С каждым годом Керченский полуостров привлекает всё больше туристов: люди спешат на восток Крыма, чтобы полюбоваться полями диких тюльпанов весной и отдохнуть на необорудованных пляжах летом. При этом многие из них даже не подозревают, что больше полувека назад в этих пустынных краях взмывали вверх истребители и бомбардировщики, участвовавшие в создании ядерного щита Советского Союза.
Утомлённые солнцем
Когда в 1945 году США сбросили ядерные бомбы на города Японии, остальному миру, и в первую очередь Советскому Союзу, стало ясно, что с этих пор вооружённое противостояние выходит на новый уровень. Так закипела работа над созданием отечественного «ответа», способного сдерживать противника.
В рамках планируемых испытаний атомных бомб уже в августе 1947 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение о создании 71-го полигона Военно-воздушных сил. Ключевой задачей новой структуры было именно авиационное обеспечение: сопровождение и охрана носителей ядерного оружия, а не его испытания, объяснил ForPost заведующий музеем истории 943-го морского ракетоносного авиационного полка ВВС КЧФ Алексей Гирнык. Ведь в то время ядерные заряды доставлялись исключительно самолётами.
Почему же для этого выбрали Крым и его небольшой посёлок Багерово в нынешнем Ленинском районе? По словам собеседника, причин было несколько.
«Чёрное море — один из немногих в мире глубоководных внутренних водоёмов, которые позволяют испытывать новейшее вооружение — а противник далеко. При этом рядом огромный пустынный (в те времена — Прим.) Керченский полуостров. Поэтому место идеальное в смысле охраны, — уточнил бывший авиатор. — Во-вторых, здесь большое количество ясных дней. Ведь любые испытания фиксируются на плёнку для дальнейшего анализа: при хорошей погоде удобнее использовать средства объективного контроля».
Караларская степь предоставила самые лучшие условия для экспериментов.
В свою очередь знаток истории Керченского полуострова, бывший сотрудник Восточно-Крымского историко-культурного заповедника, а сейчас глава администрации Багеровского сельского совета Роман Зимнухов в беседе с ForPost объяснил выбор советского руководства ещё проще: «чтобы никто не догадался о том, что в Крыму могут проводить подобные исследования».
Таким образом около 40% полуострова, как азовского, так и черноморского побережья заняли военными полигонами, добавил собеседник.
В/ч №93851
Уже в ноябре 1947 года главком ВВС издал приказ о формировании здесь воинской части № 93851, начальником которой был назначен генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Георгий Комаров. В течение следующего года бумажные эскизы ожили: полигон, который иногда обозначали как «объект Керчь-2» и для почтовой переписки с 1947 по 1971 годы использовали адрес «Москва – 400» стали готовить к непростым задачам.
Для этого, по данным Зимнухова, на севере Керченского полуострова специально освободили от жилья 25 тысяч гектаров.
«Люди были отселены ближе к железнодорожной линии. Благодаря этому имели возможность улучшить своё положение: каждому работнику местного колхоза давалось 20 соток земли и дом площадью, рассчитанной по количеству членов семьи, — добавил краевед. — Созданный гарнизонный посёлок хотели назвать Красносокольское, но потом передумали и оставили имя испанского консула в Одессе Франциско де Багуер-и-Рибас, который с середины XIX века владел 10 тысячами десятин земли от Керчи до нынешнего посёлка Багерово».
Параллельно с хозпостройками и жилыми казармами, железнодорожными узкоколейками в степи прокладывали необычную взлётно-посадочную полосу и возводили все необходимые для обеспечения полётов сооружения.
Схема Багеровского полигона.
Уникальность ВПП длиной в 3,5 километра состояла в увеличенной по сравнению со стандартом в шесть метров ширине полосы — шире ещё на 2 метра — и особом покрытии.
«Поверхность полосы была сделана неровной, с двумя подъёмами, для облегчения взлёта.Специально для того, чтобы тяжёлые бомбардировщики, у которых нет амортизаторов, как на гражданских самолётах, могли осуществить более мягкую посадку, полоса была оснащена «подушкой» из песка, бетона и плит», — рассказал Роман Зимнухов.
Через год можно было приступать к основной работе — участию в испытаниях «Изделия 501», как в документах шифровали ядерную бомбу.
В ядерных облаках
Вся работа полигона была связана с авиацией. Для этого в Багерово базировалось три полка: 35-й бомбардировочный, 513-й истребительный и 647-й смешанный авиационный специального обеспечения (САПСО).
Среди бомбардировщиков были машины таких типов, как Ту-4, а позже Ту-16, Ту-95, Ил-28, Бе-12 и Су-7Б. Такие данные приводит газета «Крымская правда» от 25 октября 2007 года.
«Поступавшие в полк самолёты <…> подвергались аттестованию и по его результатам в последующем использовались на ядерных испытаниях в качестве самолётов-носителей и самолётов-лабораторий», — сообщалось в публикации.
Истребители были представлены Ла-9, МиГ-15 и МиГ-17. Они должны были сопровождать и охранять самолёты, несущие ядерное оружие как на 71-м полигоне в Багерово, так и на Семипалатинском полигоне в Казахстане.
Различные самолёты и вертолёты, входившие в САПСО, предназначались для отбора радиоактивной пыли из облаков ядерного взрыва, а также для фото- и видеосъёмки испытаний, писала газета.
При этом оба собеседника ForPost подчеркнули, что в Багерово никогда не проводилось ядерных испытаний и не находилось ядерного вооружения.
«В Крыму ядерного вооружения не было. Здесь испытывали муляжи сначала из известняка, потом из бетона и различных сплавов металла», — уточнил Роман Зимнухов.
Болванки прототипов ядерных снарядов сбрасывали на специальные цели полигона. Инженерными частями из камня известняка и грунта оборудовали три гигантских цели 50, 150 и 300 метров в диаметре с крестами в середине. Самая крупная из них подсвечивалась лампочками для ночных вылетов бомбардировщиков. Художники-реставраторы керченского заповедника готовят муляж данной цели, сохранившейся до сегодняшнего дня в степи, добавил краевед.
С высоты птичьего полёта мишени хорошо различимы до сих пор.
Читайте по теме: В Крыму объяснили происхождение "кругов на полях" в районе Багерово
Впрочем, радиоактивный след крымская земля хранит до сих пор.
«После того, как самолёты проходили через облака ядерных взрывов, на земле с их фюзеляжа брали пробы. Таким образом учёные могли понять, как заражающие вещества ведут себя в атмосфере: какие радионуклиды выпадает на землю, что выходит в высшие слои атмосферы, какая заряжающая способность снарядов идёт в натуральном взрыве, — объяснил краевед. — В Багерово есть могильник, где смытую с фюзеляжей самолётов пыль и оборудование, использовавшееся при дегазации и дезактивации (смывке и обеззараживании) захоронили».
Впрочем, повода для беспокойства нет. По словам главы поселковой администрации, это охраняемая территория, куда доступ обывателям закрыт, а уровень излучения находится на постоянном контроле.
«Изделие» с особым запахом
Таким образом, к лету 1949 года полигон заработал на полную. Ввод в эксплуатацию был скоординирован с первым испытанием атомной бомбы в Казахстане.
В книге служившего в Багерово в 1950-е годы Валентина Вишневского «Запах атомной бомбы» приводится отрывок из воспоминаний полковника в отставке Б.Д. Давыдова, участвовавшего в первом в Союзе воздушном использовании атомной бомбы.
«…Новым местом назначения оказался посёлок Багерово под Керчью. Там располагался 71-й полигон ВВС, где проводились учебные полёты, предшествовавшие настоящим ядерным испытаниям под Семипалатинском.<…> Мы знали, к чему нас готовили. Периодически выполняли спецзадание, например, летали с подвешенной к самолёту бомбой, правда, без заряда. Изучали баллистику».
Если штурманы самолётов были в курсе сферы деятельности, то для многих прибывающих на полигон новеньких специалистов весть о предстоящей работе с атомной бомбой становилась сюрпризом.
«Сообщение Шаронова всех потрясло. Ошеломило оно и меня. Даже во рту пересохло. Я предполагал всё, что угодно, но только не это. Атомная бомба была понятием настолько отвлечённым, что невозможно было даже себе представить, что она может войти в мою жизнь», — такие строки можно прочитать в книге Вишневского.
Прибывших с ним инженеров разделили. По его словам, электрики изучали электроавтоматику бомбы. Радисты осваивали радиолокационный высотомер, выдающий исполнительную команду на заданной высоте. Метеорологи — барометрический высотомер. Химикам выпало право заниматься «самой секретной и самой важной частью изделия — её центральной частью».
Первую встречу с «изделием» автор тоже запомнил на всю жизнь.
«Меня обволокло необыкновенным запахом, который и раньше ощущался по всему залу. Это был запах краски, лака и аптеки, который, раз вдохнув, невозможно было забыть никогда. <…>Подобный запах несколько лет позже я ощущал от акваланга. И в том, и в другом случае в нём совсем отсутствует человеческий запах. В нём для него нет места. Этот неповторимый запах будет ощущаться во всех помещениях, хранилищах и даже на открытых площадках, которые имеют хоть какое-то отношение к изделиям».
Читайте по теме: «Штормовой тенью» Запад пытается запугать мирное население Крыма
Испытывая крылатые ракеты
Параллельно с ядерными испытаниями в 1950-е годы с Багеровского полигона отрабатывалась система радионаведения так называемых самолётов-снарядов на цель. Четвёрка асов — Амет-Хан Султан, Сергей Анохин, Фёдор Бурцев и Василий Павлов — первыми в мире испытывали прообразы будущих крылатых ракет.
Крылатая ракета во дворике Музея ЧФ в Севастополе.
Создавая противокорабельные ракеты, конструкторы взяли за основу самолёты-дублёры на базе серийных истребителей. С МиГов снималось вооружение и устанавливалась система наведения и другая необходимая аппаратура. Под управлением лётчиков-испытателей самолёты имитировали полёт ракеты после того, как её якобы сбросил самолёт-носитель.
После 150 испытаний с участием человека в мае 1952 года в Багерово приступили к беспилотным пускам. Последнее испытание произошло 21 ноября того же года, когда «Комета» успешно поразила цель — крейсер «Красный Кавказ». Корабль переломился пополам и затонул на морском полигоне близ мыса Чауда.
Читайте по теме: Лёгкий крейсер оказался тяжёлой проблемой
В такой необычной обстановке прошло чуть более десяти лет, пока в 1963 году полигон не закрыли из-за моратория на ядерные испытания.
Надежда на возрождение
Ещё через десять лет, в 1972 году, по данным Алексея Гирныка, 71-й полигон был полностью расформирован, а на его территории разместился филиал Ворошиловградского штурманского училища (ныне Луганск).
«Там на земле было установлено оборудование, где сидел штурман-оператор, который наводил истребитель на цель. Также были вывозные полёты на борту со штурманом: учились прокладывать маршрут», — поделился воспоминаниями собеседник, бывавший в этот период в Багерово.
С развалом Советского Союза базировавшийся там авиаполк «принял украинскую присягу». После этого самолёты из Крыма переправили в Чугуев Харьковской области, где «вскоре их существование прекратилось», уточнил авиатор.
А оставшиеся постройки и сооружения тем временем приходили в негодность. В 2012 году территорию некогда секретного полигона, по словам Романа Зимнухова, продали предпринимателю из Луганской области за копейки. Начался демонтаж и вывоз всего, на чём можно было заработать.
К примеру, уникальные плиты, которыми была выложена ВПП, по данным краеведа, «пошли на укомплектовку порта «Южный» в Одессе», площадку для вещевого рынка «Барабашово» в Харькове и укрепление проездов в некоторые карьеры по Крыму.
«То, что осталось [от плит], и бетонные рулёжные дорожки ушли на строительство Крымского моста. Плит было 22,5 тысячи единиц, они уложены на косе Тузла в Керченском проливе, — уточнил собеседник. — Поэтому наш аэродром проложил своё железобетонное крыло к братскому кубанскому берегу».
Между тем, в Крыму берегут память о ещё нескольких объектах, связанных с советским атомом. Как писал ForPost, в том же Ленинском районе вот-вот сравняют с землёй недостроенную атомную станцию. В соседнем Феодосийском муниципальном округе в урочище Кизилташ раньше находилась Центральная база хранения ядерного оружия. Сейчас территория частично занята военными, частично православным монастырём.
Читайте по теме: Карибский кризис 2.0: смогут ли Россия и США выйти из ядерного противостояния
Более подробно узнать об этой малоизвестной странице истории Крыма можно будет через несколько недель: 2 марта в Картинной галерее Керчи запланирована к открытию выставка, посвящённая 71-му секретному полигону в Караларской степи.
Пелагея Попова
Фото: автора, предоставлено Романом Зимнуховым, скриншот Яндекс.Карты, Власта Пидпалая|ForPost
Обсуждение (3)
В в/ч командир, а не начальник.
"Последнее испытание произошло 21 ноября того же года, когда «Комета» успешно поразила цель — крейсер «Красный Кавказ». Корабль переломился пополам и затонул на морском полигоне близ мыса Чауда.Читайте по теме: Лёгкий крейсер оказался тяжёлой проблемой" - попытался "читать по теме", а там совсем про другой крейсер и совсем не история испытаний, а история желаний г-на Стефановского... Это как понимать?
Шикарный материал! Даже я кое-что узнал впервые.
Председатель региональной общественной организации "Легендарный Севастополь" капитан 2 ранга в отставке (но не в запасе) Александр Данченко