принимаете — нате, получите», — говорит о главном герое Григорий Лифанов.
Роль Чацкого будут играть Роман Шукри и Пётр Харченко. Известно, что в театре им. Луначарского всегда стараются готовить два состава актёров на каждый спектакль.
«Роман Шукри и Пётр Харченко очень разные по психофизике, и я попросил их, чтобы каждый искал свой рисунок этого персонажа. Роль Софьи также досталась молодым артисткам — Анастасии Жадновой и Александре Шабалиной — новой артистке театра, у которой в этой роли будет дебют на сцене», — рассказал Григорий Лифанов.
В интервью нашему изданию Григорий Лифанов также рассказал о сотрудничестве с известной в Севастополе театральной студией «Фарт» и нашумевшем спектакле «Стая». А также поделился планами других премьер в театре им. Луначарского в предстоящем 114-м театральном сезоне. Уже известно, что зрителей ждут такие постановки: «Тайные письма» по повестям Белкина (А.С. Пушкин), «Двенадцатая ночь» (У. Шекспир), сказка «Огонь, вода и медные трубы» и «Пять вечеров» (по пьесе А. Володина).
Павел Истомин
Видео Дмитрий Еремеев
Обсуждение (8)
Почему не в Сентябре?
Вот удивил режиссер "смыслами" (" тоска, грусть по несбывшимся надеждам... глобальное одиночество и непонимание...), а ведь учился же он в школе еще и в советский период, т.е. вроде не жертва ЕГЭ. Главный смысл произведения, которое кстати - комедия, это сатира на современное тогдашнее ( а в связи с талантом автора, вполне и на нынешнее - страдающее о "хрусте французских булок") аристократическое общество, которая ярко высветила косность, корыстность , глупость и лживость этого "узкого круга ограниченных лиц". А теперь вот оказывается главного героя которого от этого буквально тошнит "положительным сложно назвать". Ну-да, ну-да у него ж - "злой язык", да к тому же и возможно "релокант". Интересно, а кто ж станет более положительным, Фамусов ( явный "патриот" и"блюститель традиций") или Молчалин, он по нынешним временам явно на "эффективного менеджера" потянет.
Да Уж! Чацкий нынче очень опасный товарищ! Один его монолог тянет на антигосударственную пропаганду.
"А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забыты́х газет Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют всё песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,.."
Грибоедов и наши дни.
«Горе от ума», София (дочь управляющего в казённом месте Фамусова): «Тут с громом распахнулись двери…» = в кабинет Горлова и «государственная рука» взяла взяточника за горло.
Вот они (театр Луначарского) испохабили У. Шекспира постановкой "Ромео и Джульетта" !!! Мировая классика, а они на сцену засунули шаурму, грузина в киоске... Позор!!!
лаиш,
Прям весь театр?
Может всё-таки режиссёр и его творческий коллектив.
И кстати, эта постановка московского режиссёра. Причём здесь Лифанов?
лаиш,
Прекрасный был спектакль, очень жаль, что его сняли из репертуара
лаиш,
Потрясающий, по-настоящему шекспировский спектакль, юный, дерзкий, местами по-настоящему смешной, в целом такой живой, и с классическим трагическим финалом. Так жаль, что его больше нет в репертуаре!