Легкий крейсер оказался тяжелой проблемой
Вот уже шестой год не затихает спор о месте нахождения артиллерийского крейсера «Михаил Кутузов».
Начнем с вопроса, что представляет собой этот «Михаил Кутузов». Это не просто боевой корабль. Это единственный на всю Россию сохранившийся памятник отечественного кораблестроения за трехсотлетнюю историю от петровского «Орла» до наших дней.
А наша «Аврора»? - скажет читатель. И - будет неправ. «Аврора» - это не корабль-памятник, а Музей революции. Построена «Аврора» хоть и на Адмиралтейском объединении, но по чужому проекту. Английский крейсер «Толбот» ее сводный брат.
Каждая страна воспитывает патриотизм и формирует национальный стержень на историческом культурном наследии. Сохранившийся благодаря самоотверженным усилиям севастопольских ветеранов флота и общественности единственный из 14 бортов проекта 68-бис крейсер-памятник «Михаил Кутузов» представляет наше национальное культурно-историческое достояние. Хранит морскую славу России.
Крейсер «Михаил Кутузов», кроме того, является субъектом мировой истории. Включен в Реестр ЮНЕСКО как Памятник и музейный Центр национального значения.
Все памятники истории привязываются и сохраняются в подготовленном самой Историей месте. Сейчас, в честь победы над фашистами под Ржевом в 1943 году, сооружается величественный памятник. В память о победе, во славу Красной армии, одержавшей победу под Ржевом. Вот подвиг! Вот на месте подвига и памятник! Все корректно и правильно.
С «Михаилом Кутузовым» получилось не так. Вот уже шестой год, как после возвращения Крыма и Севастополя домой, несмотря на многочисленные обращения в госструктуры разных уровней, культурно-историческое наследие страны и города Русской славы крейсер «Михаил Кутузов» остается в Новороссийске, куда в период украинской администрации в 2001 году был переведен с целью сохранения.
Домой, в родную гавань, морскую крепость Севастополь, так и не вернулся.
В 2001 году, исходя из сложившейся политической ситуации, крейсер с целью сохранения был отбуксирован в Новороссийск. Несмотря на многочисленные обращения к командованию флотом и Министерству обороны по его возвращению в Главную базу флота, там крейсер находится и сейчас. Вызывает недоумение, что боевой корабль, музейный центр национального значения находится не в Главной базе, не в исторической морской крепости, как ее символ, не в кораблестроительном городе, а в торговом порту.
Возникает вопрос: а что этот предмет национальной гордости там делает?
Сейчас увидим.
Командование флотом, передавшее свое морское культурное наследие под управление пехотным генералам, как и чиновники Министерства обороны нахождение крейсера в Новороссийске объясняют до боли просто: «он тут уже стал символом», «к нему уже привыкли жители города», «перевод «Кутузова» в иное место базирования считаем нецелесообразным».
Для чиновников Министерства обороны, на их пехотный взгляд, Севастополь представляет просто «иное место». Может, в этом все дело. Потому и «нецелесообразно».
Не будем особо придираться к этим маломоральным уловкам. Отметим лишь, что вопрос возвращения «Михаила Кутузова» в Севастополь показал уровень нашей культуры, ответственности, профессионализма и понятия долга. Чтобы в этом убедиться, достаточно познакомиться с ответами-отписками чиновников разных уровней и рангов на обращения общественности.
Вот доводы директора ЦВММ генерала Р. Нехая. Читаем: «Корабль ничего не делает, чтобы акватория, которая там находится, имела какое-то загрязнение. Двигатели не заводятся, там нет мазута, нет каких-то других источников грязи, которая могла бы попасть в акваторию, наоборот — корабль служит щитом для многих кораблей, которые приходят туда во время различных ветров, непогоды, многие прячутся за него», — сказал Р. Нехай.
«Ученый совет музея считает, что место его в Новороссийске, потому что с этим городом связывает вся его история. «Михаил Кутузов» в свое время приходил в Новороссийск, чтобы участвовать практически во всех военно-морских праздниках. Даже площадь Кутузова была вымощена экипажем.
Я все морское сообщество могу заверить, что пока я на должности директора Центрального военно-морского музея — этот корабль будет жив, потому что это действительно история Военно-Морского Флота, это красавец-корабль, познакомившись с которым, в него невозможно не влюбиться», — подытожил Р. Нехай.
Это беседа директора ЦВММ генерал-лейтенанта Р. Нехая с корреспондентом ТАСС от 22 мая 2018 г. Пример постороннего вмешательства в решение морских вопросов.
Вот «из любви» к кораблю генерал и настаивает, что место его в Новороссийске. Говорит даже, что вся история крейсера связана с Новороссийском.
Возникает вопрос: а что же крейсер связывает в Севастополем, где он находился в течение полувека? Генерал это обошел стороной. Из «любви» к крейсеру.
Обошел стороной и то, что на крейсере смонтирована станция мобильной связи, обслуживающая целый регион Краснодара. И что для высоких гостей там всегда готов «и стол, и дом». И еще мобильная связь. Как тут не влюбиться!
А крейсер удерживается в Новороссийске лишь головой чиновников и швартовными концами.
Под «крышей» патриотизма тут реализуются вульгарные коммерческие интересы.
Не менее интересно и насчет «символа города» Новороссийска, каким его считает Командование ВМФ.
Еще со школы известно, что символом города, крепости, поселения могут служить лишь созданные первопоселенцами, их головой и руками сооружения, исторические культурные и культовые объекты. Крейсер же «Михаил Кутузов» для Новороссийска это случайно свалившаяся медаль с чужой груди. Чужая награда.
А Севастополь - это морская крепость, город корабелов. И его тут просто не хватает, он тут необходим как Символ морской крепости. Как фактор ее истории и культуры. Как духовный, патриотический и культурный фундамент. Как Символ Великой морской Державы.
А установленный на видном месте крейсер еще и украсил бы морской фасад города. Стал бы фактором его исторического предназначения - форпоста южных рубежей государства.
Уместно отметить, что об этом же говорил и Президент: «Нужно возвращать городам их исторический облик».
Добавим: и их духовно-культурное содержание с атрибутами их исторического предназначения. А крейсер «Михаил Кутузов» это и облик, и содержание города русской славы и его Символ.
Севастопольцы в течение пяти лет со светлого Дня возвращения в Россию стучатся во все двери чиновников с вопросом возвращения «Михаила Кутузова» домой. Все безрезультатно.
Все мы воспитывались на героической истории Севастополя, но не все, даже командование Флотом, пропитались его духом. Не проявили ни воли, ни ответственности за сохранение культурно-исторического наследия флота и города русской славы. Всю свою многовековую историю передали в распоряжение сухопутному генералу Нехаю.
Но никакой обиды у меня на этого генерала Нехая нет. Просто не его это дело, распоряжаться морским культурным наследием.
Крейсер «Михаил Кутузов» это не просто «имущество Министерства обороны», а историческое достояние, культурное наследие и не только Севастополя, но и страны, Морской державы, и его сохранение для потомков - это наш всеобщий долг. Наше отношение к этому вопросу - это еще и мера нашей культуры.
На этот счет даже имеется поручение Президента:
«Минобороны России рассмотреть возможность передачи органам исполнительной власти Республики Крым и г. Севастополя находящейся в федеральной собственности военной техники (в том числе военных кораблей), предназначенных для утилизации, в целях организации военных музеев на территориях Республики Крым и г. Севастополя и обеспечить передачу такой техники».
Ответственные: Шойгу С.К., Аксенов С.В., Овсянников Д.В.
Поручение важное и своевременное. Без истории - что мы будем защищать?!
Но Севастополю ничего не нужно передавать. У него уже есть военный корабль-музей, еще с 1998 года, когда Решением премьер-министра Е.М. Примакова «Михаил Кутузов», вопреки директиве Министерства обороны о его утилизации, стал кораблем-музеем. С пропиской в Севастополе.
Осталось лишь в соответствии с «логикой вещей» и Поручением Президента вернуть его из временной ссылки.
По совершенно непонятным причинам Севастополю вместо «Кутузова» предлагается большой противолодочный корабль проекта 1134-Б БПК «Керчь», хотя это просто вульгарная насмешка над здравым смыслом. По табели о рангах «Кутузов» и «Керчь» - это Маршал и Прапорщик.
Во-первых, БПК «Керчь» просто рядовой корабль, и ни как корабль-памятник, ни как музей (музей чего?) не представляет никакой ценности. Кроме того, эта «Керчь» может служить лишь учебно-тренировочной станцией (УТС), так как ее послужной список начинается и заканчивается исключительно из печальных дат аварий, поломок, аварийных и навигационных происшествий.
Если любой морской памятник, как и музей, это предмет гордости и за флот и за страну, то БПК «Керчь» будет лишь «жечь позором» за непродуманное решение и бесцельно потраченные средства. Об этом красноречиво говорит его техническое состояние и полностью выгоревший 10-й отсек. На восстановление корабля и доведение до «музея» средств понадобится не меньше, чем постройка нового.
Да и зачем Севастополю Керчь? У Севастополя уже есть отвоеванный у «металлистов» и превращенный в музей севастопольскими ветеранами крейсер «Михаил Кутузов», который будучи поставленным тут на вечную стоянку, оправдает все затраты, а эффективность от его воспитательной «работы» в Морской крепости будет несравненно выше. Тут Военно-морское училище, Президентский кадетский корпус, Детская морская флотилия, ряд высших учебных заведений, Главная база Черноморского флота. Да и населения и туристов вдвое больше, чем в Новороссийске, с которым «Кутузов» исторически никак не связан, кроме случайных заходов.
А Севастополь - это место службы крейсера, это еще и школа патриотизма и морской культуры. Зачем же ее разрушать?
В Новороссийске же, по ответу из Главного военно-политического управления, крейсер «ведет большую экскурсионную деятельность, служит центром военно-патриотической работы».
Уместен вопрос: почему такая «работа» и такая ситуация с крейсером остается вне внимания командования Министерства обороны?
Установленный на вечную стоянку в Севастополе исторический крейсер «Михаил Кутузов», как Символ морской крепости, станет объектом особого притяжения туристов и гостей города не только из России, но и зарубежья. Нет необходимости доказывать, что исторический крейсер-Памятник с таким же обязывающим именем на борту - «Михаил Кутузов» - представляет собой не только историческое и культурное наследие Военно-морского флота и Севастополя. Это еще предметный Символ морской Державы. А Севастополь со дня своего основания является центром патриотизма и морской культуры.
Что символизирует это наше историческое наследие и Символ морской Державы артиллерийский боевой корабль в торговом Новороссийске? В Новороссийске это лишь «красивый корабль», к «которому уже привыкли», который «интересно посмотреть». И чем дольше он будет оставаться в Новороссийске, тем больше оснований будет у новороссийцев и удерживающих его там чиновников считать его «своим».
В Севастополе - это необходимый Символ Морской крепости. Севастопольцы понимают это именно так. Понимают это даже незашоренные новороссийцы. Ведь спасли крейсер от утилизации и отбуксировали в Новороссийск на сохранение исключительно севастопольцы, и они оказались обманутыми. Чиновниками, вещающими от имени государства.
Наличие и сохранение в городе-крепости, да и в любом месте, своих исторических символов формирует и укрепляет чувство ответственности и патриотизма у его жителей. В равной мере как и растаскивание, оставление их в некорректных местах, как крейсера «Михаил Кутузов», обезличивает город, выхолащивает его культурно-исторический потенциал.
Неравнодушные жители города ощущают это на себе. И никаким парком «Патриот» эту потерю не восполнить. Мало называться Патриотом. Им нужно быть. Патриот формируется и воспитывается на Истории. А такой корабль, с таким именем на борту остается на задворках Истории. Развлекает туристов и… ублажает чиновников.
Крейсер «Михаил Кутузов» в период обострения политической ситуации на Украине в 2001 году с целью его сохранения до лучших времен был отправлен в Новороссийск. Крым и Севастополь в 2014 году уже возвратились в родную гавань. Лучшие времена уже настали, а культурное достояние и предметный символ Морской крепости до сих пор застрял в торговом порту.
Новороссийск, конечно же, не чужая гавань, но для «Кутузова» не своя. Ни по его статусу, ни по чину. Можно ли считать в этой ситуации Крымскую кампанию 2014 года завершенной?
Даже в Мурманске «Михаил Кутузов» продолжил бы службу в качестве символа и гарантии защиты Северного морского пути. Это можно было бы понять. Но оставление этого Символа Морской державы в торговом Новороссийске пониманию не поддается. Это противоречит духу города. Его истории и культуре. Объективных причин для этого не существует. Кроме надуманных.
Его там нахождение - это знак недопонимания значения этого шедевра, который подлежит учету как исторический Памятник морского кораблестроения федерального значения. Как Херсонес, Московский Кремль, как Зимний дворец.
Михаилу Илларионовичу Кутузову хватило и одного глаза, чтобы изгнать Наполеона. Евгению Максимовичу Примакову хватило воинского звания всего лишь ЮНГА, чтобы разобраться и в месте, и в значении для страны крейсера «Михаил Кутузов» и его сохранить. Прописал даже его место - Севастополь.
У сотрудников ЮНЕСКО достало понимания и культуры, чтобы крейсер «Михаил Кутузов» взять на учет и объявить историческим музейным Центром национального значения. Даже с местом нахождения - в Севастополе.
Чего не хватает нам?
В дополнение к вышесказанному о Крейсере считаю необходимым добавить, что имя Крейсера на его борту - «Михаил Кутузов» - тоже обязывает. Место для национального Героя и великого Гражданина России в торговом порту - это не только факт нашего недопонимания и безразличия, но и факт неуважения и унижения великого полководца.
Общественность и ветераны Севастополя надеются и уверены, что крейсер «Михаил Кутузов» из унизительной ссылки будет переведен для дальнейшего прохождения службы в исторически корректное место - в Морскую крепость - город Севастополь.
С возвращением в родную гавань фактор «русского Севастополя» в значительной мере повлиял на геополитическую ситуацию не только в Черноморском бассейне, но и во всем Средиземноморье. Но вместо возвращения исторического облика морской крепости, мы ее атрибуты-символы оставляем «в иных местах».
К изложенному необходимо добавить, что бывший Главком ВМФ Адмирал флота Советского Союза В.Н. Чернавин в телефонном разговоре подтвердил, что «объективно и корректно» место крейсера «Михаил Кутузов» исключительно в исторической морской крепости - Севастополе. Того же мнения придерживаются и все бывшие Главнокомандующие ВМФ. Против только Главный штаб ВМФ.
Хотя по своей должности, культуре и ответственности перед Морской Державой и Историей Главком ВМФ первым должен был бы озаботиться о возвращении «Михаила Кутузова» в Главную базу Черноморского флота и поставить этот вопрос открыто и перед Министерством обороны и перед Правительством. - Крейсер вернуть Севастополю! Не хватило ни понимания важности вопроса, ни смелости. Для этого мало быть Героем.
Возвращение «Михаила Кутузова» в Морскую крепость окончательно поставит точку и в сознании крымчан, и перед мировым сообществом в вопросе утверждения Крыма как субъекта Российской Федерации. Подчеркнет высокий статус исторического морского города-крепости Севастополь, на котором воспитывались все поколения россиян со дня основания города. Севастополь в каждом из нас. И это навсегда.
Это государственно-важный вопрос и будет поставлен для его решения перед всеми госструктурами и общественностью на всю высоту своей значимости.
Противники возвращения крейсера на свое историческое место, в Главную базу Черноморского флота, оправдывают свою точку зрения, в основном, проблемой места. Проблема не в месте. Проблема в голове. Крейсер, независимо от наличия места, от затрат, необходимо сохранить как Символ морской державы. И, конечно же, не в торговом порту. А насчет места, то готового места для него нет, место для крейсера необходимо готовить. Это комплексная проблема.
Будет решение о возвращении корабля в родную гавань, найдется решение и с местом. Персонально подготовленным и оборудованным «пьедесталом» под этот Памятник.
В связи с планируемым переносом газового трубопровода от входных молов Севастопольской бухты наиболее подходящим местом его вечной стоянки в Севастополе была бы внутренняя сторона Южного мола. Отовсюду виден. Доступен. В полном объеме оправдал бы понятие Символа морской крепости. Тут, правда, тяжелый ветро-волновой режим. Но есть у нас наука, профильные институты, которые подскажут решение по обеспечению его безопасной стоянки. Конечно, подготовка места стоянки такому кораблю потребует средств и решения многих организационно-технических вопросов.
Сторонниками оставления крейсера в Новороссийске даже называется связанный с переводом «Кутузова» в Севастополь объем финансирования - 3-5 млрд. рублей. Цифра совершенно надуманная и намеренно отпугивающая. Но даже если и так, то мы же на «культуру» предусматриваем гораздо больше. А на сохранение и обеспечение функционирования крейсера-памятника, независимо от его местонахождения, тоже требуется финансовое обеспечение. Только в Севастополе и музей будет работать эффективнее, и затраты на его содержание будут гораздо меньше. Тут он дома! Своя ремонтная база и техническое обеспечение.
Практически все приморские страны не посчитались с затратами, и сейчас их корабли-памятники воспитывают патриотов, прививают чувство гордости за страну. В них история государства. История мореплавания. И все они привязаны, как правило, к Главной базе флота.
У нас не так. Единственный Памятник отечественного артиллерийского кораблестроения за 300-летнюю историю флота, крейсер «Михаил Кутузов» остается в торговом Новороссийске. Из 14 крейсеров этого проекта остался лишь один.
В дальнейшем этот крейсер-Памятник, крейсер-Музей затраты на его содержание оправдает. И не только в денежном выражении. Тут и фактор культуры, имиджа Морской державы, воспитания патриотизма, ответственности перед историей, сохранения исторически сложившегося культурного пространства. Пример нравственного решения проблемного вопроса. Эти ценности не продаются и не покупаются. Они воспитываются, и исторический крейсер «Михаил Кутузов» в этом процессе примет самое активное участие.
Относительно воспитания патриотизма, то одно маломоральное решение деформирует сознание даже уже «готового» патриота. Обидно, что, как и в случае с крейсером «Михаил Кутузов», еще полощется имя Великого полководца. Таково наше культурное поле. Такова наша культурная планка.
На «культуру» Госбюджетом денежных средств предусматриваются миллиарды. Бескультурье обойдется дороже. Правда, сколько бы мы ни проводили разовых культурно-массовых мероприятий, они по своей эффективности в формировании культурной планки и патриотизма никогда не заменят воспитательного эффекта от крейсера «Михаил Кутузов». Ничего не решают и не создают. Посмотрели, разошлись и забыли.
Фактор же «Кутузова» будет присутствовать в сознании всегда. Кроме того, это еще и наш долг. Установить его в Крыму, у севастопольского причала. Тут его исконно историческое место. Во многом благодаря воинскому и дипломатическому таланту Михаила Илларионовича Кутузова и Крым еще в 1783 году «стал Россией». И в парк «Патриот» «Кутузов» впишется наиболее весомо и содержательно. Только необходимо пересмотреть приоритеты.
А насчет того, что «к крейсеру уже привыкли жители Новороссийска», то к нашему крымскому золоту тоже голландцы «уже привыкли». Может, оставим? К случайно найденной вещи тоже быстро привыкают. «Привыкли» к «Кутузову» и в Новороссийске. И сейчас эта маломоральная отмазка играет роль высокоморального «довода».
Севастопольцы спасли свой крейсер и превратили в музей. А результатом, по маломоральному решению чиновников Минобороны, пользуется Новороссийск. Хотя «Михаил Кутузов», бесспорно, является неотъемлемым Символом исторической морской крепости и его место в городе русской славы Севастополе.
Такой вот парадокс. Легкий крейсер оказался тяжелой проблемой.
К изложенному необходимо добавить, что в 1955 году во время взрыва линкора «Новороссийск» в Севастопольской бухте, из прибывшей на помощь аварийной партии с «Михаила Кутузова», 27 человек на крейсер не вернулись. Навеки остались в Севастополе на Братском кладбище. Возвращенный в Севастополь крейсер стал бы данью памяти, памятником и для них. И знаком внимания их родным.
Но это мелочи. Не нужно обращать внимания. Наша культура и мораль выше этого.
Если все приведенные доводы не принимать во внимание, то такие морально-нравственные категории как долг, справедливость, культура, патриотизм, ответственность из моральных норм выхоластятся сами собой. И более всего непонятно, почему их выхолащивает само государство.
Исторически место крейсера «Михаил Кутузов» это не игрушка, которую можно оставить где угодно. Его историческое место - Севастополь. Это место подготовленное самой историей.
Это вопрос культуры и ответственности Морской державы перед историей и ее будущем.
А наше будущее - в молодом поколении, в его нравственном содержании, в его культуре, патриотизме и ответственности.
Все, кто оказался или по призыву, или по личному желанию на военной службе, с первых шагов принимают военную присягу. Эта торжественная клятва на верность Родине на историческом крейсере с таким знаковым именем на борту воспринимались бы не только как клятва, но и как святое причастие под Андреевским флагом, как фактор духовного единения с исторической Россией и ее Великими гражданами. Служила бы духоподъемным фактором не только на период службы, но и на всю жизнь.
Традиция торжественного вручения погонов и дипломов молодым лейтенантам во время производства в офицеры выпускников Нахимовского военно-морского училища воспринималось бы как Наказ самой тысячелетней России по ее сбережению и защите. Наказ самого национального Героя России Михаила Илларионовича Кутузова.
Да и для юных моряков Детской морской флотилии «Михаил Кутузов» стал бы крестным отцом, примером служения Родине.
Внесенный в Реестр ЮНЕСКО как объект мирового культурного наследия крейсер «Михаил Кутузов», национальный герой России Михаил Илларионович Кутузов, город Севастополь - это часть русского мира. И наше отношение к историческому крейсеру «Михаил Кутузов» - это показатель отношения к стране, ее культуре, к ее национальным героям. К самому брэнду - Русский мир.
Нахождение боевого артиллерийского крейсера в торговом порту - это мера нашей культуры, морали и ответственности. Это наши кривые мозги.
Вопрос сохранения крейсера и его перевода на вечную стоянку в Морскую крепость, как Корабля-памятника истории отечественного кораблестроения - это вопрос государства. И этот вопрос необходимо возбудить перед Правительством города о включении его в Государственную программу развития культуры, или Федеральную программу развития Крыма и Севастополя.
Это требование не общественности, не ветеранов. Это требование здоровой логики. Место Символа Великой морской державы, каковым и является исторический крейсер «Михаил Кутузов», только в Морской крепости, городе русской славы Севастополе.
Владимир Стефановский
...эффективность от его воспитательной «работы» в Морской крепости будет несравненно выше. Тут Военно-морское училище, Президентский кадетский корпус, Детская морская флотилия, ряд высших учебных заведений, Главная база Черноморского флота. Да и населения и туристов вдвое больше, чем в Новороссийске...
Как-то не очень логично. В Новороссийске тоже есть и Морской университет им. Ф.Ф.Ушакова и Морской колледж, и военно-морская база (пусть не главная, а вторая по важности). Военно-морская история Новороссийска не такая богатая, но тоже есть. И музеев поменьше, чем в Севастополе. Крейсер там стоит уже больше 10 лет, создана какая-никакая инфраструктура... Зачем же тянуть одеяло на себя и лишать город-герой такой достопримечательности? Страна одна и патриотизм можно воспитывать и в Новороссийске.
Если исходить из того, что Севастополь с его историей и есть даже не парк, а ГОРОД- ПАТРИОТ, то в этой логике уникальный крейсер "Михаил Кутузов" должен вернуться в порт приписки. Такой великолепный артефакт безусловно украсит город морской славы. В этом же ряду славных дел и предстоящее изготовление копии брига "Меркурий".
Отсутствие мудрости у некоторых чиновников ЧФ привело к затоплению списанного плавдока вместе с пл Б-380 "Святой князь Георгий" которая тоже могла бы стать музеем-артефактом, но увы, головотяпство еще со времен поручика Льва Толстого неистребимо.
Если нашлись миллиарды на ремонт Большой Морской, то найдутся и на крейсер "Михаил Кутузов". А учитывая значение роли адмирала М.Лазарева для истории города, то на площади его имени нужно установить полнофигурную статую знаменитого адмирала, благо, после реконструкции появилось место на площади его имени. Негоже одному из основателей города ютиться в виде бюста в нише, что было ошибкой при установке этого подарка.
Работу над ошибками нужно проводить и далее, ибо забыто и решение перенести памятник адмиралу Д.Сенявину в сквер его имени. Зависла и судьба уже отлитой скульптуры князя Потёмкина-Таврического основателя черноморского флота российского.
Многое зависит и от мудрости депутатов-севастопольцев помнящих историю города.... И вопрос о том, как новый облик парка "Хрустальный" может изменить конфигурацию морского фасада города.
У г-на Стефановского личная идея фикс вернуть крейсер "Кутузов" в Севастополь, а это, как говорится, не лечится. В периоды обострения под эту идею можно подверстать любые аргУменты. Вот уже и "Аврора" по "чужому проекту"! Ксаверий Ксаверьевич Ратник, будь он жив, сильно удивился бы, что оказывается он "скомуниздил" чужой проект HMS "Talbot", а не просто взял его за прототип (на минуточку, двухтрубного и двухвинтового, в отличии от трехтрубной и трехвинтовой " Авроры"!) исходя из схожести предназначения. За такое в то время и к барьеру могли пригласить. Между прочим, проект 68-бис (к которому и относится ЛК "Кутузов"), являющийся послевоенным развитием изначального 26-го ("Киров"), на свой прототип, а это итальянский "Duca d’Aosta", т-сказать "в профиль" похож больше чем "Аврора" на "Талбот". Разве что у итальянца башни двуствольные, так и у англичанина изначально главный калибр был жиже чем на "Авроре". Остальные аргУменты про "намоленное место", где якобы +1000 к "патриотичности" и +500 к "символичности" критики не выдерживают. Как и то, что мол, если нашли миллиарды на "освоение" для БМ, то и для первода на местную стоянку с "фейслифтингом для лучшего омузеевания" найдут. Не найдут! Как не находятся они для развития судостроения и судоремонта в нашем городе, да даже для ремонта все еще числящегося флагманом к-ра "Москва" их никак в нужном количестве не найти. Впрочем, г-н Стефановский, вы можете продолжать пытаться, но нужно заходить не через местное общественное мнение, а через нужных людей в Москве. Вам бы с Меняйло да Овсянниковым посоветоваться, кому нужное слово шепнуть, а там и банк назовут который в нужное время за два миллиарда лопнет и метал от фашистской "Нелы", для трапа в музей найдут, как парабеллумы с фольмерами переплавили (а может на самом деле и нет, а продали кому надо) для "попирания при входе в новый армейский храм" в ближнем Подмосковье. А почему Вам последний "поющий фрегат" с народным погонялом "сметла" не нравится? Он же-ж и свой в доску, и заслуженный (без шуток) - мама не горюй - столько лет пугать супостата, а в последнее время, так вообще исключительно одним своим видом! Может такое замещение возможно для Вас?
мы сами его отдали. Теперь нечего локти кусать и слезы лить
Зачем, товарищ, Вы так растянули статью - суть была ясна из первых пяти абзацев?!
to Загава88: Кто "отдавал" крейсер? Разве когда-нибудь было принято спрашивать мнение людей? Лично для меня крейсер-символ. Знаете, как я им любовался, какая наполняла меня гордость-когда в юности проплывал на катере рядом с ним. Он был символом боевой мощи флота, славной истории города как военно-морской базы.
Кутузову место в Новороссийске.
to К-5: А где место Памятнику затопленным кораблям и адмиралу Нахимову?
to vladimir1964: мы и отдавали- чтобы сохранить, а не пустить на разделку по истечении срока аренды базы.. Я помню полемику по этому поводу.
Странное у г-на Стефановского представление о "морском фасаде Севастополя". Где собираетесь ставить 210-метровый корабль? На Приморском? В Новороссийске тоже много недовольных тем, что корабль лишил порт причала Морвокзала. Сейчас думают о музеефикации "Сметливого". Даже по этому кораблю идут споры о месте его установки. Патриотизм и история - это хорошо, но забирать у действующего флота причалы тоже не совсем правильно.
На самом деле тема "корабли-музеи" не проста. Есть аргументы и есть факты. Вот аргументы: «он тут уже стал символом», «к нему уже привыкли жители города» и есть факт - крейсер приписан к порту Севастополь.
Что делать в этой ситуации? Нужно обсуждение на круглом столе например, на ТВ канале 1-й Севастопольский.
Пригласить членов Совета ветеранов крейсера "Михаил Кутузов", историка-кораблестроителя Андрея Лубянова, представителей ОО "Легендарный Севастополь" и других компетентных в этой теме севастопольцев. Так в дискуссии можно найти правильное решение этого вопроса.
to Загава88: Отдавали-на время. Получилось-навсегда?
to vladimir1964: тогда можно было только мечтать о том, что случилось в 2014. Причем, мечтали только здесь. Теперь люди отремонтировали корабль. много лет его поддерживали, т. е. сделали то, что не смогли сделать мы. Какое у нас моральное право требовать все обратно?
как говорили раньше- многа букф, ниасилил))
п.с. если крейсер в ближайший год-два не поставить в док, он рискует стать не памятником, а объектом дайвинга, состояние корпуса -отвратительное.
Как много слов! И бесконечных повторов одной незатейливой мысли. И возмутительно-пренебрежительное отношение как к Новороссийску ("порт"), так и к кораблям - основе ВМФ 70-х - 90-х годов (бпк "Керчь"). А ведь Новороссийск, на минуточку, город-герой, как и Севастополь (хоть и получил это звание гораздо позже). И что, дерзкая высадка морского десанта с борта крейсера "Красный Кавказ" непосредственно на причал оккупированного города не заслуживает хотя бы символического увековечивания этого подвига? Не берусь утверждать, что "Кр.Кавказ" и "М.Кутузов" успели встретиться при жизни, но символическая передача эстафеты состоялась. Нет, конечно, было бы здорово видеть крейсер в Севастополе, но утверждать, что Новороссийск недостоин такого памятника, мягко говоря, неэтично. Столь же неэтично охаивать бпк "Керчь". Два десятка кораблей линейки проектов 1134 четверть века служили Родине, демонстрировали флаг ВМФ СССР во всех океанах и морях Земли. Отличные, знаковые по своему времени, корабли, как и бывший 61 проект, как маленькие "Молнии", как скеговые "Сивучи", несомненно будут вызывать и неподдельный "туристический" интерес,и служить делу патриотического воспитания, пробуждая гордость за страну, их создавшую. Так давайте подумаем, как маленький музей ЧФ расширить засчет сохранения того, чему грозит бесславная гибель в ближайшее время, а то, что сберегается людьми уже более 10 лет, пусть останется там, где есть.
К сказаному Случайным наблюдателем можно добавить, что "Аврора" на 20 м длинее "Талбота", водоизмещение на 1100 т больше. И говорить, что "Аврора" построена по проекту " Талбота" всё равно что сказать, что "Кутузов" построен по проекту "Кирова" (технический проект куплен у фирмы "Ансальдо"). Проект "Авроры" разработал Константин Токаревский, он же наблюдал за изготовлением броневых плит на Ижорском заводе и за постройкой корабля. "Сметливый" достоин стать музеем - на нём больше новинок кораблестроения (газовые турбины, ракетное вооружение и т.д.). А "М.Кутузов" (как эхо ушедшей истории артиллерийских кораблей) пусть остаётся в Новороссийске.
to Питерский Севастополец: Справедливости ради "дерзкая высадка морского десанта с борта крейсера "Красный Кавказ" непосредственно на причал оккупированного города" - это в Феодосии, но тут весь вопрос не в реальной необходимости возврата крейсера, а в неуемном желании конкретного лица, мотивы которого вне логики, а по разряду психологии. Товарищ не только не может логично обосновать свою хотелку, но и не видит пути ее решения. А решение в современных условиях рыночной суверенной демократии есть и даже на поверхности! Логика в ней тоже не нужна, важна откатоемкость процесса! Вот если сказать нужным людям, что вместо одного исторического памятника можно получить два и при этом четыре этапа на которых можно нажиться то это заинтересует. Но нужно иметь выход на этих людей, а остальное просто: "Кутузов" нуждается в обновлении для поддержания коммерческой привлекательности и на нем можно намыть? Да, но "маловато будет!". А если к примеру создать еще один музей ("Керчь", Сметливый"... да все равно что еще) возникает комбинация: Ремонтируем под музей "сметлу" (делай раз!), ведем ее в Новороссийск на смену уходящему в ремонт "Кутузову", что б новороссийцам не обидно было (делай два!), тащим "Кутузов" в Севастополь на обновить (делай три!), развиваем музеепривлекательность и патриотичность Севастополя до межгалактического уровня обустраивая новый "Кутузовоморфасад" города (делай четыре!) - бинго! И навар у нужных людей и новороссийцы не сильно обижены (им обновление экспозиции пришло) и Стефановский счастлив!
Стыдно пускать такие длинные слюни на чужие успехи, если свои явить не прихотелось. "Кутузов" уже стоит на своем месте. Раньше бы так закатываться и дергаться. Когда весь флот на резку отгоняли аж в дальние загранки.
Дизайн БПК 61 проекта великолепен. Сравнивать комфорт экипажа на нём и подвесную койку для загрузчика нижнего зарядного элеватора между трубопроводов крейсера невозможно. Но в этом и ценность для истории.(и тех кто понимает быт матроса).
Прочный корпус ПЛ для Стефановского был зашитой для него при его службе. Казалось бы, что ему, подводнику, до крейсера с нынешней функцией Антенны мобильного вещания? Когда болит душа офицера, это действительно "не лечится". Но кто бы не поднял тему справедливости и для корабля и его судьбы для города морской славы, то нужно ли ограничиться уровнем комментариев на сайте? Обсуждение среди профи необходимо. Судьбы "Отважного" и "Очакова" также взывают о необходимости сохранения последнего красавца 61 пр. - "Сметливого"...
to Случайный наблюдатель: Да, насчет десанта это я серьезно ошибся на эмоциях. Но сути это не меняет. Автора в меркантильности подозревать не хочется. А вот с некоторой неадекватностью при стремлении отдельных ветеранов (выпрочем, не только) продвинуть в массы свои настойчивые идеи встречаться доводилось.
Автор- руководитель ООО Институт Моргидропроект.
Место Кутузову, конечно, в Севастополе, но это время ушло. И хорошо, что хоть увели его в Новороссийск, а не на Чёрную речку. По поводу Сметливого, в дополнение к вышеперечисленным комментариям, добавлю до кучи и свои в пользу того, что из него обязательно надо сделать музей в Севастополе:
1. проект служил на всех флотах, в отличие от уникального 1134б, к примеру
2. находился в составе и других вмс - Польши, Индии... Это всё аудитория для окупаемости музея
3. первый боевой корабль с газотурбинной ЭУ
4. однотипный бпк Отважный покоится на дне возле Севастополя - это дань памяти
5. Отличное его состояние и небольшое по сравнению там, например, с Керчью, о которой тоже много говорят, заведование, которое можно сожержать в порядке и предоставлять для посещения весь корабль целиком, а не только главную палубу как на Кутузове, где всё остально просто заварено.
Переименовать в бпк, привести в первозданный вид и поставить в артбухте, если это технически возможно. Место тоже очень важно
Крейсер «Михаил Кутузов» переводить из Новороссийска в Севастополь никто не будет. Это очевидно. Есть решение (и ответ Стефановскому) от Главкома ВМФ. Хотя свою позицию Владимир Стефановский обосновывает и борется за свою идею. Надо думать о музеефикации "Сметливого". Это реально и, верится, будет исполнено.