…Это мог быть новый большой город. А мог бы быть промышленно-энергетический центр, совершенно другая точка развития Крыма. А, может, история его успеха обернулась бы вторым Чернобылем — и сегодня зона отчуждения была бы намного больше той территории, где сейчас слышится стук пневмомолота. Да и устраивать экстримтуры было бы некому. Кто знает, как бы оно сложилось?
Говорят, у истории нет сослагательного наклонения — но воображение это остановить всё равно не может. Да и, глядя на гигантскую коробку несостоявшейся Крымской АЭС, закрывающую солнце даже в полдень, сложно удержаться от фантазий. Слишком уж кинематографичная обстановка. Неудивительно, что туристы сюда всегда валили толпами, сколько бы их не гоняли от смертельно опасной «знаменитой заброшки Крыма».
Уже к следующим новогодним праздникам величественный недострой возле Щёлкино может стать историей. Во всяком случае, такую планку установило крымское правительство организациям, которые сегодня заняты на демонтаже объектов Крымской АЭС. Получится ли уложиться в срок, покажет время. Грандиозные стройки у нас уже были — пришло, видимо, и время грандиозной разборки.
Взрывов не будет
Работы по демонтажу Крымской АЭС идут уже несколько месяцев. Пока об этом можно судить только по лому и бетонному бою, который горами растёт вокруг здания реактора. Сама башня по-прежнему высится, вселяя в экстремалов смутные надежды на новый туристический сезон под её сводами.
И всё же нет: не будет больше захватывающих дух крышесносных вылазок в тёмные гулкие коридоры. Территория оцеплена, на въезде охрана. Работы ведутся интенсивно — настолько, насколько вообще позволяет советский бетон высшей марки.
Разборы конструкций будут вестись исключительно механическим путём, поясняет директор госпредприятия «Крымвзрывпром» Юрий Потапенко, в чьём ведении совершенно неожиданно оказался непростой, да и непрофильный объект. Взрывать, учитывая конструкции, просто неэффективно. К тому же в непосредственной близости от станции уже располагаются другие производственные объекты, в том числе и базы «Черноморнефтегаза», которые могут серьёзно пострадать от взрывной волны. Этот вариант, несмотря на название предприятия, категорически не рассматривается.
Взрывных работ не будет: от этого могут пострадать находящиеся рядом базы.
Механический разбор — единственный возможный путь. Хотя и в этом случае не удастся обойтись малой кровью: бетонный монолитный каркас строился с расчётом на то, чтобы выдержать малый ядерный взрыв. Куда уж тут пневмомолотам…
«Сложностей много. Это же объект особого назначения, здесь самая малая толщина стен — 80 см, а местами доходит до полутора метров. Закладка арматуры очень высокая, плотность бетона тоже, — делится начальник участка Арсен Абасов. — Планируем окончательно завершить демонтаж до конца следующего года, но это планы. А какие сюрпризы нас ждут в ходе демонтажа, мы пока не знаем».
В феврале 2021 года крымские власти, объявив о решении сносить Крымскую АЭС, ставили сроки до 31 декабря 2021 года.
На демонтажных работах задействовано около 20 рабочих и тяжёлая техника.
Идём вслепую
Главный сюрприз рабочих и проектировщиков, в принципе, ждал в самом начале: никакой инженерно-технической документации на объект просто не нашлось. Внутренние планы, расположение коридоров, помещений, толщина стен, состав стройматериалов…
Всё это пришлось, по возможности, устанавливать опытным путём. Несмотря на то, что проект Крымской АЭС в общем-то был типовой, в каждый такой объект, строившийся при Советском Союзе, вносились поправки (порой существенные) с учётом особенностей на месте. Но даже типовой проект сегодня достать нереально: действующие предприятия, стратегическая безопасность, гостайна… Приходится импровизировать.
«Сейчас мы ведём демонтаж по проекту, который разрабатывался с нуля проектной организацией. Они зашли, провели исследования, насколько это было возможно. Но без первоначальной документации это крайне сложно. Поэтому работаем фактически вслепую», — признаёт Юрий Потапенко.
Сюрпризы уже были. Например, когда разбирали строения подсобных помещений вокруг, обнаружили, что в стенах было меньше арматуры, чем теоретически могло быть, зато больше бетона. А из чего состоит сплав знаменитых «улиток» — оставшихся внутри главных циркуляционных насосов, которые даже охотники за ломом не смогли распилить на «сувениры» — пока можно только гадать. К этим сорокатонным гигантам демонтажникам ещё предстоит подбираться.
Внутренности АЭС могут подбросить демонтажникам ещё много сюрпризов.
«"Улитки" — это, наверное, единственное, что здесь осталось. Когда мы их обследовали, обнаружили, что их пытались резать — но не получилось. Что это за сплав — покажет анализ, — рассказывает представитель крымского Минстроя Сергей Горбов. — На одной такой "улитке" стоит клеймо после испытаний 1986 года, на нём указано, что она выдерживает давление в 67 тысяч килограммов силы на квадратный сантиметр! Это огромнейшее давление!»
Названная величина — это примерно 6,5 тысячи Мегапаскаль, или 64,8 тысячи атмосфер. Для понимания: тренированным дайверам разрешено погружаться на глубину до 100 метров, где максимальное давление – примерно 10 атмосфер…
Насос с той самой печатью. Испытания проводились в год аварии на Чернобыле.
Тонкости перспектив
Основной аргумент для сноса — безопасность граждан. В Крыму и сезона не проходило, чтобы кто-то из жаждущих острых ощущений визитёров не угодил как минимум в больницу из-за своей неосторожности. В марте 2021 года был случай с 20-летней крымчанкой. В августе 2020-го спасателям пришлось везти отсюда в больницу женщину с пятилетним ребёнком. И это только те случаи, о которых сообщали СМИ.
«Попытки закрыть объект предпринимались неоднократно. Но стоило только поставить ворота или какие-то ограждения, как их просто уносили буквально через неделю-другую, — разводит руками Сергей Горбов. — Использовать его как туристический объект… Были разные предложения. Но с официальным инвестпроектом никто не приходил. Сложность в том, что объект надо сначала обследовать на предмет его состояния. Он же 30 лет под открытым небом: осадки, эрозия… А обследование в таком объёме — это довольно затратно, никто на себя такое не возьмёт».
Здание реактора АЭС уже окружают горы бетонного боя.
Какой бы то ни было исторической или туристической ценности недострой Крымской АЭС сегодня не несёт, уверены специалисты: за прошедшие десятки лет из здания вынесли и вырезали всё, что можно было отпилить и унести. Умудрились снять даже гермодвери. А всё ценное громоздкое оборудование реализовали через дочернее предприятие ещё в украинские времена: за границу продали и уникальный датский кран, с помощью которого строилась станция, и другие ценные детали…
Между тем компания, которая взялась за демонтаж станции, коммерческая (бюджетных средств на это не предусмотрено ни на федеральном, ни на республиканском уровне): работает вместе с «Крымвзрывпромом» по заключённому договору и даже надеется на демонтаже что-то заработать. Правда, пока приходится работать себе в убыток, признаёт Юрий Потапенко.
«Здесь из пригодного — лом чёрных металлов и, возможно, бетонный бой. Последнего здесь пока намного больше — но чтобы его реализовать, нужно ещё привести в соответствие с какими-то стандартами, перебивать в подходящие фракции. Мы сейчас ищем клиентов на такой щебень. Но проблема в том, что это непроектный материал, его можно использовать там, где есть определённые допуски, — объясняет он нюансы строительного рынка. — Это большая проблема. А металлолома здесь, на самом деле, не очень много. Основная масса в самом реакторе — но до него ещё нужно добраться…»
Чтобы начать демонтаж сверху, пришлось пробить стены для захода техники.
И главное — для чего?
Удивительно, но у властей Крыма на территорию, которая освободится после разбора АЭС, пока нет никаких конкретных планов. Как сообщил в своих соцсетях глава республики Сергей Аксёнов, «на данный момент стоит задача привести площадку в порядок».
«Пока конкретных планов строить на этом месте что-либо нет, — добавил глава. — Руководство Ленинского района совместно с профильными министерствами отрабатывают данный вопрос».
Возможно, скоро мы услышим об очередном грандиозном проекте «нового города»: в конце концов, территория перспективная, до «ворот» на полуостров — Крымского моста — рукой подать. Может, и у жителей Щёлкино, ехавших работать на атомную станцию, а получивших десятилетия непроглядной безнадёги и забвения, наконец-то появится шанс на перспективы и лучшую жизнь. И как бы ни было грустно прощаться с реактором неслучившейся Крымской АЭС, тоже ставшей за десятилетия своеобразной «визитной карточкой», хочется верить, что эти перемены всё-таки ведут к лучшему.
Уже совсем скоро от знаменитой "заброшки" останутся только воспоминания.
Наталия Назарук
Фото автора, Власта Пидпалая|ForPost
Обсуждение (7)
"Основной аргумент для сноса — безопасность граждан". И с каких это пор столь трогательно власти стали заботится о гражданах не на словах? Вслед за Станиславским хочется воскликнуть -"Не верю!", т.к. все что последние годы делается на крымской земле всегда идет под лозунгами "заботы", или "просьб" самих граждан, но чаще сводится к банальному "освоению" бюджетных средств "узким кругом ограниченных лиц".
Ломать - не строить. Грандиозный объект, в который власти в очередной раз вкладываться просто не хотят. А развитию территории он нисколько не мешает, наоборот, добавляет колорита. Все очень печально.
Своя АЭС на самом деле очень хорошо. Жаль.
Не получилось у хохлов подложить под Крым мину замедленного действия...
для начала им бы на "диалоге" и на "унитазах" потренироваться.. в Балаклаве тоже есть работёнка.
«"Улитки" — это, наверное, единственное, что здесь осталось. Когда мы их обследовали, обнаружили, что их пытались резать — но не получилось. Что это за сплав — покажет анализ, — рассказывает представитель крымского Минстроя Сергей Горбов. — На одной такой "улитке" стоит клеймо после испытаний 1986 года, на нём указано, что она выдерживает давление в 67 тысяч килограммов силы на квадратный сантиметр! Это огромнейшее давление!»
Читая такое, невольно перед глазами встают картинки из фантастических рассказов, где залетный космический корабль потерпел крушение на Земле, а примитивные земляне проникая туда поражаются чудо технике инопланетян. Горечь реальности такова, что это было с нами, это не какой то космический корабль инопланетян, это мы могли создавать такие штуки расчитанные в 67 тысяч бар, котррые теперь валяются никому не нужным металлолом. Теперь нас интересует Маргенштейны и лайки в тик токах. Сейчас об этом рассказывается как будто о каком то найденном ненудном артефаке, только артефакт этот говорит о проживании в прошлом на этой территории более развитой цивилизации. Как говорится: '' А когда то мы мечтали летать!''
А могла бы эта АЭС нормально работать и снабжать Крым электроэнергией. А то раздаются голоса, что мощности построенных ТЭС уже не хватает.