ЛЮДМИЛА ЗАМЯТИНА, корреспондент:
«До середины 20 века эта улица в Нахимовском районе называлась Лабораторным шоссе. Еще до Крымской войны в балке неподалеку размещались артиллерийские лаборатории Морского ведомства, где снаряжали порохом бомбы и гранаты. В 50-х годах она была переименована в честь руководителя севастопольского подполья Василия Дмитриевича Ревякина».
Кстати, мемориальная табличка на доме номер 1 по улице Ревякина появилась совсем недавно - 5 мая 2015 года. Она была установлена силами севастопольского футбольного клуба СКЧФ.
Великую Отечественную войну Василий Дмитриевич встретил на Южном фронте - в составе 365-го артиллерийского полка защищал Одессу и Севастополь. В последние дни обороны он прикрывал отход советских войск. Попал в плен на мысе Фиолент, но смог бежать в тот же день.
НИНА НИКА, племянница Героя Советского Союза Василия Ревякина:
«Самый выдающийся подвиг у нас остался в памяти родственников, это тот подвиг, когда он бежал с мыса Херсонес, когда он скрывался у тёти Наташи Лопачук, и то, что он старался сделать, помочь городу Севастополю отстоять свои интересы в тот момент, чтобы люди были живы».
Василий Дмитриевич смог устроиться в одну из севастопольских школ учителем химии, где познакомился с Георгием Петровичем Гузовым. Вместе они стали создали подпольную организацию в тылу немцев и объединили в слаженную структуру 17 подпольных групп, которые действовали по всему Севастополю. В организации Ревякина состояло более 200 человек.
Они устраивались на работу на важные предприятия: на железную дорогу, в полицию, в типографию городской управы, на биржу труда, шоферами в немецкую воинскую часть. Все они, рискуя жизнью, собирали ценные данные о расположении немецких штабов, составляли списки немецких агентов и предателей, проводили диверсии.
Им даже удалось достать свинцовый шрифт - якобы для грузил рыбацких сетей. В погребе дома Ревякина оборудовали типографию. По старому радиоприемнику они принимали важные сообщения из Москвы и сводки Совинформбюро. Их газета «За Родину» тиражом 300-500 экземпляров мгновенно расходилась по всему Севастополю.
В ответ на аресты и расправы над подпольщиками севастопольцы только усиливали борьбу с оккупантами. 22 декабря 1943 года город потряс огромной силы взрыв - на железнодорожной станции было уничтожено 38 вагонов с войсками и боевой техникой.
Весной 1944 года, всего за несколько недель до освобождения города Василия Ревякина, его жену Лидию и еще 30 подпольщиков схватили немцы... В Юхариной балке подпольщики были расстреляны. Звание Героя Советского Союза Ревякину Василию Дмитриевичу присвоено посмертно.
Людмила Замятина, Павел Красиков, Александр Митнёв, «Севинформбюро».






Не всё так однозначно. В данном случае... Я так и не понял за что звезду Героя дали?
Не всё так однозначно. В данном случае... Я так и не понял за что звезду Героя дали?
Ну наверное не за то что отсиживался в погребе!
В "Лицах города" есть более подробный очерк.
Не всё так однозначно. В данном случае... Я так и не понял за что звезду Героя дали? ПОДВИГ велик, независимо от того, погиб ли человек на открытом поле боя или борясь с врагом изнутри, как это делали подпольщики, разведчики. Вечная память ГЕРОЯМ.
Мы б улицы иначе называли
Для вечных тем есть поводов немало,
И, окунаясь в прошлое страны,
Хочу, чтобы земля не забывала
О вас, герои прожитой войны.
Душа опять вселенской болью плачет.
Сердца великим горем сожжены.
Мы б называли улицы иначе,
Когда бы не случилось той войны.
В названьях улиц, в бронзе и граните,
В названьях городов планеты всей
Вы, люди, почитайте и храните
Простые имена ушедших дней.
Мы б улицы иначе называли,
Когда б не испытали той войны.
Живи, Земля, без горя и печали!
Будь Севастополь, гордостью страны!