Севастополь

Херсонес на обочине собственной истории

Публицист и историк Любовь Ульянова в ИА Регнум пишет о происходящем в Древнем городе.

5 июля в музее «Херсонес Таврический» в Севастополе открылась выставка под названием «Византийские древности графов Уваровых».

Речь идёт, в первую очередь, о графе Алексее Уварове — знаковой фигуре в истории изучения Херсонеса: он был первым, кто произвел систематические научные раскопки этого памятника, а произошло это в начале 1850-х годов, накануне Крымской войны; кроме того, именно он открыл самый крупный храм древнего города — событие, настолько важное в русской археологии, что это место с тех пор официально называется «Уваровской базиликой».

Однако, скорее всего, сам Уваров вряд ли бы почувствовал себя органично в атмосфере нынешнего музея-заповедника «Херсонес Таврический».

Потому что сын министра народного просвещения Российской империи, сам — государственный деятель, меценат, влюбленный в археологию, и сам археолог, был частью той почти двухвековой традиции восприятия Херсонеса, которая сформировалась на протяжении XIX века и, несмотря на все перипетии советского и постсоветского времени, всё же жила в древнем городище. Той традиции, которая сейчас, возможно, навсегда уходит в прошлое.

Эта традиция была внутренне конфликтной, на одном ее полюсе было восприятие древнего городища как «русского Афона», на другом полюсе — как «русских Помпей» и «русской Трои».

Портрет А.С. Уварова работы И.С. Куликова (1916)

Портрет А.С. Уварова работы И.С. Куликова (1916)

Очевидно, что соотношение между этими двумя подходами менялось на протяжении последних двух веков — если до революции 1917 года они находились в конкурирующем, но в целом сбалансированном состоянии, то в советское время доминировало научно-археологическое восприятие Херсонеса, а в постсоветское время ожила и заметно усилилась религиозная трактовка этого места.

Однако, несмотря на явную конфликтность двух данных подходов, именно традиция их конкуренции друг с другом сформировала в итоге само пространство древнего городища в качестве сакрального во всех смыслах «места памяти».

Часто можно услышать, что в России сегодня нет устойчивых традиций, так как развалы страны, случившиеся в ХХ веке дважды, обрушивали ценности предшествующего периода. Поэтому, в частности, так слаб отечественный консерватизм, связанный, как известно, с сохранением традиций.

В Британии в конце XVIII века консервативная традиция была во многом «изобретена» усилиями Эдмунда Берка (есть даже такой термин — «изобретение традиции»), ставшего основоположником мощного и поныне британского консерватизма.

История же изучения Херсонеса как памятника древности — это именно традиция, длительная в том числе по меркам истории государства Российского и имеющая значение не только для Севастополя, но и в целом для понимания того, на каких ценностях стоит наша страна. Здесь ничего не нужно «изобретать», эту традицию просто нужно осознать. Причем осознать ее желательно до того момента, когда она уйдет в прошлое под натиском того, что принято называть «либеральным глобальным постмодерном», который превращает все ценности в фейковую реальность посредством интерактива.

Сейчас в Севастополе сильно возмущение деятельностью фонда «Моя история», однако стремление к преобразованию Херсонеса из археологического памятника и места паломничества в некое интерактивно-образовательное пространство возникло не прямо сейчас, а несколькими годами ранее. И шло оно не столько из церковных кругов, сколько из самого музея-заповедника, в процессе его преобразования из местного, севастопольского научного учреждения, ориентированного на археологические изыскания, в федеральный музей.

Севастополь. Национальный заповедник «Херсонес Таврический»

Севастополь. Национальный заповедник «Херсонес Таврический». Alexxx Malev

Впервые эти изменения проявились при создании нового сайта музея-заповедника в 2015 году. У старого сайта, покинутого в мае 2015 года, есть отдельная страница «Краткий очерк истории Херсонесского музея», где излагается совсем не краткая, а подробнейшая история того, как изучался Херсонес с момента присоединения Крыма к Российской империи в конце XVIII века и по начало века XXI. А вот новый сайт лишен не только такой отдельной страницы, но и соответствующей информации. В новой версии сайта федерального музея-заповедника история изучения древнего городища на протяжении XIX — ХХ веков сведена в несколько абзацев преимущественно о советском периоде существования музея.

В 2016 году мне довелось беседовать с только что назначенным тогда директором музея-заповедника «Херсонес Таврический» Светланой Мельниковой — профессиональным высококлассным музейщиком с большим стажем работы. Новый директор подробно говорила о Херсонесе как о месте, позволяющем вести «широкомасштабную культурно-образовательную музейную деятельность», в первую очередь, доступную для детей, а на мой вопрос под конец интервью:

«Херсонес сегодня воспринимается в основном как археологический памятник. Коллектив музея-заповедника — также преимущественно археологи. Каким Вы видите будущее заповедника с точки зрения археологии?»

прозвучал ответ:

«Действительно, я обратила внимание, что в Херсонесском музее-заповеднике праздник День археолога значит гораздо больше, чем День музеев. Для меня это совершенно понятно. Но мне бы хотелось в Херсонесском музее-заповеднике больше музея…

Обычному, неподготовленному человеку многое из того, что восхищает профессиональных археологов, непонятно. Многие могут сказать — это просто камни. Поэтому надо суметь правильно подать археологический материал… Музей должен работать для людей — это непреложная истина!»

Базилика в Херсонесе

Базилика в Херсонесе. Dmitry A. Mottl

Собственно, от такого восприятия Херсонеса до заполнения его территории «интерактивом», для которого нужны соответствующие «благоустройство» и «реконструкция», оставался только шаг. И если бы его не сделал фонд «Моя история», известный организацией интерактивных выставок и пространств в разных регионах России, в том числе в Москве, этот шаг сделал бы кто-то другой.

***

Основные векторы и составляющие описанной выше традиции восприятия древнего городища хорошо показывает не только старый сайт Херсонесского музея, но и научные работы, посвященные истории изучения городища:

  • украинских историков Сергея Сорочана, Виталия Зубаря, Леонида Марченко — «Жизнь и гибель Херсонеса» (издано в Харькове в 2000 году),
  • уральского археолога Аллы Романчук, на протяжении почти 40 лет возглавлявшей раскопки в Херсонесе уральской экспедиции, — «Исследования Херсонеса-Херсона. Раскопки. Гипотезы. Проблемы» (издано в Тюмени в 2008 году),
  • советского археолога Александра Формозова (например, его статья «Алексей Уваров и его место в русской археологии»).

В первую очередь стоит сказать о том, что обе трактовки Херсонеса — и как «русских Помпей», и как «русского Афона» — исходили не только из самоценности, но и из уединенности самого места.

Афон, как известно, — символ строгого монашества, отрешенного от мирской жизни даже географическим положением. И когда основатель монастыря на территории древнего городища архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий на рубеже 1840-х — 1850-х годов мечтал о «русском Афоне», очевидно, он опирался и на вот это ощущение уединенности и отрешенности, которое давал сам Херсонес и которое чувствовалось в нем вплоть до самого последнего времени, пусть и далеко не в той степени, как это было в дореволюционное время.

Характерно, что Иннокентий создал в Херсонесе киновию — то есть тот тип монастыря, который предполагает небольшие размеры и замкнутый образ жизни для монахов. И хотя в дальнейшем, в 1860-е годы, возрожденный после Крымской войны монастырь был причислен к монастырям первого ранга, а его руководитель иеромонах, а затем архимандрит Евгений настоял на строительстве большой двухэтажной церкви — Владимирского собора, вместо небольшого деревянного храма, имевшегося в киновии ранее, ощущение свободы и уединения от пространства древнего городища не исчезало.

Херсонес Таврический — это античный город, основанный древними греками

Херсонес Таврический — это античный город, основанный древними греками. (сс)Burliai

Достаточно прочитать поэму Анны Ахматовой «У самого моря».

Важно обратить внимание, что у церкви как института длительное время отсутствовал интерес к Херсонесу, и то, что делал Иннокентий, а затем и Евгений, по отношению к древнему городищу в целом — было, по сути, их личной инициативой.

А сделали они многое.

Архиепископ Иннокентий имел в планах не только проводить раскопки Херсонеса, но и создать при монастыре небольшой музей, чтобы сохранить на этой земле память о ее древней истории. Причем этот подход противоречил позиции частного археологического общества, возникшего в 1839 году и получившего разрешение от правительства проводить раскопки по всему Крыму, — Одесского общества истории и древностей, которое настаивало на том, чтобы вывозить находки либо в Одессу, либо отправлять в Эрмитаж.

Архиепископ Евгений, будучи сам членом Одесского общества, добился самостоятельности в проведении раскопок древнего городища, чем и занимался на протяжении практически 15 лет вместе с монахами, сохраняя находки, в том числе и от расхищения. О том, что представлял собой неофициальный музей Херсонесского монастыря, созданный таким способом, говорит описание московской Политехнической выставки 1872 года — выставки, с которой находки в Херсонес не вернулись.

Старый сайт музея «Херсонес Таврический» так пишет о коллекции, присланной в Москву из Херсонесского монастыря:

«Среди них были, вероятно, и находки графа Уварова. Было передано 143 экспоната, описанных очень кратко, например: капителей мраморных и известняковых — 13, надписей и надгробных памятников — 16, статуй обломков и барельефов — 4 … и т.д.

Вещи из Москвы не возвратились, часть из них попала в коллекцию Исторического музея, основанного в том же 1872 году.

Архимандрит Евгений жаловался в одном из писем, что музей, который посещался августейшими особами из многих стран, стоит теперь пустой».

Именно в это время — 1870-е — 1880-е годы — окончательно оформляется альтернативная концепция трактовки Херсонеса: как «русских Помпей». Связано это было с деятельностью вдовы Алексея Уварова — Прасковьи Уваровой, слова которой о Херсонесе как «русских Помпеях» в письме к императору Александру III стали хорошо известны.

Владимирский собор в Херсонесе

Владимирский собор в Херсонесе. Дарья Антонова © ИА REGNUM

В результате этого письма на раскопки Херсонеса под эгидой Императорского археологического общества, к созданию которого 30 годами ранее приложил руку сам Уваров, наконец-то были выделены средства. Обращает на себя внимание и подход, выбранный центральной властью, — проводить изучение городища силами местных энтузиастов.

Именно к числу таких энтузиастов и относился Карл Косцюшко-Валюжинич, начавший систематические раскопки в 1888 году и основавший в 1892 году из многочисленных находок так называемый «Склад древностей». Карл Казимирович мечтал, конечно, о музее, причем желательно двухэтажном, но сама история как будто противилась этому. Только в годы Гражданской войны, спустя 11 лет после смерти Косцюшко-Валюжинича «Склад древностей» превратился в «музей», а «заведующий раскопками» — в его директора.

Сама идея «Склада древностей» — а не музея — кажется не случайной.

В том, что делал на протяжении почти 20 лет Косцюшко-Валюжинич, будто бы отражалась всё та же суть Херсонеса, которую увидел в свое время архиепископ Иннокентий.

Да, сам основатель «Склада древностей» находился в очень напряженных отношениях с монастырем, но важно то, что и для светских археологов-ученых либо энтузиастов, и для священнослужителей общим было восприятие Херсонеса как места уединенного, требующего к себе трепетного отношения, не принимающего по сути своей суеты и кардинального преобразования собственного пространства.

Думается, что такое отношение во многом передалось и советским археологам, не случайно Алла Романчук, сделавшая многое для открытия Херсонеса различных эпох в последней трети ХХ века, в 2015 году говорила автору этих строк, что давно пора на время оставить городище в покое, не повреждая его даже дальнейшими раскопками — пока не придуманы новые технологии, позволяющие в большей степени сохранять древность, чем умеют археологи сегодня.

Такие слова профессионального археолога, всю жизнь отдавшего раскопкам Херсонеса, дорогого стоят.

Косцюшко-Валюжинич (1847-1907)

Косцюшко-Валюжинич (1847-1907)

И в этом — тоже характерная особенность этого места, которое вот уже почти два века провоцирует людей на подвижничество. Не случайно среди первых археологов Херсонеса — флотское офицерство, проводившие раскопки в поисках места крещения князя Владимира по инициативе командующего ЧФ адмирала Алексея Грейга, а затем — и по собственной инициативе и за свой счет.

Не случайно и сам адмирал, явно в соответствии с атмосферой самого места, хотел создать в память о крещении Руси в Херсонесе небольшой памятник и при нём «скромную богадельню» на 20−30 человек, которая оберегала бы древний город от расхищения.

Вообще в историю изучения Херсонеса внесли большой вклад люди, весьма далекие по своим профессиям от археологии и вообще науки, для них это было, несомненно, своего рода подвижничество. Среди таких людей:

  • Захарий Аркас, раскапывавший городище по указанию адмирала Михаила Лазарева в начале 1840-х годов, который был не только капитаном 1-го ранга, но и председателем Севастопольского статистического комитета.
  • Его брат адмирал Николай Аркас, в 1870-е годы переиздавший на собственные средства «Описание Ираклийского полуострова», после благотворительной продажи которой положил 600 рублей в Севастопольский городской банк — «в основание капитала на постройку музея».
  • Алексей Уваров, отказавшийся ради археологии от дипломатической карьеры, перейдя в Министерство внутренних дел, начавший перед отъездом на раскопки Херсонеса в 1852 году переговоры с министром внутренних дел о создании государственного Археологического общества, которое бы финансировало раскопки.
  • военный инженер штабс-капитан М.И. Гарабурда в 1870-е годы, который, когда военные начали «осваивать» Херсонес, по собственной инициативе занес всё открытое при таком освоении на планы.
  • и, конечно, сам Карл Косцюшко-Валюжинич — банкир по роду деятельности, заместитель председателя Севастопольского городского банка, распрощавшийся с этой службой ради Херсонеса.

Памятник Апостолу Андрею, расположенный на территории Херсонеса Таврического в Севастополе.

Памятник Апостолу Андрею, расположенный на территории Херсонеса Таврического в Севастополе. Hram-aleksiya-mecheva.ru

Держала паритет между двумя конкурирующими видениями — «русский Афон» или «русские Помпеи» — и высшая власть. Когда графиня Уварова обратилась к Александру III с просьбой создать в Херсонесе «археологическую станцию», упразднив монастырь, император согласился только с первым предложением. Спустя 20 лет его сын Николай II на ту же просьбу той же графини Уваровой поступил точно так же — он сохранил монастырь, вместе с тем повышая финансирование раскопок и пополнение «Склада древностей».

***

Такой паритет высшая власть сохраняла в отношении Херсонеса вплоть до самого недавнего времени. Точно так же как сохранялись в примерно равном положении две описанные выше конкурирующие силы.

Очевидно, что когда первый российский губернатор Севастополя Сергей Меняйло в 2015 году назначил директором музея-заповедника протоирея Сергия Халюту, то возмущение вызвал именно факт нарушения сложившегося издавна паритета, нарушения устоявшейся традиции — относительно равного существования двух подходов к древнему городищу.

А это значит, что сам паритет — несмотря на все проблемы, конфликты и столкновения — в 2015 году еще существовал.

Появление на территории Херсонеса фонда «Моя история» не нарушает этот паритет, а просто оставляет его в прошлом, по-революционному превращая традицию в рудимент, который должен быть выкинут на «обочину истории».

Остается только надеяться, что двухвековая традиция проявления в этом месте разных сил с разными, подчас противоположными, интересами, подходами и принципами сможет выстоять под натиском интерактивного постмодерного освоения — освоения и традиционного археологического, и традиционного религиозного пространства.

И мы еще увидим в Херсонесе и «русские Помпеи», и «русский Афон» в их напряженном и динамичном столкновении друг с другом.

Любовь Ульянова. ИА "Регнум"

Источники
4298
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (20)

Profile picture for user d dd
9090
d dd

джинса?

Profile picture for user Город русских моряков
1928
Город русских …

Фонд "Моя история" аферисты и осваиватели бюджетных денег, к настоящей истории, археологии и музейному делу никакого отношения и понятия не имеющие. И эта водоканальная примадонна такая же...

Profile picture for user d dd
9090
d dd

to Город русских моряков:  те я правильно понял -про фонд (PR) ))

Profile picture for user Ольвия
588
Ольвия

Обо всем и ни о чем. Сомневаюсь, что эту статью кто- то прочитает полностью. 

Profile picture for user Даккар
6745
Даккар

Не удивлюсь,если территория раз этак в 20 уменьшится-застроить и такие деньжищи можно хапнуть.

Profile picture for user алекс орехов
1561
алекс орехов

откройте доступ к морю

Profile picture for user Топотушка
2550
Топотушка

А гладиаторские бои в новом "колизее" будут проводить? А то главное для плебса - хлеб и зрелища. Проблему с хлебом решить не получается , а вот на строительстве аттракционов и серьёзные люди бабла поднимут , и невзыскательному обывателю бутафорскими декорациями глаза замылят. Один вопрос : а можно было Диснейленд  планировать не на территории археологического памятника мирового значения?

Profile picture for user хан-3-7-11
309
хан-3-7-11

директор фонда моя история  и ее зам бывшие парикмахерши,а кто ими вертит тоже поятно

Profile picture for user Oberon
6812
Oberon

15 декабря 2017 г. Министерство культуры Российской Федерации совместно с Патриаршим советом по культуре разработало утвердило «дорожную карту» по созданию историко-археологического парка. Оператором проекта парка выступил Фонд «Моя история».



Реализация намеченной программы обеспечит приток в Крым многочисленных паломников и туристов со всей России и стран ближнего и дальнего зарубежья, придаст мощный импульс развитию Севастополя и всего Крыма, позволит превратить этот важнейший регион в духовный, культурный и научно-образовательный центр Юга России. Широкая публичная репрезентация Херсонеса как национального сакрального центра России позволит сформировать в международном информационном поле ясное и недвусмысленное понимание фундаментального значения Крыма как исторической купели и неотъемлемой части Российского государства.

 

Финансирование деятельности осуществляется как за счет собственных, так и за счет привлеченных средств.

https://www.фондмояистория.рф/o-fonde/

 под освоение средств такого проекта не грех и фонд создать. варвары. лицемеры. от сакрального центра, походу, одни ворота останутся.

Profile picture for user Jemby
3072
Jemby

ЮНЕСКО открестился от Херсонеса в 2014 году по понятным причинам. О Фонде "Моя история" мы знаем. Трындец археологии!

Profile picture for user Виктория Весна3
20
Виктория Весна3

aggressive

Profile picture for user Белый Монaх
249
Белый Монaх

Сколько себя помню, столько не утихали споры.

Profile picture for user Elena-S
407
Elena-S

 

откройте доступ к морю

 Наше Правительство и депутаты считают, что 50 м моря на Песочном и чуть больше на Солнечном -это отлично.

Два человека на 1 кв м площади воды сегодня в 9 утра на Песочном - что еще надо?

Море Херсонеса - это же хрустальный экспонат, неприкосновенно. Хотя и не входит в публичную кадастровую карту музея. 

пляж Песочный СевастопольХерсонес

Profile picture for user Elena-S
407
Elena-S

откройте доступ к морю

 

Profile picture for user Ольвия
588
Ольвия

Скоро на Херсонесе можно будет купаться, но исключительно правильным гражданам, которые не создают антропогенной нагрузки, т. к летают над землёй аки ангелы и не оскорбляют чувств верующих, поскольку их тела совершенны. Для этого нужен имущественный ценз, плебеи Севастополя его не проходят, поэтому им место в мочесборнике на "Солнечном". А для ангелоподобных граждан откроют, но за забором,и море Херсонеса, и все что угодно.На "Солнечном треш нереальный творится. Люди в 4 яруса толкутся, плюс там же, на пляже, помывочная - душ. Вода после мытья течёт прямым стоком на пляж, где люди. sorry Этот гадюшник нужно закрывать.

Profile picture for user Fedot
201
Fedot

Жаль,сам лично раскапывал Херсонес в составе экспедиций.Бережный,тяжелый,медленный труд,направленный на максимальное сохранение всего,что удалось обнаружить. Более века копают археологи и всего 1/3 только открыли. Теперь, всего через 7 лет, открывать будет нечего.

Profile picture for user Линьков
32344
Линьков

Древний Херсонес нужно откапывать, а не закапывать.

Profile picture for user Туман
377
Туман

Исторический очерк - да, но о "происходящем в Древнем городе" - ничего не понятно. А в реалиях, происходящее - катастрофично! 

Profile picture for user ИяМуравлянникова
113
ИяМуравлянникова

Вся БЕДА в том, что музей достался сегодня двоешникам с исторического факультета, которые, судя по возрасту, пошли учиться, в те времена , где конкурс был минимальный. (30-40 лет тому). На Истфак в пединститут. Археологией и не "пахнет" . Неведомо это им, освоителеям и уничтожителям, несостоявшимся НИГДЕ!!!!!!!. Спасать надо наш Херсонес. От этих ......

Profile picture for user Тихон Чистяков
1320
Тихон Чистяков

 

ЮНЕСКО открестился от Херсонеса в 2014 году по понятным причинам. О Фонде "Моя история" мы знаем. Трындец археологии!

 Юнеско "открестился". когда мы его "отреставрировали" в 2004 году - смесь "бульдога с носорогом"! Тогда и вывели из под охраны, поскольку получился новодел. Россия "открестилась" от мировой культуры. Кстати, в 206 - ЗС, всё же удалось сохранить связь с мировой культурой!

(Пока рука Горелова не добралась испоганить ещё и этот  наш закон!).

Главное за день

Олег Зубков рассказал об уголовных делах в отношении «Тайгана»

Скоро в двух громких делах будет поставлена точка.
11:26
7
1853

Игнорим, ловим, отпускаем: как Севастополь имитирует работу с бродячими собаками

Если бы у животных без владельцев был адвокат, он первым делом потребовал бы признать систему обращения с ними в Севастополе несостоятельной.
20:00
21
2190

При каком условии заработает крымский аэропорт

Глава региона "готов запустить его немедленно".
18:28
7
11746

Солнце, море и три часа ожидания: как пересечь Крымский мост летом

Сезонный трафик превратил поездки на полуостров в испытание.
14:30
10
5200

Туризм

Солнце, море и три часа ожидания: как пересечь Крымский мост летом

Сезонный трафик превратил поездки на полуостров в испытание.
14:30
10
5200

Туристам станет проще добраться в Крым из аэропорта Сочи

Воздушную гавань и Крымский полуостров свяжут автобусные рейсы.
10:28
1
10561

Туристам будет легче попасть к популярным памятникам Крыма

Ремонта местные дороги не видели много лет.
12:28
0
1150

Какие черноморские пляжи России опасны из-за концентрации вредных веществ

В Анапе не доверяют данным Роспотребнадзора о морской воде и местных пляжах.
18:20
0
2811

В Крыму назвали виновных в дефиците билетов на поезда в Крым

В регионе рассказали, можно ли решить эту проблему.
16:14
11
34503

Как достать билет на поезд в Крым

В компании-перевозчике раскрыли секреты «охоты».
12:20
3
19648